СМИ заполонили “политические бомжи” и “оборотистые борзописцы”
Продвигаемый Н.Назарбаевым лозунг “экономика первична, политика – вторична” находит свое отражение в сегодняшних газетах. Хорошо, что политика есть концентрированное выражение экономики, и политическая составляющая все же присутствует в публикациях, казалось бы, отстраненных от политики. Правда, читать приходится между строк, и интерпретировать написанное по-своему. К слову, в последнем номере “Журналиста” неподражаемая председатель “Алматинского правозащитного комитета “Атамекен” Шолпан Сармурзина заявила, что сейчас журналистика “сумрачная”, “стерся интеллект, сплошные хаотичные рассуждения”: “многих я читаю и не могу понять, что они хотели сказать? Не пойму их логику, не услежу за мыслью, если она вообще есть”.
По мнению бывшего преподавателя факультета журналистики, сейчас “на поверхность всплыли оборотистые борзописцы. Именно такие люди заполнили прессу”. В ужесточении медийного законодательства Ш.Сармурзина обвиняет олигархов, монополизировавших СМИ: “ведь что получается: зарегистрирует какой-нибудь олигарх с денежным мешком СМИ и потом использует его для борьбы с таким же олигархом. В результате агрессивность наших СМИ привела к ужесточению закона. Жили же по первому закону, гнусного поведения не проявляли, а когда отменили антимонопольное право – тут уж олигархи распоясались! Потому журналистика и терпит провал, что поле деятельности заняли “политические бомжи”, маргинальные по своему сознанию”. Так что, по мнению правозащитника, “пресса сейчас, за исключением нескольких СМИ, заслуживает презрения”.
Забыть “зубров”, делать ставку на новичков
По понятным причинам наиболее политизированной, так сказать, боевым листком, является “Соз”, посвятившая выпуск предстоящему учредительному съезду партии ДВК. Между прочим, на свой съезд оппозиция приглашает политиков, увидеть которых на оппозиционном мероприятии сейчас было бы, как минимум, весело – Н.Назарбаева, Д.Назарбаеву, Н.Абыкаева, Е.Ертысбаева, В.Храпунова… Наверное, амбициям нашей оппозиции позавидовал бы сам Наполеон. Впрочем, с одной стороны, капля логичности здесь присутствует: отправляет же президент послания съездам пропрезидентских партий, их так много, а оппозиции так мало. С другой стороны, редкий смельчак и циник приедет в гости к недоброжелателю или врагу.
“Соз” опубликовала “воззвание к народу Казахстана” с призывом “не только помнить политические репрессии прошлого, но и честно взглянуть на факты сегодняшних государственных преступлений по отношению к молодым и талантливым политикам, которые являются достоянием общества”. И в этой связи, считает газета, “свобода Галымжана Жакиянова – это дело чести всего народа Казахстана, а потребовать ее от власти – дело совести каждого из нас”.
В то же время “Соз” не берется прогнозировать, будет ли партия ДВК зарегистрирована: проблема “не в отсутствии популярности”, а в том, что, “к сожалению, население запугано”. Но, по мнению газеты, “в любом случае на политической арене пробил час ДВК. И теперь весь Казахстан и международные наблюдатели будут смотреть и ждать: если партию “Асар” зарегистрировали, по сути, мгновенно, то будет ли зарегистрирована партия ДВК?”. Кстати, относительно “Асара” сопредседатель “Ак жол” А.Байменов сомневается, что “перед ее регистрацией вообще проводилась какая-то проверка данных”. Председатель Гражданской парии А.Перуашев, говоря о возможности регистрации ДВК, отметил, что “и у Гражданской партии тоже были в этом плане определенные проблемы”, поэтому “надо работать, вот и все”. Политолог Д.Сатпаев, рассуждая о перспективах руководства Г.Жакиянова партией, считает: из-за того, что “вся власть отрицательно воспринимает такую картину”, партии “необходимо искать новых людей такого плана”, “делать ставку… не на тех, кто уже вошел в историю казахстанской оппозиции, а на тех, кто только делает первые шаги в политике”.
Действительно, пока Г.Жакиянов не на свободе, считать его партийным лидером можно только номинально. Еще неизвестно, что по этому поводу думает он сам и какой линии будет придерживаться после освобождения. Что касается “достойной замены”, что-то в ДВК ее не видно. Возможно, нынешние активисты партии не видят необходимости в кадровой подпитке, а возможно, в ДВК просто нет молодых людей с “горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками”. Тем более что далеко не каждый вдохновится таким примером первых руководителей движения ДВК, как пребывание в местах, отдаленных от политической гущи.
Легализация – фальсификация
Усилия казахстанских властей по борьбе с “теневой экономикой” смешны по сравнению с теми, что прилагал Остап Бендер в поисках “драгоценного” стула. Даже петух гоняется за курами активней, нежели финполиция за нелегальщиками, хотя и в том, и другом случае действует инстинкт выживания.
Как сообщает “Известия-Казахстан”, за весь прошлый год финполиция выявила только 45 преступлений, подпадающих под уголовную статью о легализации незаконных средств. Причем, неизвестно, какое наказание понесут преступники. Газета отмечает, что “уголовное законодательство, прямо скажем, не отличается особой строгостью к обвиняемым в таких преступлениях”. К тому же возможностей у надзорных структур, судя по словам главы Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Болата Жамишева, недостаточно: “к сожалению, до установления четкого правового механизма борьбы с “отмыванием” денег, полученных преступным путем, определить, сколько теневых денег обращается на рынке и какая часть из них легализуется через банки, затруднительно”. Б.Жамишев также заявил, что его агентство “не располагает сведениями о фактах незаконной легализации средств, полученных преступным путем”.
Между тем Россия предлагает создать государствам СНГ региональную организацию по борьбе с отмыванием денег и готова обучать соседей, так как является членом Международной организации по мониторингу финансовых средств (FATF). Казахстан же “пока только думает о вступлении в эту организацию, и специальных структур по борьбе с грязными деньгами в республике тоже нет”. При этом, “как утверждают специалисты, по доле теневого капитала Казахстан, по статистике, находится среди лидеров в числе стран СНГ. Он может сравниться разве что с Россией, у которой эта доля составляет около пятидесяти процентов. В Казахстане она чуть меньше (35-49 процентов, по разным данным), хотя точных цифр не может сказать никто – на то он и теневой капитал, чтобы не “светиться”. Но в то же время понятно, что деньги, какими бы они ни были, существуют для того, чтобы их тратили… Истратить же большие средства так, чтобы никто не заметил, гораздо труднее, чем укрывать их от налогов”.
“Известия” также сообщает, что “ситуация, можно сказать, критическая”, так как “FATF уже посоветовала компаниям из развитых стран остерегаться контактов с российским бизнесом, потому что в нем зачастую крутятся грязные деньги. Такого же предостережения можно ждать и Казахстану…”.