“Заложники” интересов международных корпораций и правительства

Источник: газета “Уральская неделя”

Только факты


Западно-Казахстанское управление экологии за 10 месяцев текущего года выписало компании “Карачаганак Петролиум Оперейтинг” КПО б.в. штрафов, платежей, в том числе и по судебным искам собрали на сумму без малого 2 миллиардатенге. Цифра просто рекордная — за прошлый год этот показатель составил более 600 миллионов тенге.


“Очень много нарушений природного законодательства”, — пояснил нам начальник областного управления экологии Роберт Суербаев.


За девять месяцев этого года на Карачаганакском месторождении количество выбросов в атмосферу вредных веществ тоже оказалось рекордным – 40 тысяч тонн. В прошлом году было выброшено 19,2 тысячи тонн.



“Уральская Неделя” не раз писала о проблемах жителей села Березовка, ставших заложниками интересов международных корпораций, разрабатывающих Карачаганакское месторождение, и родного правительства, предавшего их. В 2002 году совместными усилиями правительства, акима К Кушербаева и администрации КПО б.в. санитарно-защитная зона была сокращена с 10 километров до трех, в результате жителям Березовки было отказано в переселении в безопасную зону.


За их интересы вступились Международная природоохранная неправительственная организация (МПНО) “Crude Accountobility” и казахстанские экологические неправительственные организация “Зеленое спасение” и “Экотан”.



Конституция как орудие массового применения в борьбе березовцев за свои права



В минувшие выходные (11-12 декабря-ред.) жители села Березовка Бурлинского района дважды “нарушали” закон и общественный порядок. Сначала они пытались сдать кровь на анализы, а потом изучали Конституцию Казахстана.



Гражданочка, пройдемте!


— Это было что-то ужасное. Я не видела такой картина даже в Узбекистане, – от негодования американка Кейт Уоттерс, обычно бегло говорящая на русском, с трудом подбирает слова, чтобы рассказать о событиях минувшего дня. – Полиция схватывала люди за руки и хотела доставить их в полицейский участок.


Американка Кейт Уоттерс, представитель международной организации “Crude Accountability”, второй раз приезжает в Березовку к Светлане Аносовой, лидеру инициативной группы, требующей переселения села. Рассказывает местным жителям о том, как люди из других стран защищают природу от нефтяных компаний. Каждое посещение американкой Березовки вызывает нервную реакцию со стороны КИО и местных властей. Еще бы, ведь неугодная им американка учит березовцев “неправильным” вещам, задает компании неудобные вопросы и совсем лишена страха перед властями. В минувшую субботу местные власти попытались привить ей это чувство.


В этот день около 60 жителей Березовки приехали в Аксай сдавать кровь на анализы. Результаты анализа должны показать, насколько связаны болезни березовцев с выбросами на месторождении. Сдавать кровь поехали дети в возрасте до 15 лет и взрослые старше 45 лет. По мнению ученых, именно в этих возрастных категориях организм наиболее чувствителен к химическим загрязнениям окружающей среды. Но медицинское мероприятие почему-то вызвало интерес у полицейских. По словам очевидцев, люди в штатском и в форме полицейских стали задерживать березовцев на выходе из поликлиники. Интересовались, с какими целями они посещали поликлинику и попытались их доставить в полицейский участок (!). Действия полицейских вызвали возмущение людей, и дело едва не дошло до рукоприкладства со стороны стражей порядка. Людей силой пытались усадить в машины и доставить в участок.


— Я в это время находилась в поликлинике и беседовала с врачами, — рассказывает Кейт Уоттерс, — и об этом безобразии узнала от двух мужчин, которые попросили меня выйти для беседы. Они сказали, что я организовала акцию, нарушающую порядок. Я сказала, что это не акция, люди просто сдают кровь на анализы. Показала им договор с руководством поликлиники. Потом эти же двое попросили меня проехать с ними в районный акимат, сказали, что со мной хочет встретиться аким района. Я сказала, что поеду, когда освобожусь, и попросила их представиться. Только один из них показал мне служебное удостоверение работника районной прокуратуры, второй себя не назвал.


Позже двое мужчин повезли американку на автомашине без номеров в районный акимат. Там ей представили человека, который назвался заместителем акима района. Американке сказали, что она нарушает казахстанские законы и потребовали написать письменную расписку, в которой она обязуется не принимать участие в предстоящем семинаре и не помогать Светлане Аносовой(!). Кейт отказалась. Около часа американке говорили, что она не имеет права сотрудничать со Светланой Аносовой.


— Заместитель района сказал мне, что я могу помочь Светлане ведром воды, и только. На прощание он сказал, что меня довезут до поликлиники те же двое мужчин, что и привезли меня, и добавил: “Вы их не бойтесь, Вас не тронут. Можете ехать с ними без страха”. Я так и не поняла, почему я должна их бояться, — говорит Кейт.


Что б я так жил!


Семинар в Березовке всё-таки состоялся на другой день после событий в Аксае. За 10 дней до семинара акимат сельского округа потребовал от Светланы Аносовой заявление, в котором она просит разрешить проведение семинара. Хотя по закону для проведения образовательных мероприятий такого заявления не требуется. Тем не менее заявление Светлана написала и отнесла к сельскому акиму. После долгих раздумий акимат разрешение дал. Семинар решено было проводить в сельском Доме культуры. Но через два дня Светлане Аносовой позвонили из районного акимата и устно сообщили, что разрешение отменяется.


— Я потребовала от них письменного документа, в котором должно быть обоснование отказа с ссылкой на статью закона, — рассказывает Светлана Аносова, — сказала им, что, пока не получу такого документа, отменять семинар не буду.


Бумажки районный акимат не прислал, и утром 12 декабря жители села стали собираться во дворе школы. По распоряжению властей все здания общего пользования в этот день закрыли. ДК, школа и даже медпункт были под замком. Жертвами бдительности властей стали и дети, тренирующиеся в футбольной секции. Воскресная тренировка была отменена, так как дети не смогли попасть в школьный спортзал.


— От нашего физрука требуют, чтобы он детей подготовил к Дню Независимости. Он должен их повезти в Аксай на праздничные соревнования. Требуют, а сами всё закрыли, — говорит мама одного юного футболиста, пришедшая на семинар, — После этого еще хотят, чтобы наши дети выросли здоровыми.


Семинар провели в маленьком домике, в котором располагается сельская музыкальная школа.


— Свет, так ты на воле? Слава тебе, Господи! А я всю ночь не спала, думала что тебя вчера арестовали в Аксае, — говорит пожилая женщина пришедшая на семинар к Светлане Аносовой.


Как только к музыкальной школе стали подтягиваться люди, к ней подъехало несколько автомобилей с полицейскими в сопровождении работников районного и сельского акиматов. “Вся королевская рать” принять участие в семинаре отказалась и после проверки моих документов скромно топталась на улице.


— А зря. Им-то как раз не мешало бы послушать то, о чем я буду говорить на семинаре. Судя по их действиям, они слабо знакомы с Конституцией, — говорит Ольга Яковлева, московский юрист, занимающаяся правовым образованием граждан и защитой экологических прав населения.


Более чем скромная “самая большая комната” музыкальной школы всех пришедших на семинар не вмещает. Люди рассаживаются в коридоре. Ольга Яковлева начинает свое занятие с раздачи брошюрок с текстом Конституции Республики Казахстан.


— Читайте: “Каждый гражданин имеет право на жизнь”. Так вот, читать Конституцию сегодня будем по особому. Там, где написано “каждый гражданин”, “народ Казахстана” ставьте “Я”, “Мой ребенок”, “Моя семья”. Помните, что в Конституции речь идет не о каком-то непонятном народе и неизвестном гражданине, а о каждом из вас. Это ваши персональные права прописаны здесь. И в последующем, когда мы будем сегодня изучать другие законы, каждую статью пропускайте через себя, примеривайте ее на себя.


По словам Ольги Яковлевой, она уже несколько дней изучает наше законодательство и не перестает удивляться демократичности наших законов.


— Уважайте свою Конституцию, — говорит она собравшимся. — Она для Вас написана. В ней очень много норм и прав, которых в российской Конституции в помине нет. Поверьте мне, юристу, этой Конституцией вы можете горы свернуть. Нужно только научиться ею пользоваться.


Шесть часов, пока длился семинар, несколько десятков березовцев изучали законы своей страны. Бабульки в пуховых платках, мужчины с заскорузлыми руками перелистывали тонкие страницы Конституции и удивленно цокали языками: “Ишь ты, а ведь не знали раньше”, кто-то добавляет из угла: “Что б я так жил!”. После кофе-брейка, который здесь называют “покушать чаю”, семинаристы переходят к изучению природоохранного законодательства. Изучая право общественности на получение достоверной информации о разработчиках месторождения, не забывают эту статью примерять на себя: “Не общественность, Я имею право!”. На середине занятий в комнату молча входит представитель акимата. Его замечают и предлагают присоединиться к изучению Конституции. Чиновник, отталкивая руками протянутую брошюру, спешно ретируется.


Защитите Светлану!


Семинар люди покидают воодушевленными, с брошюрками Конституции в руках. После юридического ликбеза они уже точно знают, что ответят полицейским, которые имеют привычку после ходить по домам, принуждая людей отказываться от своих подписей под очередным обращением к властям. Но семинар помог им еще и окончательно и четко определить свои требования. Новое требование березовцев звучит так: “Или переселяйте нас, или закрывайте месторождение!”. Как выяснилось на семинаре, они имеют право требовать и того, и другого. Но так же, как нельзя за день очистить пропахший газом воздух Березовки, так и невозможно вытравить из этих людей страх. Несколько человек позже подходили к тренерам и ко мне с просьбой защитить Светлану Аносову от нападок властей.


— Мы боимся за нее. Её теперь не оставят в покое. Будут травить и преследовать. Защитите ее, если можете. Светлане и всем, кто входит в инициативную группу, часто угрожают, — говорят люди.


Организаторы семинара за время пребывания в Березовке сами получали многозначные намеки.


— Я нахожусь в Березовке с 8 декабря и, не было дня, чтобы ко мне вечером не приходил участковый, — рассказывает Алексей Книжников, координатор этой программы “Crude Accountability”. — Каждый вечер проверяет, на месте ли я, не пью ли я водку. Я спросил его, зачем он это делает. “Смотрю, чтобы вы вечером дома сидели и на улицу не ходили. Опасно это для вас”.


За день в Березовке я словно совершил путешествие во времени. Не хочется верить, что всё увиденное здесь происходит в мое время в моей стране. В стране чиновничьего беспредела и забытой Конституции.


Еженедельник “Уральская неделя”, (Уральск, Западно-Казахстанская область)


№50, 15.12.2004г.