Туркменские власти продолжают чинить препятствия желающим получить высшее образование за рубежом.
Туркменские чиновники предпринимают все новые, более изощренные меры для того, чтобы не допустить поступления туркменской молодежи в зарубежные вузы. «Зеленая улица» открывается лишь самым «достойным» выпускникам, специально отобранным компетентными органами.
Теперь власти взялись за лиц, уполномоченных иностранными вузами вести предварительный отбор абитуриентов и помогать им в оформлении документов для поступления в зарубежные вузы.
Несмотря на то, что дипломы зарубежных вузов признаны в Туркменистане недействительными, государство активно направляет «наиболее достойных» студентов на учебу за границу, в те страны, с которым у Туркменистана существуют дружественные отношения, например, на Украину. Таким студентам гарантировано в дальнейшем трудоустройство в государственном секторе.
Остальным же власти пытаются полностью перекрыть доступ к зарубежному образованию.
Руководству частных образовательных курсов, готовящих выпускников туркменских школ к поступлению в вузы за границей, предписано прекратить свою деятельность под страхом уголовного преследования.
В Ашгабате и других крупных городах действует несколько десятков различного рода частных курсов по изучению иностранных языков, обучению работе на компьютере и пр. Как правило, их возглавляют бывшие преподаватели средних школ и туркменских вузов, которые по тем или иным причинам лишились работы в государственном секторе.
Многие из них берут на себя функции оказания помощи будущим абитуриентам в выборе зарубежного вуза и подаче документов. Часть из этих людей имеет официальные договоры с определенными вузами по подбору наиболее перспективных студентов.
С подачи президента страны Сапармурата Ниязова, более известного в Туркменистане как «Туркменбаши Великий», данная деятельность признана незаконной. По его мнению, ею занимаются мошенники, обманывающие будущих абитуриентов, предлагая им путевку в «липовые учебные заведения».
К данной теме Туркменбаши трижды обращался на заседаниях кабинета министров в 2003 году и уже дважды — в текущем. Результатом явилось проведение рейдов с проверками по частным образовательным курсам. К этому процессу активно подключились местные спецслужбы, в задачу которых уже давно входит выявление лиц, сотрудничающих с иностранными вузами. При городской администрации создана даже специальная комиссия, занимающаяся рассмотрением дел «нарушителей».
Вот что рассказал на условиях анонимности один из руководителей частных образовательных курсов, которого уже вызывали «на ковер»: «Я не отрицал, что помогаю абитуриентам подавать документы в украинские вузы. Даже представил заключенные с двумя вузами соглашения, а также взял с собой Конституцию, уголовный и гражданские кодексы».
«Тем не менее, мне заявили, что хотя официально данная деятельность не запрещена, но по устному указанию Генпрокурора она признана мошенничеством. Мне сделали предупреждение и пригрозили отобрать лицензию на преподавательскую деятельность. Я понимаю, что в этой ситуации правда на моей стороне, но вынужден был перестать помогать абитуриентам, иначе вполне реально могу оказаться за решеткой».
По мнению властей, туркменские граждане должны учиться за рубежом исключительно в рамках межгосударственных соглашений, квота на обучение должна определяться государством, и государство должно само отбирать «достойных» такой чести.
Ответственный работник министерства образования на условиях анонимности полностью подтвердил данную информацию и дополнительно сообщил, что властями предпринимаются все меры, чтобы воспрепятствовать выезду абитуриентов на учебу в иностранные вузы в частном порядке.
«Особенно это касается российских вузов, — говорит он. — По всей видимости, наши власти таким образом реагируют на критику в свой адрес, развернутую в российских СМИ по поводу притеснения русскоязычного меньшинства».
«Обидно за Россию — у нас до сих пор российское образование считается наиболее престижным, к тому же оно финансово нам более-менее доступно. Жаль, что российские власти не находят в себе мужества поставить нашего деспота на место. Мы катимся в пропасть невежества, и никто не хочет нас спасти».
Мердан учится на третьем курсе одного из украинских вузов. Он рассказал, что, поскольку не входит в число студентов, официально отобранных туркменским правительством, ему каждый раз, приезжая домой на каникулы, приходится платить взятки: в военкомате — чтобы продлили отсрочку от армии, а пограничникам — чтобы выпустили из страны. Размер взяток с каждым годом увеличивается.
Он говорит: «Я скучаю по родителям, но в следующий раз подумаю — стоит ли так рисковать и ехать домой. Надеюсь, что к моменту окончания института этот маразм в нашей стране закончится».