Предел невозможного

Две тысячи лет христианская часть человечества живет в ожидании Судного Дня. Причем большая часть понимает его как угрозу физическому существованию людей, почему-то оставляя в стороне аспекты морально-этические. Давайте рассмотрим генезис современной цивилизации с данной точки зрения. Нельзя не заметить, что за этот огромный для жизни одного человека отрезок времени борьбу с природой за биологическое выживание заменила борьба за материальные ценности и власть над другими людьми. На смену рабству прямому пришло рабство опосредованное. В своем крайнем выражении это выливается в абсолют денег как квинтэссенции всего, что можно купить. Цивилизация пошла по вульгарно-технологическому пути. Художников вытеснили ремесленники. Потому что производить то, что не будет оценено по достоинству, не имеет практического смысла. Потому что надо тратиться душой на то, что может не окупиться. Такие, как нам кажется, извечно присущие человеку ценности, как честность, духовная чистота и взаимовыручка, живут и побеждают лишь в народном фольклоре (и то не везде). В реальной жизни они делают индивида нежизнеспособным.


Бесспорно, человек смог частично уничтожить, а частично подчинить себе всю остальную природу за счет лучшей, чем у других биологических видов, приспособляемости и умения выживать в неблагоприятных условиях, включая такие качества, как способность создавать “стаи” (племена, общины, государственные образования, партии, масонские ложи т.п.), приноравливаться к требованиям и пристрастиям более влиятельных или богатых сородичей. В этом смысле такие осуждаемые общественным мнением качества, как раболепие, готовность ради личных целей “идти по трупам” товарищей, изворачиваться, лицемерить и лгать, являются точно такими же эволюционными механизмами и морально-этической окраски нести не должны.


До сих пор непонятно, действительно ли человек разумный — homo sapiens — венец мироздания, как полагают оптимисты, или же он со временем мимикрировал в homo servus – человека служебного и по сути есть роковая ошибка природы. Какой из всадников Апокалипсиса маячит на нашем горизонте – рыжий (юность) или белый (старость)? И правда ли, что пока придет обещанное тысячелетнее царствие божие, все праведники будут избиты? По внешним признакам – уменьшению разнообразия биологических, социальных систем — человек находится в фазе раннего отрочества, когда принято выглядеть и поступать “как все” и изгонять “других”. В упрощенном виде массовое сознание выглядит как черно-белый телевизор. Есть “плохие парни” (чужие) и есть “хорошие” (свои). Все просто и понятно. И, главное, не надо напрягать мозги.


Давайте задумаемся, чем мы отличаемся от других представителей животного мира? Наличием 4 конечностей, 20 пальцев, прямохождением, дыхательной, сердечно-сосудистой системой, желудочно-кишечным трактом, способностью спариваться и плодить себе подобных? Нет, эти особенности есть у других видов. Развитым мозгом, умением абстрактно мыслить, создавать инструменты, приборы и произведения искусства, безмерной алчностью, нерациональной жесткостью к соплеменникам и окружающей среде? Пожалуй, да. Умение препарировать информацию, принимать на ее основе решения и планировать свое будущее есть только у людей. Носителем разума является мозг, самая таинственная и неисследованная часть человеческого тела. Как череп является своеобразным “горшком” для мозга, так и все тело необходимо ему, чтобы познавать мир и поддерживать его в работоспособном состоянии. Таинственные биохимические процессы внутри мозга составляют суть человека, то, что называется разумом, или, на еще более неосязаемом уровне, душой.


Так же как технологический прогресс направлен на замену человеческих функций машинными, вымыванием из оборота культурных и этических ценностей, так и реальный мир заменяется виртуальным (Интернет, СМИ, телевидение), познание внешнего мира – познанием узкого круга людей.


С точки зрения комплексного восприятия, познание мира с помощью приборов ничуть не лучше изучения мира средневековыми теологами, которые, для того чтобы узнать, сколько зубов у лошади, смотрели священные книги и не догадывались заглянуть в пасть животному. Наверное, поэтому философ сегодня редкость почище слонопотама. Сколько было создано новых философских систем 150, 100, 50 лет назад и сколько их в наше время? А может, они есть, но это больше никого не интересует? Таинство любви, процесс творчества подменили технологии. Достаточно вспомнить английскую фразу to make love. Душа может довольствоваться малым, чтобы не потерять все, тогда как тело ненасытно, неблагодарно и чрезвычайно изобретательно в смысле удовольствий. Душа как горизонт – рядом, но не догонишь, а тело – одновременно инструмент, способ, цель и результат. Прямые и короткие пути более рациональны. С точки зрения тела, счастье — это когда тепло, сытно, мягко, нигде не трет и можно ничего не делать; с точки зрения души – это когда ново, просторно, интересно и свободно. Что это – неразрешимый конфликт или т.н. “единство и борьба противоположностей”?


Кстати, о свободе. Демократия есть внебрачное дитя капитализма, поскольку только она способна примирить скопище индивидуалистов, поклоняющихся лишь культу Велеса и грубой силе. С другой стороны, нормируя свободу, можно стать благодетелем и отцом народа, а можно — диктатором и тираном. Но и это в лучшем случае обман – демократия всем всё обещает, но никого не удовлетворяет. Суть ее замечательно выразил Ги де Мопассан: “Давайте представим, что во Франции есть несколько человек гениальных, за ними идет сколько-то десятков людей одаренных в той или иной сфере, за ними несколько сотен талантливых. Затем следует масса посредственностей и армия дурачья. Невозможно поверить, чтобы дурачьё могло избрать себе разумное правительство”. Главное — умело манипулировать сознанием, чередуя эластичный проводок и сухую морковку. “Либеритэ, эгалите, фратернитэ”, безусловно, существуют, но не везде и не для всех. В античных демократиях, кроме демоса, существовал и плебс. Человек способен самоутверждаться только за счет менее богатых, умных и удачливых собратьев. А это значит, что человеческий прогресс в современном его виде — тупик, и человечество, как дракон, поедает самоё себя. Ведь пресловутый “плохой парень” сидит в каждом из нас как символ неизбывности нашего отрицательного начала.


Может быть, проблема в том, что люди становятся рабами добровольно? Душа, чтобы выжить, должна заботиться о выживании тела, а тело свободно от подобных забот. Действительно, стресс, тяжелые условия жизни — хорошие мутагены и подстегивают развитие биологических систем. Спокойная (для мозга) жизнь ведет к вырождению (живой пример т.н. “развитого мира”). Работу мозга, серьезное чтение и размышление невозможно заменить телевизором, компьютерными играми, поп-артом и бульварным чтивом, а уж тем более алкоголем и наркотиками. Никто не понимает таинства мысли и творчества. Почему кто-то использует 5%, а кто-то 0,05% своего мозга? Почему люди ищут себе подобных и отторгают инакомыслящих? Потому что творчество, талант, т.н. “родство душ”, как и любовь, – биохимический процесс? И почему породу (человеческую) вывести можно, а разум – нет? Например, Микеланджело, судя по автопортретам, был просто ужасен.


Есть показательный анекдот: “Коллега, отец беременной — потомственный алкоголик, мать – сумасшедшая. Ваш диагноз? – Аборт, немедленно аборт. – Поздравляю, вы лишили мир Бетховена!” Маргиналы есть неотъемлемая часть мира. Сорную траву вон? А вдруг потом окажется, что “сорняки” необходимы для поддержания стабильности “экосистемы”? Беда в том, что любая система не способна охватить весь массив личностных различий. Кто-то окажется невосприимчив, кто-то улизнет, а кто-то будет противиться просто “из принципа”. Вопрос в том, что любой социальной системе, чтобы выжить, нужен враг, или теряется смысл. Так, для поддержания боеспособности армия должна иногда воевать, иначе что это за армия? Лучше всего иметь врага внешнего, внутренние вымрут сами – устойчиво конформистский социальный организм отторгает чужеродные клетки. Кричи, не кричи – не услышат. Проходя, проходи – жалость унижает…


Можно ли обозначить доминирующую сейчас систему как торжество гуманистических идеалов? Вспомним античность и Ренессанс – культ души и тела шли рука об руку. Сейчас доминирует культ тела, налицо обострение конфликта тела и души в общественном масштабе. Настолько циклично такое развитие? Тварь я дрожащая или право имею?


С момента изгнания из мифического Эдема каждый представитель человечества хотя бы единожды задавался вопросом: “Имеет ли моя жизнь высший смысл? Делает ли она этот мир лучше, чище и прекраснее?” Или вера в лучшее есть заклинание, призванное успокаивать воспаленную совесть? И запущенный некогда центробежный механизм перешел к хаотично-центростремительному движению? Может, недаром негативные сценарии развиваются чаще и быстрее благоприятных, а самые разумные начинания и идеи на стадии реализации переходят в полную свою противоположность?


Почему холопство, угодничество и духовная нищета становятся, с одной стороны, профессией, как другой нормой жизни стали стяжательство, черствость, беспощадность к интересам и запросам других. Что это? Эра жестокосердия? Царство скупых рыцарей?


Если пришло время homo servus, то человек есть биомашина, находящаяся в узле программ государства, финансово-промышленной олигархии, СМИ и семьи. Так же мы реагируем на заранее “зашумленные” сигналы окружающей среды и создаем “белый шум”, передавая искаженную информацию другим. Как в таких условиях воспринимать “мир и отделять зерна от плевел”? Что будет критерием объективности? Возможно, факт познания реального мира меняет его в лучшую сторону. В этом отношении мысль и душа материальны. А мысль, направленная лишь в сторону накопления виртуального – денег, удовольствия, власти, обедняет мир и ведет к разгону энтропии. Ибо невозможно любить ЭТО как бога, страну, природу, семью, дом. Любопытно, что учение святого Фомы Аквинского в средние века удачно ограничивало худшие черты нарождающегося капитализма. Например, долгое время был запрещен ростовщический процент. Ведь основа капитализма – торговля, и ссудный капитал есть сознательный обман, поскольку требует купить втридешево и продать втридорога. Притом сам купец должен заставить других верить в то, что товар поставщика не стоит денег (т.е. презирать его), одновременно лебезя перед покупателем, чтобы дороже продать то же самое. Как говорят западные консультанты, капитализмом движут две страсти – greed (страх) и fear (жадность). Возможно, именно в этих двух не очень благородных качествах заключается объяснение всего происходящего – экономических кризисов, социального неравенства, беспощадной эксплуатации работника хозяином, а беднейших стран — “развитым миром”, застарелости социально-экономических проблем большей части мира, ухудшения условий внешней среды и империалистических войн. Вспоминается весьма характерная опечатка в одной из рекрутинговых газет: “Требуется менеджер. Коммуникабельность, активность, умение убежать”. Как говорится, в торговле два дурака… Оно нам надо, или мы ещё надеемся убежать?