В Казахстане появился свой Лужков. Это аким Алматы Виктор Храпунов

Виктор Храпунов: “Мы делаем зачистку ежегодно…”

Виктор Храпунов: “Мы делаем зачистку ежегодно, с начала зимы до Дня независимости. После этой акции в Алматы, несомненно, станет спокойнее”. «Экспресс К», вторник, 30 ноября


Взрыв возле офиса партии “Отан”, без сомнения, главная тема не только в СМИ, но и на улицах, а также в коридорах власти. Граждане в большей массе через время забудут об этом, ибо ничто не предвещает грозы, да и недосуг заниматься измышлениями на эту тему. Ведь надо думать о дне грядущем, то есть о жизнесуществовании. К тому же трудно поверить, что в мирном Казахстане существуют какие-то религиозные террористические группировки, покушающиеся на мир и покой соотечественников. Если и есть такие, то основы для их деятельности, несмотря на все усилия власти, у нас нет, уж слишком мы переплетены корнями. Если и грянет, то вместо нас останется выжженная территория. Простой народ хорошо это понимает и потому предпочитает не выпячивать проявления вражды на любой почве.


Не то в коридорах власти. Посмотрите, как оживились в последнее время спецслужбы страны, бодро рапортующие о поимке тех или иных активистов центрально-азиатских религиозных организаций. Просто диву даешься. Оказывается, бен ладены всего мира только и мечтают о том, чтобы вовлечь в лоно своих группировок беззащитных казахстанцев, которые, яки овцы, могут пойти за пастухом по пути, который он указывает. Следовательно, надо принять превентивные меры, чтобы не допустить вовлечения мирных жителей в подобного рода организации. Сказано-сделано. Имитация бурной деятельности, которую нынешней осенью демонстрируют все без исключения представители правоохранительных органов, спецслужб, наводит на грустные параллели. Не секрет, что наступающий 2005 год окажется трудным для власти. Предстоят выборы президента. Смена элит на постсоветском пространстве последний год сопровождалась революциями различного рода. Это мы видели на примере Грузии в ноябре 2003 года, а сегодня наблюдаем на Украине. Очевидно, и наши власти опасаются подобных эксцессов, а потому спешат обеспечить себе проведение выборов без прецедентов. Однако как-то своеобразно у нас понимают решение поставленной задачи. Превентивные меры превращаются в различного рода брифинги для журналистов, встречи с парламентариями, во время которых сообщается о тоннах религиозной литературы, килограммах наркотиков, якобы найденных во время поимки каких-то преступников. Охотно верю, что наши спецслужбы хлеб даром не жуют. И вероятно, на самом деле случается в нашей сугубо мирной стране, когда спецслужбы обнаруживают склады с литературой, задерживают наркокурьеров и ловят активистов “Жамаата моджахедов Центральной Азии”. Но, простите, на то они и существуют — спецслужбы, чтобы заниматься этим. А вовсе не для того, чтобы создавать эскалацию напряженности. Между тем, именно об этом думаешь, когда знакомишься с подборкой политолога Есмухана Есильбаева.


Впрочем, свою лепту вносит в это дело и аким Алматы. Давно подозревала, что лавры Юрия Лужкова не дают спокойно спать губернаторам, акимам и мэрам различного уровня. Недавняя эскапада акима Алматы Виктора Храпунова в виде распоряжения начать новую акцию об очистке южной столицы от незаконно проживающих граждан как нельзя блестяще подтверждает это. Естественно, я помню о том, что аким у нас и швец, и жрец, и на дуде игрец. Он у нас и поет на ретрофестивалях, и на казахском языке с жителями общается. И проезд в общественном транспорте студентам сделал по 20 тенге, забыв о школьниках. В общем, душка и все. Только какое отношение все это имеет к непосредственным обязанностям акима? Кто, скажем, ответит за пробки на дорогах, увеличивающиеся с каждым днем? А за тротуары, по которым невозможно пройти после дождя? За грязь на улицах, превращающую один из самых прекрасных городов в бывшем Союзе в захудалый провинциальный городишко? За снос памятников архитектуры, вырубку садов под бензоколонки? Не входит ли все вышеперечисленное в обязанности акима? Или этот вопрос неприлично задавать в наше время?


Вообще-то в нашей стране акимы многогранны. То один рассекает Урал в поисках браконьеров, словно нет на то соответствующих органов. А теперь Виктор Вячеславович решил на себя примерить мундир бойца, правда, с … мигрантами, а точнее, с незаконно проживающими на территории Алматы гражданами. Спору нет, аким должен заботиться и об этом. Но для работы в данном направлении у нас созданы специальные службы, которые вкупе с правоохранительными органами и должны заниматься учетом и контролем мигрантов. Всем известно, что так называемые зачистки, отработки больше предназначены для мирных граждан, чем для поимки социально опасных элементов. И когда этим занимается полиция, уже не обращаешь на то внимание, ибо она отрабатывает свой хлеб. Но когда в подобные акции включается аким города, то это уже не просто смешно, но и тревожно. Да, Юрий Лужков может позволить себе ужесточать меры по отношению к иногородним гражданам, ибо основания к тому имеются. Но это у них, в Москве, которая какой уже год ведет войну в Чечне. А у нас? Впрочем, где-то я акима понимаю. Трудно ему, человеку, выросшему из шинели тоталитарного режима, перестроиться и переходить к работе в реалиях рыночного XXI века с его глобализацией и призывами к толерантности, где каждый должен заниматься своим делом. Все ближе как-то методы той брежневской стагнации, в условиях которых рос и формировался Виктор Вячеславович.


Взрывы возле офиса партии “Отан” обрастают различного рода версиями: от теракта до хулиганской выходки. На последней версии настаивают сотрудники ГУВД. Возможно, они и правы. Но возникает вопрос, каким образом в руках у кого-то оказываются тротиловые шашки?! Покажите склад, где это приобретается! И зачем нам тогда полиция и аким, пекущийся о нашей безопасности?


Чем больше множится число версий, тем чаще возникают у меня сомнения. Ощущение дежа вю не покидает, а напротив, усиливается. Словно оживает оруэлловский мир с его “министерством правды” и Большим братом, манипуляциями, всевидящим оком телевидения, “полицией мыслей”, “неделями ненависти”. Где воскресает руководящий принцип “Государства: счастье и свобода несовместимы… Единое государство вернуло (человеку) счастье, забрав у него свободу”. Но мне как-то не хочется жить в таком едином государстве, которым управляет человек, известный как Благодетель, а акимы занимаются отработками, в ходе которых преследуются люди, подавшиеся в город на заработки, в поисках лучшей доли. И все это под риторику о борьбе за безопасность нашей страны… Очевидно, кто-то не может жить без полицейского государства, которое еще недавно, казалось, ушло в небытие.