Казахстан: поссорились ли отец с дочерью?

Действительно ли Президент Назарбаев разошелся во взглядах с дочерью или это – предвыборный маневр с целью отобрать голоса у оппозиции?


Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в последнее время дистанцируется от партии, возглавляемой его дочерью Даригой, и многие уже заговорили о “расколе” в семье и о том, как он может отразиться на предстоящих в скором времени парламентских выборах.


Но некоторые эксперты полагают, что имеет место политический маневр, спланированный с целью отобрать голоса у оппозиции.


Слухи о разногласиях между отцом и дочерью породило выступление Назарбаева на съезде главной пропрезидентской партии “Отан” 15 июня, в котором глава государства ни словом не упомянул о партии “Асар”, созданной и возглавляемой Даригой Назарбаевой.


Президент дал жесткую установку: победа на парламентских выборах 19 сентября должна быть за партией власти, которую он охарактеризовал как “мощную модернизирующую политическую силу”.


В своей речи он также заметил, что, как ему кажется, наиболее эффективны те политические системы, в которых доминирует одна партия.


“Опыт многих стран, относящихся к третьему эшелону модернизации, а это — большинство молодых демократий в Азии — показывает, что их рывок с периферии мирового развития был обеспечен доминированием определенной политической партии”, — заявил он.


Высказывания главы государства плохо вяжутся с позицией его дочери Дариги Назарбаевой, которая на первом съезде своей партии – “Асар” — в январе говорила о возможности создания единого предвыборного блока пропрезидентских партий.


В связи с этим и возникли слухи о том, что отец и дочь “разошлись” во взглядах.


Политические обозреватели, с которыми удалось побеседовать IWPR, признав, что отец и дочь действительно движутся в разных политических направлениях, высказали мнение, что имеет место хорошо спланированная и согласованная предвыборная акция.


“Слухи об охлаждении в отношениях президента с его старшей дочерью муссируются достаточно давно. Я считаю, что источник этих слухов находится в окружении президента и что на самом деле подобные слухи не соответствуют действительности”, — говорит директор “Группы оценки рисков”, политолог Досым Сатпаев.


Анонимный источник в правительстве подтвердил, что в реальности никакого конфликта между Назарбаевым и его дочерью не существует. “Никто не убеждал отца не брать дочь в пропрезидентский блок. Это — тонкая предвыборная стратегия, направленная на победу президента”, — заявил он.


В то же время, определенные круги в политической элите Казахстана имеют все основания быть недовольными партией “Асар”, влияние которой стремительно растет. В октябре 2003 г. “Асар” была преобразована из общественного движения в политическую партию. Пользуясь поддержкой президента, “Асар”, естественно, вызывает у “старой лоялистской гвардии” определенную ревность и тревогу за собственное политическое будущее.


“Когда те или иные люди говорят о том, что им не нравится активизация “Асар”, речь идет не о самом президенте, а о части окружения Назарбаева, которая считает, что “Асар” своими действиями вносит раскол в пропрезидентский блок”, — утверждает Сатпаев.


В марте активисты “Отан” из северной Атырауской области обратились к президенту с открытым письмом, в котором посетовали, что “Асар” якобы отбирает у них избирателей и что местные власти, ранее поддерживавшие “Отан”, переметнулись на сторону “Асар”.


Но в чем бы ни заключались разногласия между лояльными режиму политическими силами, налицо тактика позиционирования “Асар” как бы отдельно от других с тем, чтобы придать этой партии видимость оппозиционности.


Депутат, пожелавший остаться неназванным, подтвердил эту версию. “Это делается намеренно. Разговоры об оппозиционности “Асара” спланированы, чтобы отобрать электорат у реальной оппозиции”, — сказал он.


Из двенадцати партий, которым предстоит сразиться на предстоящих выборах, оппозиционными являются три – КПК, Демократический выбор Казахстана (ДВК) и “Ак Жол”.


Амиржан Косанов — лидер Республиканской народной партии (РНПК), не имеющей государственной регистрации, а значит – возможности участвовать в выборах, считает, что власть тщательнейшим образом все просчитала с целью привлечь максимальный спектр электората.


“В администрации президента сидят умные люди. То, что происходит, способствует укреплению позиций Назарбаева. Какая-то часть населения захочет поддержать более молодых – я имею в виду “Асар” — а другие пойдут под знамена партии “Отан”. А в итоге получится, что все поддержат президента”, — рассуждает он.


Лидер ДВК Асылбек Кожахметов высказывает аналогичное мнение, отмечая отсутствие реальной конкуренции между “Асар” и “Отан”. “На самом деле идет разделение ниш и электората… “Асару” достанутся голоса, предназначенные оппозиционным партиям”.


Кожахметов также отмечает, что партия “Асар” активно пыталась “перехватывать” демократическую инициативу у оппозиционных партий – выступала против принятия нового – весьма спорного – “Закона о СМИ”, а ныне призывает усилить социальную ответственность чиновников, возглавляющих государственные фонды, и выступает за права пенсионеров.


Кроме того, заместителем председателя “Асар” назначен молодой авторитетный политолог Ерлан Карин. “Партия “Асар” сделала неплохой ход, пригласив на должность первого заместителя Ерлана Карина, но все их демократические лозунги – это попытка прикрыть свои связи с Назарбаевым”, — говорит Кожахметов.


Обозреватель Д. Сатпаев не склонен воспринимать всерьез предположения о том, что активность “Асар” свидетельствует о некоей перемене в позиции президента. “Думаю, что это обыкновенный пиар. Подобные предположения не имеют под собой никаких оснований хотя бы потому, что на постсоветском пространстве Семья — всегда Семья”.