Размышления Азимбая-3. Солнце всходит на Западе

Разновекторность и равновекторность во внешней политике и геополитическая безопасность Казахстана.


Разновекторность и равновекторность к началу 21 века себя оправдали. 12-тилетний период суверенного Казахстана содержит момент сползания страны в сторону зависимости от великого соседа. Русский медведь уже достаточно окреп, он разрушил и разорил мятежную Чечню. Истребление движения Сопротивления в Ичкерии происходило с применением наиболее современного ракетно-бомбового потенциала, танковые расстрелы происходили в мирных кварталах. Самое ужасное то, что это происходило на глазах у демократического человечества. Русский человек проявил себя более поборником единой России, нежели прав человека на жизнь. Это он наводил конституционный порядок. Это он охранял территориальную целостность России ценой жизни чеченцев и русских. Сто раз правы русские, укрепляя державу, потому что им обидно за нее. Тысячу раз правы чеченцы, погибшие за свободу Ичкерии. Русские показали пример, достойный подражания, спасли единую и неделимую Россию. Учитесь, казахи! Учитесь героической жертвенности подвигов чеченцев при соотношении сил одна тысяча патриотов против стотысячной армии. Благодарите чеченцев, они спасли Украину и Казахстан от инициированного сепаратизма Российского государства. Благодарите чеченцев за мир в Казахстане и на Украине. Россия хочет восстановить себя в качестве мировой державы. Восстановительный прирост в России приходит к своему завершению, экономический потенциал вышел на уровень 1991 года. Одновременно с восстановительным приростом произошли технологическое переоснащение и современная реконструкция экономики. Россия проиграла ряд противостояний Западу и США после добровольно-вынужденной уступки Восточной и Центральной Европы в конце 20 века. Затем последовал уход из Югославского конфликта. Россию вынудили вывести военные базы из Грузии и Приднестровья, но претворять эти решения она не спешит. Россия начала демонстрировать характер великой державы — вновь стала бряцать стратегическим оружием. Весь мир и, прежде всего, сами русские, должны понять, что Россия снова великая держава. Военные учения стратегических войск на суше, на воде и под водой были расценены как демарши, зарубежная пресса это назвала началом новой «холодной» войны. Усилилось противоборство США и России в Центральной Азии, где ключевую роль играет Казахстан.


Россия потенциально опасна для Казахстана, потому что империи, на то они и империи. Китай потенциально опасен. 1,2 млрд. китайцев работают над присоединением Тайваня. И оно осуществится. Сейчас идет колонизация США и Западной Европы. Вот потом им понадобится Казахстан. Притягательность Казахстана для китайской колонизации, по их мнению, в том, что здесь слаб национально-религиозный импульс, значит, не так опасно для колонизации. Такие страны, как Казахстан, сравнительно быстро ассимилируются, природные богатства и посевные площади достаточно обширны. Сателлитарное сознание казахов столь же быстро адаптируется к новым реалиям — появлению нового «старшего брата». Китаец в Казахстане довольно долго будет подчеркнуто справедлив, корректен и бескорыстен. Умиленные казахи поверят в превосходство китайской колониальной системы над казахской и будут сотрудничать с администрацией. Самоотрицание — первейшая черта сателлитарной (верноподданической) психологии как колониальной, так и постколониальной казахской элиты. Простые казахи многому научатся у этого поистине великого народа, но еще больше потеряют. И, прежде всего, национальную государственность, государственный язык и национальную религию. В случае колонизации Китаем казахи потеряют государственность, возможно, в последний раз.


Реальная опасность России и Китая в том, что они сговорятся по разделу Казахстана на зоны влияния. Это может произойти почти синхронно. Нежелательный, но определенно вероятностный сценарий таков. После серьезного политического кризиса резко снижается управляемость регионов Казахстана. Ряд этнических меньшинств начинает роптать на национальную политику, независимо, какой бы либеральной она ни была. Внешнеполитическое ведомство пообещает очередные уступки в русском вопросе. Но не это нужно соседям. Воспользовавшиеся ситуацией спецслужбы соседней страны устраивают провокацию, парламент потребует защитить русскоязычных от варваров — казахов. Россия вводит свои войска или образуются отряды самообороны для защиты «только русскоязычных регионов». Часть казахской элиты не против русского военного присутствия (?). Роковую роль в последующих кризисах сыграет военное присутсвие России. Это Байконыр, Сары Шаган, Эмба и Приозерск. Солидаризуясь с Россией, Китай вводит свои войска по Югу Казахстана, тем самым разделяя ответственность перед США и Западной Европой за умиротворение ситуации в Казахстане. Видите ли, Китаю в таком случае «не выгодна дестабилизация в Казахстане, поэтому она вынуждена, вопреки своему желанию, играть миротворческую роль». Свою долю от казахского пирога захочет получить и Узбекистан. И он продвинет свои войска для защиты своих жизненных интересов в Казахстане. Казахские нефтяные регионы останутся в зоне влияния интересов США и Западной Европы. Местная аристократия продолжит равновекторную и разновекторную политику из отдельно взятого региона Казахстана. Да упаси нас, бог, от такой судьбы.


Малые нации и государства — жертвы больших наций и государств. Мечутся киргизы: то хотят пристать под российский протекторат, то под американский, а то даже под казахское подданство. Мечутся таджики, имевшие самую древнюю традицию государственности, иногда от экономической безысходности тянутся под сильную руку. Русофильскую казахскую элиту одолевают сомнения в самодостаточности. Чтобы не произошло сдачи казахского суверенитета, нужно время для построения устойчивой политической системы. Нужно время, чтобы казахизировать Казахстан. Сегодня в Казахстане 15 млн. человек. Для полнокровного существования в Центрально-Азиатском государстве должно проживать не менее 25 млн. человек. Это должен быть не полиэтнический и не поликонфессиональный, а казахский Казахстан. Это должна быть социализированная, политизированная зрелая нация, с собственной религией, идеологией, языком и государственничеством.


Латвийский кризис и Даниал Ахметов. В Латвии сейм принял поправки к «Закону Латвии об образовании», по которому в старших классах русских школ 60% предметов преподается на латышском языке. Это, безусловно, будет способствовать интеграции нелатышей в латвийское общество. Однако русское население устраивает демонстрации с лозунгами против масштабного внедрения предметов на латышском в русских школах. По мнению одних граждан, этот процесс сделает русскоязычное население более конкурентноспособным перед латышским, на деле решит проблему равенства русскоязычного меньшинства. На последней пресс-конференции в начале февраля 2004 года премьер-министр правительства страны Даниал Ахметов отметил необходимость расширения преподавания казахского языка. Вторым приритетным языком должен стать английский, тогда русский отходит по приоритетной значимости на третью позицию. Функция языка межнационального языка перейдет к английскому даже в странах СНГ. Русско-казаческие движения пытаются оказать давление на Даниала Ахметова, подать на него в суд за нарушение конституции и ущемление русскоязычных. Возможен ли вариант перехода Казахстана на латвийский вариант? Собственно, такой вариант существует во всех странах. Если в Латвии латышей около 57 %, то казахов у нас — 60%, а русских-четверть. Получается, что у нас ситуация по демографическим характеристикам более приемлема, чем в той же Латвии для подобных шагов. У нас и русских меньше, неказахов и нерусских меньше, чем в прибалтийской стране. Нам импонирует позиция премьер-министра. По нашим сведениям, он технократ, казах-полукровка, женатый на татарке (мы приносим извинения, если наши сведения не верны), не должен был особо печься о государственном языке. Он удивил меня как политолога: прежняя, павлодарская репутация Даниала говорила о нем более как о хозяйственнике, консерваторе, чем о реформаторе, да и по- казахски говорил он тогда не очень ладно. Судя по прессе, над ним висела «тень Машкевича», как государственный деятель он не был замечен в казахских кругах. Однако как политик Даниал вырос. Он стронул с места застоявшийся на целый год ход реформ. Во-первых, курс на импортозамещение трансформировался в экспортоориентацию. Началась реструктуризация «Казахстан темир жолы», воровство государственных ресурсов почти станет невозможным после тендеров, системы аренды и приватизации ряда ее структур. Демонополизация и либерализация телефонных коммуникаций, подобные реформы в энергетическом секторе приведут к существенному снижению тарифов и опять же — уменьшению хищений. И, наконец, реформы в сфере образования и науки также поддержаны Премьером. Итак, премьера Премьера в постановке Президента состоялась. Правильные и нужные реформы должны быть всегдашней чертой нового казахизма.


Оценка ситуации. Солнце всходит на Западе. США и Запад — неоспоримые военно-политические гегемоны. У них свои экономические и стратегические интересы в Казахстане. Есть и свои геополитические интересы. Если первый интерес заключается в заполучении нефтяных и газовых контрактов, то второй интерес — в сдерживании военно-политической экспансии России и Китая в Казахстане. Однако настоящий западный миф и миссия — это распространение собственных либеральных идеологических ценностей и религиозных свобод. Установление рыночной экономики и демократической политической системы, борьба с терроризмом.


Что и как нам нужно делать. Нужно войти в NATO, Европейский Союз и ВТО, как это сделали страны Восточной Европы. Но они потребуют от нас выполнения экономических, социальных, политических и правовых стандартов. Только западное сообщество может нам дать относительную, но не абсолютную гарантию. Относительно реальную политическую гарантию может дать только сам народ. Всевышний любит Казахстан, потому что Казахстан принадлежит Сам Себе и Никому другому. Боже, сохрани Казахстан.


Полиэтничность и поликонфессиональность не должны превратиться в самоцель. Должно победить естественное состояние. Этническая и конфессиональная идентичность имеет свойство перетекания. Какая-то идентичность убывает (превышение смертности над рождаемостью-депопуляция), перемещается (эмиграция и иммиграция, отрицательное сальдо), изменяется, трансфомируется, модернизируется, консолидируется, расконсолидируется, ассимилируется, диссимилируется, рождаются новые этносы, умирают (исчезают ) старые этносы. По большому счету, эти процессы неуправляемы, рок и течение истории неотвратимы. Можно ускорить закономерное течение явления, можно сделать его наиболее безболезненным. Попытки приостановить объективное движение чреваты катастрофой. Опасна консервация, подталкивание — крайне неосторожно, непредсказуемо разгонять только наметившуюся тенденцию. Не верьте тому, что полиэтничность и поликонфессиональность — это хорошо. Это плохо. Нужно национальное единение. Аморфность и лоскутность приведет к быстому распаду, как только ослабнет государственный аппарат. Поэтому проблема гомогенности государства и необходимость сильного государственного начала, наличие национального ядра — важнейшие условия ее целостности.


Идеология реакционного коммунистического романтизма вновь востребована в нашей стране. В Казахстане сложилась идеология рыночных экономических и социальных реформ. Это праволиберальная концепция. В Казахстане есть идеология политических и правовых преобразований и сделаны первые шаги. Но в Казахстане нет концепции деколонизации. Нет внятной и последовательно декларируемой парадигмы национальных отношений. Непонятно, то ли казахов ассимилируют, то ли казахи ассимилируют других. Ясно, что имеющаяся идеология и практика построены на советской концепции национальных отношений. Отжившие идеологические схемы аппелируют только к стереотипам национального сознания и не ориентированы на завершение задач деколонизации. Не решен главный вопрос — казахский вопрос в Казахстане. Отжившие идеологические парадигмы советского государства снова задействуются, я бы назвал подобную идеологию реакционным коммунистическим романтизмом. В стране с шумом отмечено 50-летие освоения целинных и залежных земель, серьезно готовились к празднованию города Верного(слышал,что все-таки спустили это дело на тормозах). Эта череда идеологических праздников коммунистического романтизма знаменует определенный идеологический откат, пересмотр результатов суверенитета, политики деколонизации. Начало отката, пересмотра началось с празднования 50-летия так называемой Великой Отечественной войны. Все эти годы насаждалась подспудная идея реставрации старого режима. Старые-новые ценности: вместо толерантности -«дружба народов», вместо казахского — официальный, вместо сближения с Западом — интеграция с Россией, вместо вхождения в ВТО и Европейский Союз — в ЕврАзЭс и ШОС. Попытка восстановить и реанимировать колониальные ценности царской и советской поры — вернейшая попытка восстановления либеральной империи в лице России. Это делается для легитимации и идеологического обоснования власти казахских русофилов. Конечная цель — восстановление модернизированного колониализма, который, не приведи господь, окажется еще более эффективным, чем прежние режимы.


Самое ужасное в том, что такое развитие вызовет радикальный антиколониализм, новое национально-освободительное движение под демократическими и религиозно значимыми и этнополитическими лозунгами (государственный язык и суверенитет). Малейшее потрясение в Казахстане может быть использовано соседними странами в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела и сепарации части ее территории по молдавскому и грузинскому сценарию.


Что же нам нужно. Нам нужна бархатная деколонизация. Деколонизация в Казахстане в первые годы суверенитета шла именно таким путем, протестный потенциал казахской государственности был значителен. Удалось построить национальное государство и осуществить рефомы. Однако государственный статус казахского языка остался не востребованным. Бархатная деколонизация может быть осуществлена «в белых перчатках», деколонизация «сверху», не дожидаясь радикальных настроений снизу, при поддержке действий власти большинством электората. Желательно, чтобы эту задачу выполнил сам Назарбаев, удачливый рефоматор, авторитарный преобразователь коммунистического в посткоммунистический и постколониальный Казахстан. Умелое сочетание либеральных и административных методов, прагматическое чутье, пропагандистская искушенность на уровне качественных политтехнологий и просто умная хитрость в проведении продвинутых схем позволяет надеяться на Назарбаева и полагать, что это ему под силу. Речь идет о завершении им начатых деколонизационных шагов. Достижения: обеспечена достаточная легитимность и удовлетворительная лояльность населения Казахстана к партии власти. В результате демографических и миграционных мер обеспечено доминирование удельного веса казахов до 60%, миграционный отток и депопуляция снижают естественный русский ресурс. Произошел перевод делопроизводства на государственный язык в четырех областях Казахстана. Трудности и проблемы: происходит массовый наплыв казахских маргиналов в города, социально-бытовые, адаптационно-психологические проблемы и трудности, конфессионально-языковой дискомфорт (отторгающие — иноверцы и русскозычные). Безработица и социальные противоречия могут быть негативно канализированы и расценены как межэтнические и межконфессиональные. Причиной неудачи может стать неустойчивость курса на внедрение государственного языка, военно-политическое давление России, саботирование исполнительной власти и финансово-промышленных групп, нарастание иных настроений у политической элиты по вопросу о необходимости внедрения языка. Успешное завершение государственных дел, накопленных многими поколениями колониального существования, позволит назвать наиболее выдающегося государственного деятеля — Ата-казах. Скорее всего, если на то будет божья воля, эта слава ожидает Назарбаева.