Не надо грустить, господа экспортеры…

Совесть патриарха


“Казахстанская правда” продолжает обсуждать вступивший в силу Конституционный закон “О выборах в Республике Казахстан”. Если во вчерашнем номере “КП” его одобрил лидер ГПК Азат Перуашев, то сегодня то же самое сделал парламентарий Сергей Дьяченко (Евгений Кононович, “Индикатор демократии”, интервью).


По мнению мажилисмена, новый закон прошел длинный и продуктивный путь от идеи до ее юридического воплощения. Одних только поправок в законопроект, мол, депутаты внесли около 900. В результате этого титанического коллективного труда г-ну Дьяченко “хочется верить, что новый закон даст равные возможности кандидатам”, то бишь, что выборы будут честными. И единственной серьезной проблемой для участников грядущей вскоре парламентской избирательной гонки он считает возможное использование грязных политтехнологий, проще говоря – “черного пиара”.


Дай Бог, чтобы это действительно было единственной проблемой для всех кандидатов, и в парламентских выборах ЦИК под руководством Загипы Балиевой не использовал оруэлловский лозунг: “Все кандидаты равны, но некоторые – еще равнее”…


Кроме того, “Казправда” публикует другое интересное интервью с бывшим первым секретарем ЦК Компартии Казахстана Исмаилом Юсуповым. Он – практически единственный (даже с учетом декларировавшегося КПСС интернационализма) представитель уйгурского народа, достигший таких партийно-государственных высот в нашей стране. Информационный повод – его 90-летний юбилей. Причем интервью озаглавлено весьма примечательно: “Моя совесть перед народом Казахстана чиста”.


Дело в том, что этого функционера КПК многие казахстанцы, в том числе и Динмухамед Кунаев в своих мемуарах, обвиняли в том, что именно с его подачи три хлопкосеющих района Южного Казахстана были переданы при Хрущеве Узбекистану. Тогда Исмаил Юсупов как раз был первым секретарем Чимкентской области. И, мол, именно после этого он сменил Кунаева, возражавшего против таких территориальных изменений, на высшем посту Казахской ССР. Правда, пробыл он в этом кресле всего лишь два года…


Так вот, товарищ Юсупов в этом интервью отрицает, что он был инициатором этой затеи. Мол, он всего лишь докладывал Кунаеву о том, что хлопок в этих районах пропадает чуть ли не на корню. А уж само решение было принято, конечно, на самом верху…


“Зато я, будучи уже первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, отстоял полуостров Мангышлак, который хотели передать в 1962 году Туркмении… У Хрущева на столе уже лежали готовые документы, оставалось только поставить подпись. Я убедил Никиту Сергеевича, что мы и сами можем освоить нефтяные месторождения. Так что моя совесть перед народом Казахстана и перед собственными детьми чиста”.


Но даже чистая совесть не смогла гарантировать 90-летнему аксакалу достойную старость. Ветеран войны, получивший тяжелые ранения на фронте (в военном госпитале ему хотели даже ампутировать ногу), видный государственный деятель Исмаил Юсупов “сегодня…очень болен и одинок…на старости лет ухаживает за ним человек из Центра социальной защиты”, – пишет журналист Галия Шимырбаева. Но, несмотря на возраст, ему до сих присущи “ясный ум, четкая память и твердый властный голос”.


Профсоюзы могут отдыхать


“Комсомольская правда-Казахстан” публикует комментарии ветеранов МВД к очередной реформе “штатского” министра Заутбека Турисбекова – разаттестации 5,2 % личного состава его ведомства. То есть, помимо формы и погон, определенных льгот предположительно лишатся сотрудники отделения кадровой и воспитательной работы, криминальной информации, миграционной полиции, финансового обеспечения, технической службы, тылового обеспечения, пресс-службы, юридической группы, автохозяйства и некоторых других служб.


Ветераны-генералы практически все, как один, высказывают большие сомнения в целесообразности этой реформы. Лишь один полковник юстиции, профессор и преподаватель Александр Гинзбург не видит ничего страшного в том, что некоторые сотрудники этого министерства не будут носить погон. Хотя и он сделал примечательную оговорку: “МВД не ослабнет. Потому что дальше ослаблять некуда”…


Ежедневка-“Литер” опубликовала статью Виктора Варова “Каждой семье – по члену партии!”. По сути, это пространный пересказ (чего, в общем-то, автор и не скрывает) депутатского запроса любителя политического эпатажа Ерасыла Абылкасымова с требованием проверить реальную численность ряда политических партий РК. И в конце автор добавил данные одного из последних исследований АСиП с выводом о том, что “выборы в парламент РК будут проходить при отсутствии доверия к нему (надо понимать, к Сенату и Мажилису. – Обозреватель.) подавляющей части казахстанцев”. В общем, чистой воды компиляция: проще и честнее было бы опубликовать рядом друг с другом оригиналы запроса Абылкасымова и данные АСиП…


Более содержательна (по крайней мере, для жилищно озабоченных казахстанцев) в том же “Литере” статья Айнур Сисенгалиевой “Налетай! Подешевело?”. В ней говорится о том, что цены на вторичное жилье в Алматы упали на 50 %. И эта тенденция, вроде бы, должна продержаться до начала лета.


В “Экспресс К” подал голос ушедший, казалось бы, если не в политическое небытие, то в непубличное подполье экс-министр Николай Радостовец (ныне он – председатель Ассоциации экспортеров Казахстана, по слухам, аффилированной “империи Машкевича”), когда-то в силу своих служебных полномочий боровшийся с “буржуями”-монополистами. Теперь же он в статье “Закон о труде: что менять?” выступает в защиту оных же “буржуев” как работодателей.


Дело в том, что сейчас в парламенте рассматриваются поправки в закон “О труде”. Так вот, г-н Радостовец считает, что, например, намерение депутатов заставить работодателей выплачивать работнику не менее половины зарплаты при вынужденном простое по вине самого хозяина приведет на деле лишь к тому, что этот работник будет просто-напросто уволен по сокращению штатов. При этом экс-антимонопольщик не объясняет, как выживать тому же работнику, если ему хозяин при простое ничего не платит без всяких поправок…


Также депутаты предлагают сделать недопустимым расторжение “индивидуального трудового договора с работником, не имеющим необходимого производственного опыта из-за непродолжительности трудового стажа”. Здесь г-н Радостовец видит нарушение прав работодателя, да и вообще, мол, эта мера не соответствует духу рыночных отношений.


Но еще более “буржуйскую” нетерпимость к коллективной солидарности трудящихся Николай Владимирович проявляет в трактовке поправки о том, что “расторжение индивидуального трудового договора с работником может производиться, если он является членом профсоюза, только с согласия соответствующего профсоюзного комитета”. По его мнению, такие договоры являются двусторонними соглашениями, в которые профсоюзы не должны влезать.


И хотя далее г-н Радостовец вполне плюралистично и демократично рассуждает о формирующемся Кодексе законов о труде, о необходимости не ограничивать диалог работодателей и работников и о многом другом, истинная подоплека его статьи видна невооруженным глазом. Ведь сегодня на рынке труда звучит только монолог (понятно чей), а работники абсолютно безгласны. И заставить работодателей думать не только о своем барыше, но и об интересах простых смертных, трудящихся на них, может только сила. В данном случае – сила закона, который абсолютно невыгоден и тем, кто экспортирует казахстанское сырье за рубеж…