Заманбек Нуркадилов: “Я увидел другого Кажегельдина”

\"\"

2 февраля в Алматинском аэропорту группа журналистов встречала экс-главу АЧС Заманбека Нуркадилова, вернувшегося из поездки по странам Европы. Там же один из самых ярких деятелей казахстанской оппозиции провел импровизированную пресс-конференцию. Естественно, вначале представителей СМИ интересовал вопрос, кто пригласил Заманбека Калабаевича в эту поездку. На это был получен ответ, что приглашение поступило от недавно созданного Заграничного бюро содействия демократии в Казахстане. В это бюро вошли, по словам Заманбека Калабаевича, все те, кто вынужден был по политическим причинам уехать из родной страны и сейчас живет в Европе, Канаде и даже Австралии.

Встречи нашего политика проходили в Берлине, Париже и Брюсселе. А в МИДе Франции он выступил с докладом, дал обширное интервью “Deutsche welle”. Поездкой Заманбек Калабаевич доволен, потому что есть конкретные результаты.

В апреле прошлого года Заманбек Нуркадилов создал общественную комиссию по борьбе с коррупцией. Сегодня это начинание нашло поддержку на международном уровне. Эта комиссия получила статус международной. Ее офис будет находиться в Бонне. Уже открыт специальный лицевой счет. Первым 777 евро перечислил на этот счет сам Нуркадилов.

— Мы наладили связи с официальными людьми, которые желают демократии в Казахстане. Имена их называть не буду, — заявил Заманбек Калабаевич.

Встречи проходили на достаточно солидном уровне. Установлены контакты не только с русскоязычными, но и французскими, немецкими, шведскими журналистами, которые всю жизнь посвятили исследованию в области коррупции. Как подчеркнул Заманбек Калабаевич, “многие материалы, которые не могут быть опубликованы здесь, зарубежные репортеры возьмут на вооружение и проведут свое собственное журналистское расследование, поскольку некоторые факты являются составной частью европейской коррупции”.

Журналистов волновал вопрос, встретился ли опальный чиновник с другим опальным чиновником, а именно с Акежаном Кажегельдиным? Вот что рассказал Заманбек Калабаевич:

— Что касается Кажегельдина, то я его не видел около семи лет. Я видел только молодого Кажегельдина на сессии Верховного Совета. А так мне ни разу не приходилось с ним встречаться, говорить и здороваться. Я видел его на трибуне, когда он отстаивал интересы правительства. Но жизнь меняется. Я увидел другого Кажегельдина. Можно сказать, он возмужал. Очень энергичный, целеустремленный. Естественно, он не только хочет вернуться, но он хочет видеть совсем другой Казахстан. Я про себя подумал, а потом сказал ему вслух: “Акежан, если бы за твоими плечами не было бы \»пришитых\» 10 лет за колючей проволокой заочно, и если бы ты выставил свою кандидатуру на президентских выборах, я бы тебя поддержал”. Такое интервью я дал Лире Байсеитовой, оно уже должно появиться здесь в Казахстане. Я считаю, что он молод, силен, имеет огромное количество людей, которые могут повлиять на будущее Казахстана как в экономике, так и в политике. Мы беседовали с ним около двух часов. Что касается компромата, я все вывез. Международной комиссии будет очень легко теперь работать. Мы начнем с “Казахгейта”. В скором времени один или два члена, скорее всего, Лира Байсеитова, а может, кто-нибудь из Казахстана, поедут знакомиться с документами федерального суда округа. Одну копию Кажегельдин пообещал полностью скопировать и отдать нам. И мы договорились, что от нас приедут люди, хорошо знающие о “Казахгейте” и о коррупционных делах в стране, чтобы выступить в качестве общественных обвинителей на суде. Мы будем об этом просить международную комиссию по борьбе с коррупцией.

Далее последовало следующее заявление:

Что касается взаимоотношений с КСДСК, то у нас с ними нормальные отношения, я даже собираюсь вступать в его члены. Я буду там возглавлять международную комиссию по борьбе с коррупцией. Так в плане и было записано. Мы там договорились, и они признали необходимость того, чтобы мы создали новое гражданско-общественное движение “Молдир Казахстан” — “Прозрачный Казахстан”. Я читал сегодня или вчера сообщение о том, что какое-то движение уже открылось в Казахстане. Думаю, одно движение другому не помешает. Но я вам должен сказать, я официально уже как лидер оппозиции, который будет заседать на совещаниях Европарламента, который будет заседать в феврале и будет обсуждать проблемы Казахстана. Кто поедет туда со мной, решу я сам. Вот в таком плане у меня настроение отличное. Работа начнется ранним утром.

— Ваша поездка согласована с другими членами Координационного совета?

Да, я Жармахану Айтбаевичу говорил об этом два раза. Но всем сказать об этом не мог по одной причине — боялся не уехать.

Акежан Магжанович будет работать только с вами или со всеми членами КСДСК?

Акежан и я будем работать со всеми, кто хочет вернуть Казахстан к демократическим ценностям. Я не буду дистанцироваться, как говорил Булат Абилов и Сергей Дуванов (“рыцарь печального образа”), и действовать, как волк-одиночка, я не волк-одиночка.

По словам Заманбека Калабаевича, во время поездки у него были встречи на самых разных уровнях, не состоялись только встречи с Жаком Шираком и Герхардом Шредером. Но все принимавшие, как он заметил, хорошо знают ситуацию в Казахстане, детально осведомлены о состоянии дел в казахстанской оппозиции.

На Западе, подчеркнул Заманбек Калабаевич, многие политики уверены, что сегодня оппозиционное движение в Казахстане раздроблено. Они еще возлагают свои надежды на КСДСК, и в связи с созданием международной комиссии надеются, что оно превратится в большое движение.

Они за нас революцию делать не будут. Это точно, — подчеркнул Заманбек Калабаевич. И добавил:

— На официальном уровне скандала не будет. Они верят, что народ Казахстана наконец-таки проснется. Они верят, что оппозиция займет свое достойное место. Самое главное — изменить сегодняшний строй. На Западе сказали, что учителей направлять к нам не будут.

Что касается “Казахгейта”, то суд обязательно состоится. Возможно, в нем найдут отражение и те материалы, которые Заманбек Калабаевич вывез за рубеж и разместил в четырех иностранных банках. Там содержатся данные о коррупции многих деятелей Казахстана. Собранные материалы отражают историю Казахстана с первых дней суверенитета вплоть до гибели председателя правления “ТуранАлем Банка” Ержана Татишева. “В случае чего-то” с самим Заманбеком Калабаевичем эти материалы автоматически попадут в руки тех, кому доверяет Заманбек Нуркадилов, и станут достоянием международной общественности.