Политическая сенсация, связанная с намечающимся расколом в партии “Ак жол”, вызвала бурю эмоций, которые сегодня уже потихоньку стихают. Очевидно, пришла пора, отбросив эмоции, спокойно разобраться – что же все-таки на самом деле произошло.
Огромный вал публикаций в газетах, интернете, сюжетов по ТВ только все запутал. За эпатажными высказываниями политиков ускользнула сама суть процесса. А между тем все не так уж и сложно. Давайте разберемся в сути конфликта.
Напомню, что непосредственно перед и после выборов в мажилис, случились следующие события:
— оставил свою должность председатель мажилиса Жармахан Туякбай и заявил о своем переходе в оппозицию;
— бывший министр печати и посол в России Алтынбек Сарсенбаев прочно перешел в стан оппозиции;
Заманбек Нуркадилов также покинул власть, выступив с рядом сенсационных заявлений против президента;
— все политические оппозиционные партии сделали очень резкие заявления по поводу прошедших выборов в мажилис;
— все оппозиционные партии объединились в Координационный совет;
— Координационный совет поддержал бывший премьер Акежан Кажегельдин и сам вошел в его состав;
— Координационный совет выдвинул единую согласованную кандидатуру на пост президента. Предположительно, этой кандидатурой является Жармахан Туякбай (хотя об этом оппозиция официально еще не объявила);
— от “Ак жола” в Координационный совет делегированы Абилов и Сарсенбаев (Байменов в работе КС не участвует).
Казалось бы, все хорошо, но провокационные действия руководства ДВК приводят к закрытию партии через суд, шансы на изменение такого судебного решения фактическим руководством партии демонстративно игнорируются. Далее происходит конфликт в партии “Ак жол”, который может привести к расколу этой партии и возможной ее ликвидации (во всяком случае, для оппозиции она может быть потеряна вместе с ее региональным и, надо сказать, немалым потенциалом).
Не будем сейчас говорить о ДВК. Разберемся только с “Ак жолом”.
Вначале позволю себе привести отдельные выдержки из расшифровки заседания Центрального совета партии “Ак жол”. Тот, кто изучал историю КПСС и что-то еще из этого помнит, поймет, что партийные наработки коммунистов еще живут и находят себе применение в сегодняшней практике. Но, как известно, история повторяется – после трагедии следует… всего лишь фарс.
***
Из “Расшифровки заседания Центрального совета партии”
Байменов: …Нужно сначала вырабатывать принципы. И мы не должны допустить такого, что мы создаем альянс или консолидируемся с какими-то силами… Если бы Европейский союз в 50-х годах ставил задачу – сразу мы создадим Евросоюз, я уверен, сегодня Евросоюза не было бы. Вначале они сказали: объединение угля и стали. И нужно было вначале прописать принципы. После этого обсудить это в таком широком кругу, заручившись вашей поддержкой, идти на договоренности с другими…
Жуланова Людмила: …И камнем преткновения стал именно Координационный совет… Таким образом, это положение (о Координационном совете – прим. Авт.) утверждено, и там появляется должность председателя, мы не обговаривали такой момент… Вот это первое, что стало серьезным препятствием в дальнейших обсуждениях. Затем, когда Алихан Мухамедьевич приехал, там уже ДВК, коммунисты, все сидели и ждали, и вопрос уже был решен. То есть совершенно пренебрегли им…
…У нас на сайте была размещена информация о приглашении на этот митинг, заявление и все прочее. Тут же было дано указание снять всю информацию с сайта, объявить, что завтра на митинг не идем. На том и постановили. На следующий день я еду на съезд и узнаю, что 4 наших человека – 3 сопредседателя и Жукеев находятся на митинге ДВК. Значит, получается, что это они демократы, они выступают в поддержку демократического движения. А мы кто тогда с Байменовым?
Бимахимов Калиахмет, руководитель астанинского филиала партии: …можно даже на сегодняшнем пленуме решить вопрос об оптимизации института сопредседателей…
Я даже вношу конкретное предложение. Съезд должен этот вопрос решить и поставить на эту должность Байменова. Потому что он был и главным, и зодчим, и каменщиком этой партии.
Афанасьев Павел, руководитель Северо-Казахстанского филиала партии: Мы заметили на местах, что филиалы Координационного совета создаются не как союз партии уже существующей, а как совершенно новая партия. Для этого они создают филиалы, чтобы их зарегистрировать для того, чтобы получить статус республиканской политической партии…
Они уже озабочены и созданием своего печатного органа. Причем будут у них отдельные филиалы, отдельные активисты, и планируют они свою работу по подготовке к выборам президента со своим собственным кандидатом. Это было заметно из беседы. Поэтому в работе таких филиалов Координационного совета на местах мы участвовать не готовы и не будем…
Мы считаем, что на этом пленуме, на ближайшем съезде необходимо обсудить вопросы не только о введении поста единого председателя партии, о ликвидации института сопредседателей, обсудить вопросы о партийной дисциплине, об отдельных высказываниях личностей, которые вносят сумятицу в партию, партийные ряды, в ряды сочувствующих. Возможно, необходимы кардинальные шаги, а именно, вывести таких лиц…
Мирзаев Абдулла: …Алихан Байменов, вы должны стать председателем. Время пришло. Много споров и слов не надо. Вы знаете оба языка, вас уважает народ. Я хочу сказать, что партия “Ак жол” связана с вашим именем, и благодаря вам она сейчас является партией (аплодисменты). Вы должны быть единым председателем, и мы должны решить эту проблему (перевод с казахского).
Ергалиев Толеубек: …все мы знаем, скоро выборы президента, и каждый из наших сопредседателей имеет желание побороться за место президента, и не только они. У нас есть и Кажегельдин, и Нуркадилов, и Туякбай. И вот результат. Мы опоздали, мы должны сказать… не они должны были создавать Координационный совет демократических сил Казахстана, а мы должны были вокруг нашей партии организовать…
На каком основании будут выдвигать и с кем они будут выдвигать кандидата в президенты, я не понимаю. Тот же Нуркадилов, который сегодня во всеуслышание говорит, что будет баллотироваться в президенты. Я с ним тоже работал, вы прекрасно об этом знаете. Туякбай, я не знаю, с какой целью он пришел в этот Координационный совет. Не состояв ни в какой политической партии сегодня, его мы из-за того, что ушел из спикера партии, допустим, поддерживать в президенты. Поэтому на этом съезде мы должны поставить вопрос об едином кандидате… Это мы должны однозначно, чтобы другие политические партии знали, что “Ак жол” ни с кем не собирается делить свои лавры, и будем идти с народом и выдвигать своего кандидата…
Ажар Габбасовна (Валиева, координатор из Аркалыка): Народ – это сила. Поэтому сегодня народ говорит только об Алихане Байменове как о серьезном политике, как о человеке, который заботится о народе…
Алихан Байменов: …И здесь мы должны откровенно сказать, что до выборов достаточно интенсивно велись переговоры с властью. Мы не раз информировали вас, что переговоры с президентом велись. Были предложения со стороны президента объединиться с партией “Отан”. Были предложения нам в разный период входить в состав правительства. Многие вопросы, потому что мы считали, я сейчас убежден, что наилучшим вариантом было бы для страны, если бы действующий президент сам возглавил реформы по демократизации страны…
Алихан Байменов: …Вопрос стоит так, что мы должны одного Сарсенбаева из партии исключить. Я считаю, что мы должны всех, Абилова, Ораза Жандосова и Сарсенбаева, исключить. Всем понятно, что дальше мы с ними работать уже не сможем. И сегодня не исключим, допустим, одного Сарсенбаева, оставим двоих, они завтра на съезде демонстративно уйдут. Этого нельзя допускать, нельзя такого шанса им давать!.. Почему мы должны под них подстраиваться? Поэтому я считаю, что мы должны поставить на голосование, всех исключить из партии.
***
Вот такие высказывания… Что же так испугало ту часть “Ак жола”, которая и явилась инициатором раскола? Точнее будет сказать, что испугалась сама власть и Алихан Байменов, как агент власти, имеющий контакты непосредственно с первым лицом и контактирующий в рабочем порядке со вторым лицом государства.
Состоялась фактическая консолидация оппозиционных сил. К ним примкнули и Кажегельдин, и Нуркадилов, и бывший третьим лицом государства – Жармахан Туякбай. А это уже серьезно.
Центр оппозиции переместился с партийного уровня на уровень более высокий – надпартийный. И это происходит в преддверии президентских выборов. Сопредседатели “Ак жола” не будут в этом альянсе играть определяющую роль. А в частности, Байменов практически устраняется от активного участия в альянсе. При этом он не может претендовать на роль единого кандидата в президенты от объединенной оппозиции. Видимо, он рассчитывал два варианта: либо самому стать кандидатом в президенты и другие потенциальные кандидаты его просто раздражали, либо поддержать действующего президента и в дальнейшем, возможно, стать его преемником. В любом случае перед президентскими выборами Туякбай, Нуркадилов, Абилов, Сарсенбаев, Кажегельдин и Жакиянов становились его прямыми конкурентами, от которых любыми путями надо было избавляться.
Вот здесь власть напряглась и напрягла своего агента – Алихана Байменова. Он прекрасно понимает, что для КС огромную ценность представляет сама партия “Ак жол” со своими региональными структурами. В основном на них будет опираться в своей работе КС.
Далее следует вполне логичный шаг – нужно устранить сопредседателей-конкурентов и вывести партию из КС. Что он и начинает делать. С потерей поддержки остальных сопредседателей партия лишалась финансирования, но… власть помогла, и регионы, сидевшие раньше на голодном пайке, уже распределяют средства из черных кейсов.
Борьба не закончена, она еще в самом начале. И кто выиграет в ней, пока неизвестно. Выигрыш в этой игре политически очень значителен – это партия “Ак жол” с ее сильными региональными структурами.
Но есть еще один аспект во всей этой истории и весьма позитивный. Первое – стало ясно, кто есть кто, то есть все политические деятели из оппозиции проявились. (Например, тот же Байменов для очень многих оставался непонятным, сегодня с ним все стало ясно.) Второе – даже раскол и уход “Ак жола” с оппозиционного поля не представляет большой трагедии. Это просто заставит как центральный аппарат, так и регионы определиться, с кем они. Кого не устраивает нынешний режим власти, кто был оппозиционером, тот им и останется. Остальные уйдут, весь вопрос в том — сейчас или позже. А это, согласитесь, не так уж и существенно. А потеря партии как структурной единицы в период президентских выборов тоже не очень большая трагедия – в конце концов неформальные объединения могут действовать не менее эффективно, и тому есть немало примеров как у нас, так и за рубежом.


