Вчера — Компартия, сегодня — \»Ак жол\»… А кто будет завтра?

Раскол в “Ак жоле” глазами регионального журналиста

В случае внесения раскола в ряды Компартии или повторенного ровно через год смятения в стане “Ак жола”, чувствуется способность власти всегда быть на шаг впереди своих оппонентов. Дело в том, что во всем перечисленном у власти и оппозиции имеется изначальный паритет. Так, какие бы хитроумные схемы по раздвоению вражеских партий не разрабатывались в недрах властных структур, они априори были бы обречены на провал, если бы внутри самих “мишеней” царило согласие и надлежащий климат.

Вспомним, как ровно год назад раскалывались коммунисты. Тогда инициаторы развода — “косаревцы” — по моему глубокому убеждению, проиграли сторонникам Абдильдина и всей оппозиции в целом прежде всего информационную войну. Все, что ими было предпринято для оправдания своего сепаратизма, уместилось, по сути, на нескольких страницах их воззвания, в котором, кроме лютого шельмования первого секретаря КПК, было очень немного конструктивизма. В дальнейшем многие из кээнпэкашников (в том числе и бывший лидер карагандинского обкома абдильдинской партии Тулеш Кенжин) избрали типичную тактику власти: абсолютное игнорирование выпадов в свой адрес с одновременным созданием образа эдаких благородных джентльменов, брезгующих отвечать недостойным хамам. Посему “старые” коммунисты, их единомышленники и просто им сочувствующие, перехватив инициативу, с большей яростью бросились расстреливать предателей огнем своей критики из всех имеющихся в их распоряжении информационных орудий. В победе над “косаревцами” “абдильдинцам” помогла алогичность самого исхода, как поступка. Ведь разногласия по поводу фигуры первого секретаря, якобы его недемократичности и отступления от марксистско-ленинских анахронизмов вряд ли являлись веским аргументом для развала партии накануне парламентских выборов. К тому же в адрес “народников” постоянно высказывались обвинения в тесном сотрудничестве с властными структурами. Учитывая, что подобные утверждения раскольниками опровергались слабо, у любого неискушенного наблюдателя начинало складываться вполне определенное впечатление об истинных виновниках развала Компартии.

Как бы то ни было, но мавр сделал свое дело. К парламентским выборам левые подошли в клонированном состоянии. Судя по всему, именно в запутывании избирателей, а не в дискредитации перед ними Серикболсына Абдильдина и заключалась главная подоплека содеянного руками Владислава Косарева партийного размежевания.

По существу то же самое, но при помощи иных, куда более изощренных средств, проделывается операция с радикализировавшимся после выборов “Ак жолом”. Заметьте, выплеснувшийся на публику скандал не привел к тому, что его подлинные провокаторы (Байменов и Ко), как в случае с коммунистами, громко хлопнув дверью, ушли собирать подписи для создания партии-двойника. Никто из них не спешит в “Ак жол-2”. Тактика, которую они избрали, заключается в том, чтобы изо всех сил удержаться в этом, настоящем “Ак жоле” и, что самое главное, попытаться выдавить из него трех сопредседателей, стоящих у власти поперек горла. Для такого “святого” дела уже применяется довольно широкий арсенал средств по манипулированию сознанием “непосвященной” общественности. От распространения через СМИ сплетен о том, что внутрипартийную ситуацию до состояния кипения довели Сарсенбаев, Абилов и Жандосов (которые-де спят и видят “Светлый путь” расколотым на две части), до откровенной клеветы об экс-министре информации, как внедренном властью агенте влияния, призванном свернуть “Ак жол” с его подлинно демократического пути.

Надо отдать должное “конформистско-байменовскому” крылу. По сравнению со своими предшественниками из КНПК, не придумавшими ничего лучше, кроме коллективного побега от “тоталитарных замашек” Абдильдина, “акжоловская” пятая колонна действует гораздо тоньше, хитрее и, я бы сказал, опытнее. В своем упорстве, в постоянном использовании старого приема переведения стрелок, а также ожесточенной борьбе за “брэнд” партии (победа в которой гарантирует незаметную подмену одного, более радикального “Ак жола”, на другой, более конструктивный и управляемый) чувствуется прогресс властных технологов, их умение учиться на своих ошибках и делать правильные выводы.

Вот некоторые выдержки из выступления лидера “байменовского” крыла карагандинского филиала ДПК “Ак жол” Айткожи Фазылова на пресс-конференции, посвященной все тому же больному вопросу: “кто прав, кто виноват?”:

— Когда на III съезде партии в 2003 году Алтынбека Сарсенбаева избирали в сопредседатели партии, я единственный, кто голосовал против его кандидатуры. Потому что считаю не иначе как мерзостью привычку подобных ему деятелей в начале без спроса лизать всюду, где только можно, в том числе и у главы государства, а потом охаивать тех, у кого раньше лизал…

— Сарсенбаев обладает огромной разрушительной силой, это он повлиял на остальных сопредседателей…

— У них не получится реализовать здесь украинский сценарий. Наша власть видит, как обходятся сейчас с командой Кучмы, как увольняют чиновников, пересматривают итоги приватизации. Боясь подобного поворота событий, у нас приложат все силы, чтобы не допустить этого…

— Многие решения Координационного совета не были согласованы внутри партии. А избрание его главой бывшего спикера мажилиса Жармахана Туякбая вообще противоречит здравому смыслу. В бытность свою председателем нижней палаты парламента он не поддержал ни один из двадцати разработанных партией “Ак жол” законопроектов. Еще до своих эпатажных заявлений по поводу массовых фальсификаций на последних выборах, он в качестве заместителя Назарбаева по партии “Отан” на специальной пресс-конференции приветствовал выбор народа в пользу президентского крыла… Мало того, Жармахан Туякбай возглавляя Координационный совет, не состоит ни в одной из партий, входящих в него…

— В день проведения нашего съезда в Алматы 29 декабря, наши сопредседатели, втроем ушли на митинг поддерживать другую партию – ДВК. На съезде остался один Алихан Байменов. Потом нам звонили, говорили, чтобы мы ехали своих сопредседателей выручать. Их чуть было полиция не забрала. А они немного погодя явились к нам, как ни в чем не бывало…

— О том, что Сарсенбаев засланный властью агент, думалось и говорилось уже давно… А теперь получается, что вдобавок ко всему, ему кроме денег и брэнда партии ничего не нужно.

Любопытно, что весь пафос этих, казалось бы, разрозненных, но на самом деле, представляющих единое целое реплик, направлен в первую очередь на Алтынбека Сарсенбаева. Те же места, где недобрым словом поминается экс-спикер мажилиса, знаменательны лишь тем, что бьют в самое сердце единства оппозиции — Координационный совет демократических сил. И вся сопутствующая им аргументация про двадцать “зарубленных” Туякбаем законопроектов, про его ренегатство и беспартийность, пусть она трижды правдива, не служит цели открыть глаза забитому и несчастному народу, а направлена лишь на оправдание раскольнических действий Фазылова, Байменова и иже с ними.

Что же до персонификации зла посредством Алтынбека Сарсенбаева и как бы незаметного увода из-под огня критики двух других руководителей “Ак жола”, то, возможно, это означает только одно: на начальной стадии “акжоловского” развала, сепаратисты не оставляли надежды договориться с ними, перетянув Абилова с Жандосовым на свою сторону.

Не станем принимать всерьез слова Фазылова о том, кто и где у кого лизал. Помнится и Алихан Байменов работал как-то главой в президентской администрации, и Айткожа Фазылов весь прошлый год верой и правдой служил всем сопредседателям без исключения. Наверное, это специфика исторического момента. Просто рано или поздно наступает период, когда одни продолжают усиленно работать языком, а другие перестают.

Относительно же сплетни о засланном властью казачке хочу сказать, что, надобно повнимательнее взглянуть, кто ее раскручивает. А раскручивают ее люди, выступающие “за” участие в работе парламента Алихана Байменова, заранее зная, что его присутствие там абсолютно ничего не изменит, а только заявит о его согласии с прошедшими выборами. Выборами, изобилующими множеством нарушений.

И наконец, небольшая ремарка. Вскоре после того, как в Караганде отзвучали подобные речи, не желающий мириться с фазыловскими интригами партийный актив избрал нового председателя филиала. Однако Айткожа Фазылов при помощи горстки своих приспешников вновь переназначил себя на пост главного “акжоловца” области. И дабы объявить об этом всему честному народу созвал очередную пресс-конференцию. На нее, правда, он опоздал. Неизвестно, где он так задержался, но к журналистам он вошел в любопытной компании: с сотрудником департамента внутренней политики акимата Карагандинской области. Это могло показаться простым совпадением, если бы по окончании конференции означенный чиновник не подсел к одному из ее “героев” и не начал бы с ним о чем-то заговорщически перешептываться.

Да уж, хоть и умеет наша власть расти и усовершенствоваться в некоторых отдельно взятых направлениях, однако далеко не все ее представители отучились топорно работать.