Не подумайте, что этим заголовком я хочу намекнуть на скорую смену Правительства. Просто как-то вдруг подумалось: а чем, собственно, запомнится правление шестого по счету главы кабинета министров за годы государственного суверенитета Казахстана?
Вот, например, первый, назначенный уже не из Москвы премьер, — Узакпай Караманов, навсегда увековечил свое имя тем, что большинство вспоминающих про него, скорее всего, будут забывать, и начинать перечень сразу с Сергея Терещенко. Который, напротив, очень даже запомнился. В основном – щедрой раздачей кредитов. Следующим Премьером был незабвенный Акежан Кажегельдин, про которого вспоминается так много, что здесь лучше и не начинать. Но в контексте собственно экономики можно сказать так: Сергей Александрович – это либерализация цен и инфляция (3200% в 1993 году), Акежан Магжанович – приватизация “по индивидуальным проектам” и макростабилизация.
Далее пришел Нурлан Балгимбаев, тоже оставивший по себе крепкую память. Именно при нем нефтяной и весь экспортно-ориентированный сектор начал набирать обороты, став локомотивом всей национальной экономики. Особенно после того, как Нурлан Утебович (успешно переждав российский дефолт-98 и электоральный для Казахстана 1999 год) в один воскресный первоапрельский вечер отправил тенге в свободное плавание, разом “облегчив” нацвалюту (и себестоимость производства для экспортеров, соответственно) раза в полтора. Он же запомнился еще и тем, что первым не испугался “наклонить” Парламент через вотум доверия правительству, после чего ушел сам, с видом победителя.
Следующим стало пришествие дипломата Токаева, при котором Казахстан выдал такие показатели экономического роста, которые вряд ли уже удастся когда-нибудь повторить, даже самому умелому премьеру. Причем самое выдающееся в таких феноменально успешных показателях деятельности правительства Токаева, это то, что ни сам Касымжомарт Кемелович, ни его министры к таким собственным успехам особого отношения не имели. Такой уж экономический расклад сложился в те годы. Прославился же премьер-дипломат именно по специальности: тем, что отправил в отставку (не слишком, правда, дипломатично) основателей ДВК из собственного правительства.
Далее на Правительство пришел историк Тасмагамбетов, исторический вклад которого в нашу действительность еще не закончился, а потому и итоги подбивать рано.
И вот, наконец, действующий премьер Даниал Ахметов: что бы такое (забегая вперед), самое характерное, могли бы мы отметить в его премьерстве?
Из газет мы знаем, что Даниал Кенжетаевич – страстный велосипедист. Молва приписывает ему и другие активные увлечения, но, все же, именно по работе, какова главная “фишка” его Правительства?
Что касается собственно “фишки”, то ответ очевиден. При всех индивидуальных особенностях личности, глава правительства всегда “обречен” отвечать именно на тот вызов, который объективно стоит в данный момент перед национальной экономикой. И Правительство Ахметова, надо признать, совершенно правильно сформулировало этот актуальный на сегодня вызов: уход от сырьевой однобокости и интеграция в мировую экономику с обеспечением конкурентоспособности национального товаропроизводителя.
В целом правильно определен и набор тех конкретных задач, которые необходимо решить на этом направлении. Прежде всего, конечно, это реализация государственной индустриально-инновационной Программы, вступление в ВТО и связанное с этим “подтягивание” организационных структур, технологий и стандартов национальной экономики до международного уровня.
И в этом смысле созидательных задач у правительства Ахметова – не в пример больше, чем у любого из его предшественников. (Не говоря уже о Госпрограмме жилищного строительства, появившейся как раз под начало нового электорального цикла.) Достаточно просто перелистать газетные подшивки и убедиться, что Премьер то на заседании Правительства, то с выездом в какой-нибудь регион регулярно оглашает все новые и новые задачи, одна масштабнее другой. Здесь вам и создание промышленных кластеров, и поголовное освоение предприятиями международных стандартов сертификации, техническое перевооружение, освоение новых технологий, и так далее.
Вот, для иллюстрации, очередное сообщение о масштабной задумке:
Проект концепции формирования сети технопарков обсуждался 22 июля в Астане на совещании в правительстве под председательством премьер-министра Даниала Ахметова. Национальные технопарки создаются на территории специальных экономических зон, за счет чего обеспечиваются привлекательные условия для деятельности ведущих мировых производителей в данной отрасли, а также для развития отечественной науки и производства. Региональные технопарки призваны способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, заниматься модернизацией и тестированием существующей высокотехнологичной продукции и мелкосерийным производством, способствовать развитию регионов страны в целом.
Премьер-министр подчеркнул, что создание сети технопарков позволит развиваться и отечественной науке, и отечественному производству.
В правительстве считают, что в ближайшие пять лет технопарки могут стать важнейшим элементом национальной инновационной системы республики. На базе этих институтов будут созданы сотни инновационных предприятий, вырастет первое поколение инженеров с практическим опытом коммерциализации научно-технических разработок, появятся отечественные менеджеры в области инноваций и высоких технологий. Благодаря национальным технопаркам увеличится доля импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции, произойдет расширение налоговой базы. В этой связи в правительстве полагают, что Казахстан посредством развития сети технопарков сможет стать локомотивом инновационного развития в СНГ в отдельных перспективных отраслях.
Или вот, параллельно, еще более свежее сообщение о другой (еще более значительной) инициативе:
Премьер-министр Даниал Ахметов поручил не позднее 1 сентября внести в парламент законопроект о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам налогообложения, направленный на стимулирование несырьевых секторов экономики.
Глава правительства отметил, что они вносят концептуально иной характер в фискальную политику, создавая мотивацию у всех предпринимателей нашего государства к перевооружению, поиску новых технологий и, как следствие, выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью.
Проект поправок направлен, в частности, на стимулирование обновления основных фондов и упрощение процедур при исполнении налогоплательщиками налоговых обязательств. Основные нормы законопроекта предполагают совершенствование амортизационной политики, расширение форм предоставления инвестиционных преференций и предоставление льготного порядка исчисления по корпоративному подоходному налогу. Также предлагается норма, регламентирующая понятие «спонсорство».
И что еще характерно именно для Премьера Ахметова: при таком громадье дел он не стесняется выносить на публику недостатки в деятельности собственных подчиненных. Критические “разборы полетов” проводятся не менее регулярно, чем озвучивание новых планов. Вот тоже свежий пример:
Премьер-министр Даниал Ахметов подверг критике работу акимата ВКО по реализации стратегии индустриально-инновационного развития республики.
«Мы видим два примера, когда Кызылординская область, обладающая значительно меньшим потенциалом, тем не менее стремится к реализации программы. А Восточно-Казахстанская, в которой есть несомненный стартовый потенциал для реализации стратегии, почивает на лаврах, живя старым, бывшим успехом, и при этом не стремится к тому, чтобы сделать что-то возможное. Не хватает одного — инициативы акимата. Мне кажется, что сам план мероприятий весьма неудачный. Как плохие студенты, срисовали с плана мероприятий страны…».
После чего последовало предложение освободить от занимаемой должности соответствующего заместителя акима.
Вот так. Работа кипит.
Другое дело: а каковы ее результаты?
Ведь сырьевое направление как наращивало свой перекос, так и продолжает наращивать. Но это, как говорится, уже детали…
***
Курсивом выделены ссылки на материалы “Интерфакс-Казахстан”.

