Токаев против “казахстанской нации” и деления на “настоящих казахов” и “шала казахов”

Журналист газеты “Туркестан” Гульнар Муканова беседует с министром иностранных дел Касымжомартом Токаевым, чтобы узнать его мнение о событиях, происходящих в стране и за ее пределами. Министр говорит, что внешняя политика Казахстана на сегодняшний день очень развита, создана нужная дипломатическая инфраструктура.


На вопрос журналиста: “Почему Министерство иностранных дел ограничилось посланием “ноты протеста”, когда на казахстанско-узбекистанской границе прогремел выстрел и был убит гражданин нашей страны?” — он высказался таким образом: “Чтобы обсудить события на границе, проходили встречи президентов и министров иностранных дел двух стран, а также пограничников. Министерство иностранных дел выдвинуло ноту протеста, а это является редким случаем в дипломатическом опыте среди соседствующих и дружественных государств. Для того, чтобы в дальнейшем не было таких из ряда вон выходящих случаев, пришли к договоренности проводить консультации среди служащих на границе. Также нужно проводить правовую воспитательную работу среди населения, живущего на границе”. А на вопрос “когда на политической арене в полном разгаре идет игра среди разных политических групп, почему нет среди них Токаева?”, он ответил, что министр иностранных дел не должен состоять ни в какой партии и его обязанность при помощи дипломатических средств обеспечить национальную безопасность Казахстана. Касымжомарт Токаев также отметил, что ни в коем случае нельзя принимать тезис “казахстанская нация” и нельзя делить единую нацию на “настоящих казахов” и “шала казахов” и этим вводить смуту среди людей.


В беседе с журналистом газеты “Козкарас” лидер Демократической партии Казахстана Максут Нарикбаев сказал, что для того, чтобы поднять статус учителя, ДПК предлагает проект закона “Об учителях”. По словам лидера ДПК, в законе особое внимание уделяется следующим проблемам: определение правового статуса учителя, повышение квалификации, проведение аттестации, также оказание материальной помощи и социальной защиты.


“Нарушены права гражданина, права на свободу слова, самое ужасное — на журналистов оказал давление вооруженный спецотряд”, — пишет Назия Жоямергенкызы на страницах газеты “Ак жол Казахстан”. По словам автора, когда журналисты вместе с Максут Оразбай, который является организатором пикета против чиновников, неправильно использующих название южной столицы, зашли в здание городского акимата, их остановили сотрудники полиции “Кузет” и запретили не только снимать на видеокамеру, но и потребовали отдать им кассету; услышав отказ журналистов, позвали на подмогу вооруженных автоматами людей в бронежилетах. Так как городской акимат находится рядом с “Белым домом”, Назия Жоямергенкызы спрашивает, “можно ли обижаться на других за правонарушения, если под носом президента нарушаются права человека?”


В марте нынешнего года при министерстве внутренних дел был комитет по борьбе с наркобизнесом, который и должен бороться с проблемой наркозависимости среди молодежи. Журналист газеты “Егемен Казахстан” Сайфолла Шаингазы, посетив это ведомство, так и не смог получить вразумительную информацию о работе комитета, так как сотрудники не захотели ознакомить его с проделанной работой. Так что дать оценку деятельности комитета автор не может, но он хочет сказать совсем о другом. Все буклеты и брошюры выпущены вышеназванным комитетом почему-то только на русском языке, например: “Родителям и детям о наркотиках”, “Будущее без наркотиков” и т.д. Автор не может понять, на средства какого государства выпущены и на жителей какой страны рассчитаны эти буклеты? После этого случая журналиста заинтересовал вопрос, на каком языке ведется пропаганда и агитационная работа в целом? По утверждению Сайфоллы Шаингазы, вся работа ведется на языке межнационального общения, и у него сложилось мнение, что в комитете нет сотрудников, владеющих государственным языком. Или они уверены, что казахи не употребляют наркотиков и среди них не нужно проводить воспитательную работу?


“Есть хорошие новости, которым могут порадоваться студенты и их родители”, — пишет Айхан Шарип на страницах газеты “Айкын”. Не так давно министр образования Жаксыбек Кулекеев на заседании мажилиса парламента, куда он был приглашен народными избранниками, заткнул им рты, попросив не путать политику, как он выразился, с обычными договорами о получении кредитов. Даже припугнул, что со следующего года беспроцентного кредита может и не быть. И на приеме у президента, где рассматривалась это проблема, министр старался придерживаться той же позиции, что и перед депутатами. Но не тут-то было, глава государства счел доводы министра Кулекеева недостаточно вескими, заявив, что за недоработки взрослых дядей студенты не в ответе. В конце концов, министр отделался легким испугом, ему глава государства объявил выговор, а вот его заместителю повезло меньше, сняли с поста.


Об этой же проблеме Кали Сарсенбай в газете “Жас алаш” пишет: “Бывают случаи, когда президент и “Жас алаш” сходятся во мнениях”. Журналист искренне радуется за студентов и воздает хвалу Всевышнему за то, что глава государства вовремя вмешался в эту проблему и предотвратил вторые декабрьские события. Как известно, в любой стране авторами и движущими силами всех восстаний являются именно студенты.


В этой же газете Жарылкасын Боранбай из Южно-Казахстанской области пишет, что сегодняшние реформаторы в сфере образования не могут отличить искусство от науки. “Например, по всем предметам стало принято сдавать тесты, но литература – искусство словесности, поэтому здесь тестовые задания не подходят. Ребенок, по тесту ответивший на все вопросы, может и не уметь написать и страничку изложения или сочинения. Если так будет продолжаться, то за десять лет литература потеряет свою красочность”, — делится своими доводами автор.


Недовольная итогами сентябрьских выборов, Дарига Назарбаева уехала за границу и долго не появлялась в стране даже после спешного созыва отцом нового состава мажилиса. Но вот лидер “Асара” в прошлую среду не только появилась на заседании мажилиса, “но и заявила, что приступила к работе в указанные Конституцией сроки, чем показала свое недовольство решением отца”, — пишет газета “Жума – таймс”.