Портреты партий: июньские зарисовки АСиП с соцопроса

АСиП начинает новую серию статей под рубрикой “Портреты партий в городском интерьере”. Материалы этой серии познакомят наших читателей поближе с разными политическими партиями: какие люди состоят в партийных рядах, как они относятся к своим партиям, знают ли в лицо своих руководителей, за кого собираются голосовать и пойдут ли вообще на выборы, каков их уровень жизни, социально-демографический состав, отношение к политической системе и многое другое.


Конечно, портреты партий не могут быть статичными, поскольку состав выборки ежемесячно обновляется на 30%. И в этом смысле июльские портреты будут отличаться от нынешних. Но у казахстанцев появится возможность отслеживать динамику эволюции взглядов и поведения рядовых членов партий, что, как мне кажется, поможет сократить дистанцию между электоратом и партиями. Хочется верить, что материалы АСиП помогут избирателям и партиям стать ближе, узнаваемее и понятнее друг для друга.


***


Предвыборный марафон практически уже стартовал. Основной состав его участников сформирован. Это 12 зарегистрированных партий, из которых 5 – ветераны прошлого “забега” (“Отан”, АПК, ГПК, КПК, ППК), остальные – дебютанты нынешних выборов.


Обычно политические состязания общенационального масштаба не обходятся без сюрпризов и неожиданностей. Поэтому вполне вероятно, что к финишной черте партии подойдут не в полном составе, а возможно, наоборот, в их полку прибудет. Главный приз состязаний – депутатские мандаты.


Итак, я попытаюсь охарактеризовать участников предвыборного марафона с точки зрения того собирательного образа, который складывается из данных июньского опроса АСиП.


В партийном списке по алфавиту участник под №1 – Аграрная партия Казахстана. Это образованная дама средних лет (ей примерно 45-46 лет), казашка, сотрудница бюджетной организации. В ней уживаются холодный дух севера с горячей кровью южанки.


Участник под №2 – ДПК “Ак Жол”. Это относительно еще молодой человек. Ему где-то 36-37 лет. Он северянин, казах, хорошо образован (дипломированный специалист). Удачно сочетает карьеру в частной фирме с общественной деятельностью.


3-й участник – партия “Асар”. Эта особа значительно моложе своих соперников, ей нет и 30 лет, она – студентка вуза, казашка, ее адрес – Казахстан.


Участник под №4 – партия “Ауыл”. Это знойная южанка, казашка, ей едва перевалило за 40 лет, она менее образована, чем другие участники “гонки”, разрывается на 2-х работах – в частной фирме и бюджетной организации.


Под №5 идет Гражданская партия Казахстана. Это существо неопределенного пола (наполовину мужчина, наполовину женщина), казахской национальности, средний возраст 41-42 года, с высшим образованием. Это либо бюджетник, либо самозанятый.


6-ой участник – Народная партия “Демократический выбор Казахстана”. Этой даме примерно 42-43 года, она метиска (в ней намешано много кровей), у нее на руках дипломы о среднеспециальном и высшем образовании, она разнопрофильна, но чаще ее можно встретить либо в общественной организации, либо среди самозанятых, безработных и даже среди пенсионеров. Ее основное местожительство – Запад республики.


7-ой участник – Коммунистическая партия Казахстана. Это самая “старая” участница “пробега”. Ей хорошо за 50 лет, у нее среднеспециальное образование, русская национальность, она – пенсионерка, жительница Уральска.


8-ой по алфавитному списку идет партия “Отан”. Это 40-летняя дама, метиска, южанка, с высшим образованием, госслужащая.


В составе участников предвыборного марафона заявлены еще 4 партии – ППК, “Руханият”, ДПК и КНПК. Но первые три представлены настолько незначительно, а последняя вообще никем не представлена, что они выпали из июньского списка АСиП.


***


Аграрная партия Казахстана


Основу партии в городах составляют рядовые партийцы со средним достатком (66,7%), в июне подушевой доход семьи у 44,4% равнялся от 10 тыс. до 20 тыс. тенге. У большинства (55,5%) уровень материального благосостояния стабилизировался в сравнении с январем 2003 г. Многие не имеют ясных представлений о том, что ждет семью в будущем (44,4%).


Это партия либерал-рыночников (55,5%). На одну треть состоит из адептов действующей политической системы, которая их полностью устраивает; другая треть – умеренные реформаторы. Каждый 4-ый – 5-ый до 1991 г. состоял в коммунистической партии.


Из опрошенных рядовых членов АПК 60% знают, что их лидером является Р. Мадинов. 40% не знают, из них 20% думают, что он – один из сопредседателей “Ак Жол”, 20% считают, что он руководит КПК. 63,6% знакомы с партийной программой. 77,8% доверяют своей партии.


В июне за свою партию проголосовали 77,8% партийцев. Но сможет ли АПК 19 сентября прийти к избирательным урнам в полном составе, трудно сказать. По данным июня, собираются принять участие в выборах лишь 44,4% ее членов, столько же еще не решили; о своей неявке на выборы указали 11,2%.


Против введения электронного голосования высказались 55,6% агропартийцев.


Демократическая партия Казахстана “Ак Жол”


Состоит из разных экономических групп населения. Ее “костяк” — среднедоходные категории партийцев (42,9%); 20,8% — высокодоходные; 29,9% — низкодоходные. В июне у 33,8% подушевой доход семьи составлял от 10 тыс. до 20 тыс. тенге, у 26% — от 7 тыс. до 10 тыс. Большинство (42,1%) почувствовало улучшение своего материального благосостояния за период с января 2003 г.; 38,2% не ощутили никакого изменения в семейном бюджете.


Но это партия оптимистов. 55,3% ее рядовых членов надеются до конца года улучшить свой материальный достаток.


53,3% придерживаются либерально-рыночных взглядов. 74,1% — противники действующей политической системы. Из них 49,4% — умеренные реформаторы, 24,7% — радикальные реформаторы. 28,4% до 1991 г. состояли в рядах КПСС.


Среди рядовых членов партии абсолютное большинство знает своих лидеров: 88,2% — Б. Абилова; 88,5% — А. Байменова; 61,2% — О. Жандосова (из 38,8% незнающих – 8,2% думают, что он – лидер ППК, по 6,1% — что возглавляет НП ДВК и даже КНПК; по 4,1% путают его с лидерами ГПК, ДПК, “Руханият”); 60,4% — Л. Жуланову (из незнающих — ее чаще всего путают с лидерами “Асар” и ДПК); 58,7% — А. Сарсенбаева (среди незнающих — его не называли только лидером ГПК).


Из рядовых “акжоловцев” с программой партии ознакомлены только 40,6% опрошенных. Доверяют своей партии 83,1%. В июне за свою партию проголосовали 81,8%.


Большая часть собирается идти на выборы (58,4%). О своей неявке на выборы сообщили 23,4%. Еще не решили – 18,2%


Против электронного голосования высказались 52,6% “акжоловцев”.


Партия “Асар”


Основной состав рядовых партийцев – средне – и низкообеспеченные (соответственно 45% и 41,9%). Имеют подушевой доход семьи от 5 тыс. до 7 тыс. тенге – 25,8%; от 7 тыс. до 10 тыс. тенге – 20,3%; от 10 тыс. до 20 тыс. тенге – 24,2%. В общем целом 48,9% смогли улучшить за последние год-два свое материальное положение. Соответственно 52,7% ожидают его дальнейшего улучшения до конца этого года.


Разделяют либерально-рыночные взгляды 55,8%. 51,2% — сторонники умеренных политических реформ. 10,9% до 1991 г. состояли в рядах КПСС.


Из рядовых “асаровцев” 97,5% знают, что их лидером является Д. Назарбаева. 53,1% указали, что знакомы с партийной программой. 77,5% доверяют своей партии.


В июне за “Асар” отдали свои голоса 78,3% рядовых партийцев.


Собираются участвовать в выборах 49,6%; не собираются – 12,4%; еще не решили – 38%.


Сторонниками введения электронного голосования являются 41,9% “асаровцев” (большинство).


Партия “Ауыл”


Среди опрошенных членов партии 50% имеют средний достаток.


Каждый 3-й имеет подушевой доход семьи от 7 тыс. до 10 тыс. тенге либо от 10 тыс. до 20 тыс. тенге. У 76,7% материальный достаток повысился по сравнению с тем, что был примерно год-два назад. 50% положительно оценивают свои материальные перспективы на ближайший год.


66,7% “ауыльчан” — либерал-рыночники. 50% — сторонники постепенных политических реформ. Среди членов партии не нашлось ни одного, кто бы в прошлом состоял в рядах КПСС.


75% членов партии считают своим лидером Г. Калиева; 25% полагают, что он возглавляет ГПК. 50% знакомы с партийной программой. 66,7% доверяют своей партии и столько же проголосовали за нее в рамках июньского опроса АСиП.


По данным июня, “Ауыл” сможет привести на избирательные участки 50% своих членов. 16,7% заявили о своей неявке на выборы. 33,3% еще не решили.


50% “ауыльчан” — противники введения системы электронного голосования.


Гражданская партия Казахстана


На 57,1% состоит из среднеобеспеченных партийцев; 64,3% имеют подушевой доход семьи от 10 тыс. до 20 тыс. тенге. 42,8% стали жить лучше за последние год-два; 50% считают себя людьми, у которых надежды на завтра сбываются.


42,8% поддерживают либерально-рыночные преобразования в стране; 71,4% — за постепенные политические реформы. 14,3% — бывшие члены КПСС.


Все 100% опрошенных рядовых партийцев знают в лицо своего лидера – А. Перуашева. Программу партии знают только 32,3%. 71,4% доверяют своей партии; 64,3% проголосовали за нее в июньском опросе АСиП.


ГПК, по данным июня, сможет привести на избирательные участки 64,3% своих членов; 28,6% не собираются в них участвовать; 7,1% еще не решили.


35,7% поддерживают введение электронного голосования. 28,6% относятся к этому безразлично.


Народная партия «Демократический выбор Казахстана»


Основной контингент партийцев – низкодоходные горожане (66,6%). У более трети (35,5%) подушевой доход семьи ниже прожиточного минимума. Каждый 5-й (19,4%) имеет на члена семьи в месяц от 5 тыс. до 7 тыс. тенге. Уровень материального благосостояния у 38,7% «застыл» на уровне января 2003 г. 35,5% смогли немного улучшить материальное положение семьи. 45,2% ожидают его улучшения до конца текущего года.


35,5% — за либерально-рыночную экономику; 32,2% — за смешанную экономику. 54,8% выступают за радикальную смену политического строя. 22,6% — до 1991 г. были членами КПСС.


95,8% опрошенных членов НП ДВК знают своего лидера – Г. Жакиянова. 77,8% знают А. Кожахметова. 40,8% указали, что с партийной программой знакомы. 80,6% доверяют своей партии; 87,1% проголосовали за нее в июне.


Из «дэвэковцев» собираются пойти на выборы 41,9%; не хотят в них участвовать – 22,6%; еще не решили – 35,5%.


Против введения электронного голосования высказались 29%; проявили безразличие – 22,6%; не определились в своем отношении – 25,8%.


Коммунистическая партия Казахстана


Это партия малообеспеченных и бедных (77,5%), с подушевым доходом ниже прожиточного минимума (29%) и тесно прижатым к нему (25,8%). За последние год-два материальное положение 58,1% ухудшилось. 64,5% не верят в возможность его улучшения до конца выборного года.


48,4% — противники рынка, ратующие за возврат социалистической экономики. 67,7% не устраивает действующая политическая система, они хотят ее радикальной замены. 64,5% до 1991 г. состояли в рядах КПСС.


96,6% знают своего лидера в лицо – С. Абдильдина. 36,3% знакомы с партийной программой. 74,2% доверяют своей партии и столько же отдали за нее голоса в июне.


51,6% коммунистов пойдут на выборы; 32,3% не пойдут; 16,1% еще не решили.


62,5% — противники введения электронного голосования.


Партия «Отан»


«Ядро» партийцев – среднеобеспеченные (49,5%); 34,1% — малообеспеченные. У 25,8% подушевой доход семьи – от 5 тыс. до 7 тыс. тенге; у 21,6% — от 7 тыс. до 10 тыс. тенге; у 23,7% — от 10 тыс. до 20 тыс. тенге.


При этом 56,7% улучшили свое материальное благосостояние по сравнению с январем 2003 г.; у 32% оно не изменилось. 61,9% ожидают повышения уровня жизни семьи уже в этом году.


40,2% — либерал-рыночники; 37,1% — сторонники смешанной экономики. 23,7% состояли в рядах КПСС до 1991 г.


Из замов председателя среди опрошенных «отановцев» знают А. Ермегияева – 46,7% (остальные 53,3% перечислили все другие партии, кроме КПК и КНПК); А. Павлова – 35,1% (64,9% отнесли его ко всем партиям, кроме АПК, «Асар», «Ауыл»); Ж. Туякбая – 40,5% (59,5% видят в нем лидера всех партий, но чаще всего ППК и «Руханият»). С партийной программой ознакомлены 40,9%. Доверяют своей партии 68%; проголосовали за нее в июне – 70,1%.


Доля «отановцев», собирающихся идти на выборы, составила в июне 54,6%; не желающих участвовать в них – 13,4%; колеблющихся – 32%.


39,6% — сторонники введения электронного голосования; 33,3% — безразличные.