“За” электронное голосование, скорее всего, те люди, кто уже имеет доступ к этой программе, “против” — у кого его нет”

Вокруг электронного голосования бытуют разные мнения. Внедрение такой системы гораздо упростит не только сам процесс выборов, но и подсчет голосов избирателей, считают сторонники введения “компьютерных урн”. В качестве доказательства своих доводов намедни в Алматы “крестная мама” компьютерного голосования Загипа Балиева презентовала казахстанской и международной общественности свое любимое детище. Полигоном для проведения эксперимента “компьютерной урны” был выбран обычный избирательный участок Алматы, в здании горводоканала.


Под прицелом сотен видеокамер и фотоаппаратов, в окружении десятков наблюдателей политических партий и международных организаций начался сам процесс компьютерного голосования. Вначале условным избирателям пришлось пройти проверку регистрации на участке по штрих-коду, затем по электронному избирательному бюллетеню (по конструкции больше напоминающего пульт управления в виде джойстика) необходимо было пройти в традиционную кабинку и проголосовать за понравившегося кандидата или политическую партию. Вся процедура заняла всего пару минут.


Новая система будет работать по отдельному каналу связи и проникнуть в нее через Интернет не удастся, — рассказывает о преимуществах системы Загипа Балиева. — Более того, в “Сайлау” использовали современную программу электронной защиты С-3. Такая же система сегодня работает в Национальном банке страны. Она находится в боевом режиме. Соответственно, применение мер криптографии электронно-цифровой подписи уже в достаточно высокой степени гарантирует невозможность взлома этой системы.


Последнее утверждение З.Балиевой вызвало неожиданную негативную реакцию не только со стороны противников введения электронного голосования, но и среди журналистов. Ведь, как известно, для профессионального хакера нет ничего невозможного.


У нас имеются 40 аргументов против внедрения компьютерной урны, — рассказывает секретарь Общественного комитета против электронного голосования Ермек Нарымбаев. — Госпожа Балиева так и не ответила прямо на мой вопрос: каким образом будет защищена сама процедура тайны голосования и какие меры будут применены для защиты от фальсификаций. Будет ли введен при голосовании общественный контроль? А что касается того, что систему “Сайлау” невозможно взломать, думаю, это неправильное утверждение Балиевой. И вот почему. Достаточно создать небольшую программу, изменить все формулы и подстроить таким образом результаты голосования, чтобы оппозиционные кандидаты в депутаты не получили голосов больше 13%. Сверх лимита, согласно этой программке, голоса будут уходить другому кандидату. А вот еще один аргумент против внедрения электронного голосования. Достаточно маленькому хулигану с утра пораньше прийти на избирательный участок и в кабинке для голосования, где будут вывешены списки кандидатов, изменить обычной шариковой ручкой штрих-коды всех претендентов на депутатское кресло. Изменение одной черточки в штрих-коде приведет к сбою при считывании информации специальным устройством. И все остальные избиратели, которые придут вслед, не смогут проголосовать за кандидата. Наши программисты считают, что саму систему очень легко взломать. Мы хотели это доказать самой Загипе Балиевой и хотели с ее разрешения или разрешения на то властей попытаться взломать систему на глазах председателя ЦИКа и общественности. Но нам не дали такой возможности. А так мы готовы к такому эксперименту.


— Вы можете приблизительно рассказать, как выглядит система взлома электронного голосования и как можно сфальсифицировать результаты выборов?


Конечно, флеш-карту хакеры не смогут взломать, но результаты голосования очень легко изменить. Как известно, система будет работать по сетям Казахтелекома. Многие АТС у нас не цифровые. Достаточно хакерам на многокилометровом участке линии подсоединиться к каналу передачи итоговой информации с местных избиркомов в ЦИК и сделать все таким образом, чтобы информация уходила не в Центризбирком, а на тупиковый заранее заготовленный хакером ноутбук, который считает всю информацию за считанные доли секунды. Ноутбук, таким образом, станет как бы “посредником” между “компьютерной урной” и центральным сервером. Погрешность во времени никто не заметит. Она будет синхронной, с опозданием в 2-3 секунды, за которые хакер сможет изменить данные результатов голосования. Любой пользователь компьютера знает, что отправленные электронные сообщения запаздывают из Алматы в Астану с небольшой долей погрешности во времени. Думаю, что и в данном случае задержку результатов голосования могут, например, списать на сбои электроснабжения в сети. За это время все данные смогут спокойно пройти через ноутбук и прийти в Астану уже в измененном виде.


С вопросами о возможном вмешательстве и фальсификации результатов подсчета голосов мы обратились к еще одному специалисту, пожелавшему остаться неизвестным:


Я считаю, что голосование на бумажных бюллетенях является более эффективным средством. Если ты пишешь на бумаге, то это уже исправить сложно, а в компьютере все делает электроника, то есть можно сразу менять любые данные даже в начале голосования. Какая бы ни стояла “защита” на компьютере, ее можно “сломать”. Как известно, любую компьютерную программу составляют программисты, которые знают все “плюсы” и “минусы” данной системы. А посему знают, как можно эту программу “обойти”. Раз эта программа была куплена в Белоруссии, то уже можно предположить, что здесь находятся те люди, которые ее “писали”. Кто заинтересован в результатах выборов, тот уже наверняка работает с ними.


— Но ведь за ходом выбором будут наблюдать спецслужбы?!


Даже чисто теоретически себе представить невозможно, что вдоль телефонной линии от Алматы и областных центров до Астаны будет выставлена специальная охрана. На это ни людей, ни средств не хватит.


Даже на биржах Нью-Йорка и Тайваня (а расстояние между двумя городами значительно больше!) хакеры умудряются считывать нужную информацию и за полсекунды передать ее брокеру! То есть если зацепиться за кабель, полсекунды уже достаточно, чтобы поднять руку и все, ты уже купил.


В Казахстане, даже если будут охранять здания, где расположатся избирательные пункты, электронное голосование может не дать результатов. Всего-навсего необходимо провести тоненький кабель от основных “машин” в соседнюю комнату и подключить компьютер, на котором будет установлена специальная программа, где он будет корректировать нужную ему информацию.


— Какая должна быть защита?


Если внедрять электронное голосование, то лучше для этого задействовать спутниковую связь. Это и быстрее, и безопаснее. Сигнал пойдет на спутник, а со спутника его примет другая “тарелка”. Информацию можно перехватить, но время перехвата и отправка нового сигнала, тем более если идет кодированный сигнал с определенной тарелки на определенный спутник уже настолько усложняется, что навряд ли кто-то станет это делать.


Есть еще один проверенный способ голосования, например, как в России: при электронном голосовании сканер обрабатывает дублирующий бумажный бюллетень и посылает информацию в ЦИК. Затем по итогам “электронки” выдают предварительные результаты, а окончательные данные избиратели могут узнать только после полного подсчета всех бюллетеней.


Трудно ли взломать эту программу и сколько для этого нужно времени и денег?


Основная опасность исходит, разумеется, от людей, имеющих непосредственное отношение к софту и каналам передачи данных. Практически при любом несанкционированном вмешательстве на первый план выходит именно человеческий фактор, методы подкупа, социальной инженерии и прочие вещи. В данном конкретном случае — возможность непосредственного вмешательства компетентных органов.


С этой работой справятся пять хакеров, и им хватит 5 тысяч долларов, чтобы за месяц “перелопатить” всю программу и выдать все коды доступа — это копеечное задание. После этого эти же люди напишут под нее другую программу. И если не получится на месте голосования менять данные, тогда уже будут перехватывать ее, как я говорил, по кабелю “на трассе”. С Астаной сложнее, но если грамотно подойдут к этому делу, то и здесь нет проблемы. Многое зависит от спецслужб.


Если говорить о политике, то могу сказать, что “за” электронное голосование, скорее всего, те люди, кто уже имеет доступ к этой программе, “против” — у кого его нет.


Однако, есть ли преимущество в электронном голосовании?


Конечно. И главное, что электронное голосование гораздо проще. Человек пришел, с него “сняли” штрих, он нажал на кнопочку и все. И я думаю, что люди пойдут на выборы с большим энтузиазмом. А когда эту систему внедрят по всему Казахстану, то можно будет находиться в любой точке государства и без всяких “заморочек” с открепительными талонами голосовать.


Сама г-жа Балиева не допускает мысли о хакерстве. Кстати, на вопрос Ермека Нарымбаева, готова ли г-жа Балиева дать возможность экспертам попытаться взломать систему электронного голосования с тем, чтобы до 19 сентября была гарантия, что ни один хакер не может изменить данные ЦИКа, председатель Центризбиркома ответила:


— Если это хакеры, то у нас на них существует уголовный кодекс! А сама система электронного голосования будет полностью защищена только с 15 сентября.


А что касается официальной информации, прозвучавшей в некоторых государственных информационных агентствах о том, что несколько недель назад некие хакеры взломали сайт ЦИКа, Загипа Балиева официально ее опровергла.


— Сайт ЦИКа невозможно взломать! Он и так находится в режиме открытого доступа!


В случае, если Загипа Балиева не согласится на проведение эксперимента с участием программистов-взломщиков систем, Общественный комитет против электронного голосования намерен бойкотировать выборы и провести перед зданием Центризбиркома в Астане акцию протеста.