В сети интернет существует ежегодная общественная Дарвиновская премия, которая присуждается людям, ушедшим из жизни наиболее глупым способом.
В 1996 году премию Дарвина получил некий польский фермер по фамилии Анжишки. Однажды он выпивал в компании с друзьями. Изрядно нагрузившись, польские колхозники начали на спор бить о головы сосульки. Соревнование было в самом разгаре, когда один фермер схватил бензопилу и отпилил свою ногу. Не желая проигрывать, Анжишки подхватил ту же пилу и с криком «А вот посмотри на это!» размахнулся и отхватил себе голову.
Эта жуткая история вспомнилась после знаменательного выступления президента Назарбаева перед новым составом мажилиса. В самом деле, привлечь общественное внимание к новому, скажем мягко, пресноватому составу парламента весьма не просто. Размеры социальных посулов могут впечатлить лишь немногих – население уже привыкло к любым размерам обещаемых благ. Как говорится – не цепляет. И если бы не неожиданный антиолигархический спич, пресса отреагировала бы на президентские назидания новым депутатам весьма вяло.
Само собой разумеется, что казахстанскую общественность взволновал персональный состав горячей олигархической десятки. Сам президент ушел от конкретики, очевидно, полагая, что профилактический мандраж полезен всякому олигарху, даже и тому, кто про политику не помышляет, а наоборот, состоит в твердых отановских рядах.
Правительство, хотя и чуть ли не на следующий день приняло программу дератизации казахстанских холдингов, но, однако, отстрельного списка внимающему сообществу не представило. Опрашиваемые политики, аналитики и прочие “наблюдатели”, как ни старались, но добротной десятки наскрести не смогли. В том, что даже потенциальных олигархов оказалось вполовину меньше, нет ничего удивительного. Президент намеренно поднял планку предстоящих зачисток. Новое дело всегда должно затеваться с перспективой, как говорится, “на вырост”.
Однако за поиском казахстанских Березовских, Гусинских и Ходорковских пресса оставила без внимания предложенные президентом методы борьбы с этим общественным злом. Глава государства высказался в том смысле, что кончать с олигархией мы будем через “налоговые, общественные и другие рычаги воздействия”.
С налоговым “воздействием” все понятно: это маски-шоу, изъятия документов и компьютеров, допросы по 12 часов без перерыва на гольф. Однако даже при изрядном богатстве воображения трудно представить себе финансового полицейского в роли низложителя какого-нибудь сколько-нибудь приметного олигарха. Не привозить же для зачисток прокурора Бертоссу… Бр-р-р!
По-видимому, президент и сам не особо верит в эффективность налоговой метОды, а потому, в довесок, предложил некое ноу-хау – “общественные и иные” рычаги и паяльники.
Что это такое, мы могли наблюдать в период выборной кампании. Опыт “общественного прессинга” продемонстрировал нам некий г-н Нестеренко, позиционирующий себя как активист блока АИСТ. Этот гражданин дружественного нам государства не только активно участвовал в официальных предвыборных дебатах по национальному телевидению, но и привел к отечественному банку толпу “возмущенных вкладчиков”. Судя по бомжеватому виду, пикитирующие все свои доходы вкладывали по большей части за воротник. Уже и без разбирательства было понятно – никакие вклады в этом банке ни у кого не сгорели. Вместе с тем это досадное обстоятельство нисколько не умалило эффективности акции, проведенной паном Нестеренко. Банковский сектор в те дни если не содрогнулся, то изрядно поежился. Банкиры и финансовые чиновники принялись беспрестанно уверять реальных вкладчиков и клиентов, что на рынке все спокойно.
Этакий способ, будь он внедрен в повседневную практику дехолдингизации отечественной экономики, — вещь гораздо более сильная, чем разбивание сосулек о голову. Собрать возмущенную толпу пассажиров у офиса “Астана Эйр” или садоводов у “Сахарного центра” труда не составит. Немыслимо вообразить, чем закончится науськивание автовладельцев на владельцев заправочных станций и нефтеперерабатывающих заводов. Полагаю, что найдется немало желающих задать некоторым “евразийцам” вопрос: “Почем алюминий для офшоров?” Получив правильные ответы, толпа общественных финполицейских может пойти к главному казахстанскому олигарху. Возможно, даже с розами.
Премия Дарвина названа именем основоположника теории эволюции потому, что лауреаты премии освобождают человечество от неправильных генных наборов, содержащих критический заряд тупости и таким образом продвигают homo sapiens в светлое завтра. За продвижение к светлому будущему отдельных стран премия не присуждается.

