О высоких чувствах: Козы-Корпеш и Баян-Слу как “корни” общества и песня как импульс в развитии патриотизма

Власть – госаппарату, землю – в казну, дорогу — олигархам


Кажется, Г.Киссинджер сказал, что власть – самое сильное возбуждающее средство. На этом фоне затасканная формула, что ее “источником является народ”, выглядит, мягко говоря, теоремой, которую нельзя доказать. Скорее, фраза, вошедшая в Конституции государств мира, является не более чем прикрытием для выходцев из народа, относящихся к массам постольку поскольку. Впрочем, и многие другие положения “основного закона” государств редко соотносятся с действительностью.


“Согласно Конституции Республики Казахстан, единственным источником власти является народ, который изъявляет свою волю на выборах, – напоминает “Ассанди-таймс”. — Однако так было только в первые годы независимости, когда нынешний президент действительно имел поддержку большинства избирателей. Начиная с 1995 года, по мере того, как страна из республики парламентской превращалась в суперпрезидентсткую, источником власти Нурсултана Назарбаева все больше становится государственный аппарат”.


Несмотря на то, что по Конституции Казахстан является не парламентским, а “унитарным государством с президентской формой правления”, автор “А-Т” по-своему прав: люди бывалые признают, что нынешний состав парламента суверенного Казахстана совсем не чета 12-ому созыву парламента КазССР.


По мнению Мухаметжана Адилова, “именно всеобъемлющий, постоянный и эффективный контроль над всеми частями, звеньями и уровнями государственной машины позволяет действующему президенту быть тем, кем он является”, то есть тем самым источником власти. В этой связи “для тех, кто мечтает унаследовать власть, принципиально важно получить контроль над государственным аппаратом”. По мнению автора, партия — единственная возможность Д.Назарбаевой и Р.Алиева “прорваться к власти”, “ведь добраться до источника власти – контроля над аппаратом – им не дадут два старых оппонента – Нуртай Абыкаев и Тимур Кулибаев”.


“Победа “Асара” на выборах в парламент превращает Даригу Назарбаеву в лидера крупнейшей парламентской фракции. А это прямой путь в спикеры Мажилиса, что, во-первых, позволяет оказаться в самом центре политической жизни, а во-вторых, – при определенных обстоятельствах оказаться в президентском кресле”, — считает в “заметках постороннего” Сергей Дуванов. В итоге журналист сравнивает Казахстан с “джунглями, где господствуют суровые законы дикого капитализма и где, кто может, “рубит капусту”, не очень заботясь о законности такой “рубки”.


К слову, о законах “дикого капитализма”. По Конституции Казахстана, все богатства страны принадлежат народу, в том числе земля. С нового года в Казахстане вступил в силу Земельный кодекс.


“Пользуясь терминологией противников введения частной собственности на землю, можно сказать, что “распродажи родины”, которой пугали во время обсуждения законопроекта…, все же не произошло”, — считают “Известия-Казахстан”. Однако газета отмечает, что с 1 января 2005 года отменяется институт субаренды. Соответственно, к этому сроку “все владельцы условных земельных долей должны будут определиться с тем, что делать со своим участком: либо выкупать ее в частную собственность, либо брать в аренду у государства. Причем в последнем случае выбор у крестьянина не велик – либо обрабатывать земельный участок самостоятельно, либо войти с ним в уставной капитал какого-то действующего сельскохозяйственного предприятия, либо на паях с такими же крестьянами создавать новые ТОО или АО”.


“И здесь, как считают депутаты, возникает масса проблем”, — пишет “Страна и мир”. Газета цитирует депутата В.Котовича: “если до 1 января 2005 года люди не успеют распорядиться своими земельными участками, то потом эти земли перейдут в Земельный фонд? А мы, хозяйственные объекты, возьмем ее в аренду и будем как прежде работать. Люди не сумеют воспользоваться своими виртуальными правами и потеряют и землю, и доход!” Кроме того, “по мнению депутатов, многие товарищи крестьянских товариществ, которые работают с земельными паями на правах субаренды, могут просто отказаться от них, а выкупить свой участок крестьянин не сможет, ведь стоимость одного гектара даже с учетом льгот получится немалая”.


У земледельцев и до этого было много головных болей, теперь же их прибавится. “Изначально говорилось, что, хотя казахстанская земля и стоит довольно дорого, задачу пополнить казну, продавая землю в частную собственность, никто не ставит. Главная цель, которую преследовало государство…, — это запустить землю в рыночный оборот и двинуть реформы на селе. Эта цель, увы, пока не достигнута, возможно, потому, что средства для ее достижения были выбраны не совсем удачные”, – резюмирует “Известия-Казахстан”.


Пополам земля, пополам небеса…


В Казахстане много бед, одна из которых, можно сказать, вечная – дороги. Видимо, приватизации земли оказалось недостаточно, добрались и до перекладных, стремительно везущих страну в “светлый путь”.


Как сообщает “Эпоха”, “правительство дало зеленый свет приватизации казахстанских железных дорог”. Газета пишет о сути объявленной правительством программе реструктуризации железнодорожного транспорта: “цель программы внешне выглядит весьма благородно – создание полноценного конкурентного рынка в грузовых и пассажирских перевозках. На самом же деле, железную дорогу намерены поделить между собой мощные олигархические группы, аффилиированные с провластными партиями – “Отаном”, Гражданской и Аграрной”. В качестве доказательств “Эпоха” приводит факт, который “давно не является секретом” — что “КЖТ активно участвует в поддержке “Отана” наряду с другими национальными компаниями, а главный железнодорожник страны Ерлан Атамкулов тесно связан с руководителем “Отана” Амангельды Ермегияевым через группу компаний “Рахат”. Газета считает, что “крупные перевозчики и лучшие вагоны на первых порах будут неявно контролироваться нынешним руководством КТЖ, тогда как всем остальным олигархам придется срочно вникать в премудрости пассажирского обслуживания и перекупать специалистов у КТЖ. Что будет с пассажирами, пока не очень понятно, но, памятуя о печальном опыте нашей авиации, можно прогнозировать большой хаос на казахстанских железных дорогах с последующим банкротством частных перевозчиков”. Становятся понятными последние “движения” вокруг КТЖ, а также суть публикаций в других СМИ о железнодорожном беспределе и скором наведении порядка, чистоты и уюта в этой сфере.


Что же касается воздушного пространства, здесь тоже большие перемены. Газеты пишут об оптимизации национального авиаперевозчика “Эйр Казахстан”. Как сообщает “Панорама”, сегодня в Алматы состоится совещание с участием представителей гражданской авиации с профсоюзом авиакомпании, “на котором будут обсуждены вопросы дальнейшей судьбы нацперевозчика. На этой неделе нацперевозчик закрыл свои представительства в нескольких регионах страны, также, по неподтвержденной информации, подготовлено несколько исков о признании авиакомпании банкротом”.


“Комсомолка” напоминает, что ранее “в тройку лидеров вместе с “Эйр Казахстан” входили также авиакомпании “Эйр Астана” и “Скат”. Газета пишет, что в этот осенне-зимний сезон “Эйр Казахстан” выполнял рейсы в 41-м направлении, половина из них приходилась на международные линии. То есть, казалось, что “дела у крупнейшего авиаперевозчика идут просто блестяще. Но… через год оказалось, что иметь монополиста в сфере авиации Казахстану невыгодно”. Так что компания разваливается на глазах, идет массовое увольнение кадров: “сотрудники пишут заявления об увольнении, расписание полетов аннулировано, а почти все рейсы распределены между другими авиафирмами”.


Убить заочку


Сумасшедшими темпами в Казахстане идут реформы системы образования. И если до этого момента реформаторские наклонности проявлял один министр, то теперь до образовательного процесса добрался и бывший банкир Марченко. Правительство намерено ликвидировать возможность заочного обучения. Как заявил на коллегии министерства образования вице-премьер Григорий Марченко, казахстанские вузы давно уже превратились в “фабрики по печатанию дипломов”, — цитирует “Комсомолка”. По мнению МГИМОшника, “удовлетворенные таким образом личные амбиции для общества и экономики нашей страны не нужны. А это значит, что Казахстан ничего не потеряет, если заочное образование вообще будет ликвидировано”. Вопрос целесообразности заочного обучения будет решен 24 февраля на ближайшем заседании правительства.


В свою очередь, “Комсомолка” разумно предполагает, что отмена заочки приведет к повышению цен на очное обучение: “если после ликвидации заочных отделений качество образования и выиграет, то руководство вузов, несомненно, потеряет. Достаточно произвести несложные арифметические действия: если 295 тысяч сегодняшних заочников выкладывают за знания в среднем по 300 у.е. в год, то вузовские классы за этот самый год пополняют почти на 9 миллионов долларов”. Действительно, любые перемены вызывают неоднозначные оценки, потому что, как правило, если мы лечим одно, то калечим что-то другое.


“Бодрое выступление первого вице-премьера страны, однако, не вселило надежды. Ведь реформу будет проводить Министерство образования, и здесь прогнозы если не пессимистические, то и не оптимистические. Если бы реформа того же образования в Казахстане проводилась персонифицированно, то можно было бы поверить господину… (здесь автор перечисляет заслуги г-на Марченко), что все пройдет аккуратно. Однако… теперь неизвестно, долго ли он пробудет на месте вице-премьера и не пошлют ли его “закрывать грудью другие дзоты”.


В чем заключается мораль и здоровье нации


В Казахстане дефицит патриотизма как такового и соответственно патриотических песен. А тех песен, что имеются, считает министерство культуры, недостаточно для воспитания любви к родине. “Панорама” пишет, что минкультуры обвиняет отечественных музыкантов в пассивности, требует от композиторов соответствующих песен и объявляет о начале конкурса на лучшую.


“Когда я подолгу работал в Астане и слышал там где-нибудь песню “Алматым”, написанную еще в советские годы, то очень скучал по южной столице”, — цитирует газета министра Касеинова. Последний уверен, что “песня должна внести новый импульс в развитие патриотических чувств”.


По мнению композиторов, проблема заключается не в их лености или нелюбви к отечеству, а в невостребованности таких композиций и в отсутствии их рекламы. Г-н министр пообещал принять эту информацию к сведению. Так что, может быть, совсем скоро, включая по утрам радио и телевизор, мы будем слышать напев одной и той же песенки. А сотрудники госучреждений будут выстраиваться по утрам в шеренгу и петь этот хит вместо гимна.


“Деловая неделя” также акцентируется на высоких чувствах, правда, между полами. Все ж таки канун Дня всех влюбленных. Задумавшись, как его проводить казахстанцам, “ДН” вспоминает, как “в свое время газета “Жас Алаш” предложила отмечать как праздник влюбленных в Казахстане День Козы-Корпеша и Баян-Слу. В ответ в русскоязычной прессе прозвучало: “Извините, ребята, но такого праздника у нас никогда не было”. Правда, “поистине светлого праздника без серьезного религиозного подтекста у и национальных границ – Дня святого Валентика” у нас тоже раньше не было”.


По мнению автора “ДН”, “на самом деле, лирика “Козы-Корпеша и Баян-Слу” заключается не в “коллизиях” высоких чувств, а в народной памяти, окружившей их”. Поэтому “должно быть понятно и требование времени – эпохи глобализации”. А “ее ветер не должен провоцировать на беспорядочный полет, опасный для морали и здоровья нации. Должны быть укреплены и корни, на которых держится общество”.