Лидер казахстанской оппозиции, находясь в заключении, борется с рабским положением осужденных

5 апреля коллегия по хозяйственным делам Павлодарского областного суда под председательством Алмаса Кузекова оставила без рассмотрения исковые требования Галымжана Жакиянова о понуждении нынешнего работодателя расторгнуть с ним трудовой договор. Тем самым павлодарские судьи отказали в праве на свободу выбора работодателя не только Жакиянову, но и всем осужденным, отбывающим наказание в условиях колонии-поселения. “Хозяин зоны”, так называют осужденные начальников колоний со времен ГУЛАГа. Сегодня приходится констатировать, что с тем пор, когда жизнь и судьба зэков полностью зависела от прихоти “хозяина”, ничего не изменилось.

В октябре прошлого года Галымжана Жакиянова вынудили подписать индивидуальный договор с республиканским государственным предприятием “Енбек-Павлодар”. Этому предшествовали неоднократные попытки Жакиянова трудоустроиться самостоятельно, в соответствии со своими способностями и образованием. Тем более, что в то время многие осужденные работали на предприятиях Экибастуза и Павлодара, жили со своими семьями. Но некие силы, управляющие руководством колонии, непременно хотели, чтобы бывший аким Павлодарской области работал только разнорабочим. Видимо, предполагалось, что тяжелая работа в степи, в экстремальных условиях павлодарской зимы должна надломить осужденного и физически, и морально. Сегодня Жакиянов отбывает оставшийся срок заключения в колонии-поселении возле поселка Шидерты Павлодарской области. Отказ от работы грозил возвратом в Кушмурунскую колонию, поэтому Жакиянов вынужден был взяться за вилы. Работа в степи, на пронизывающем до костей ветре неблагоприятно сказалась на здоровье осужденного, ослабленного после перенесенного туберкулеза. К тому же, намеренно или нет, но работодатель не позаботился, чтобы на месте работы осужденных было отапливаемое место отдыха, где можно погреться или перекусить.

В декабре Жакиянов пишет своему работодателю, директору республиканского государственного предприятия “Енбек-Павлодар” Нурлыбеку Сердалину заявление о расторжении трудового договора. Представитель этого предприятия по Шидертинскому участку ставит визу на заявлении: “Не возражаю”. Договор типовой, стандартный, заключен между двумя сторонами, в нем указано, что каждая из сторон может инициировать расторжение, уведомив друг друга за месяц. Казалось бы, обычное дело. Но до сих от руководителя “Енбек-Павлодар” Нурлыбека Сердалина нет никакого ответа. Такая позиция руководства “Енбек-Павлодар” дает начальнику колонии право требовать, чтобы Жакиянов постоянно находился на рабочем месте. Кратковременное отсутствие даже по состоянию здоровья может стать причиной наказания. Так случилось 21 января этого года, когда Жакиянов из-за острой зубной боли отлучился с работы, — нагрянула проверка, и его водворили в ШИЗО, штрафной изолятор. Без теплой одежды, в холодном каменном мешке Жакиянов заработал воспаление легких. Посчитав это издевательством, Галымжан решил через суд расторгнуть трудовой договор с “Енбек-Павлодар”.

Однако судья Павлодарского городского суда Сулейменова Б. оставила без рассмотрения иск Жакиянова и обосновала свое решение тем, что в Уголовно-исправительном кодексе говорится о необходимости согласовывать увольнение или перевод осужденных на другую работу с администрацией колонии. Однако в договоре об этом нет ни слова. К тому же, судя по всему, согласовывать должен работодатель, представитель которого как раз и не возражает против увольнения Жакиянова. В любом случае каждый осужденный может рассчитывать хоть на какой-то ответ на свое заявление. Узнать, что думает по этому поводу руководство “Енбек-Павлодар”, не представилось возможным, в зале судебного заседания представители этого предприятия так и не появились. Попытки связаться с Нурлыбеком Сердалиным по телефону ни к чему не привели.

“Енбек-Павлодар” — республиканское казенное предприятие, одно из десятков, действующих по всему Казахстану. Оно должно заниматься трудоустройством осужденных. Кстати, в отношении Жакиянова руководство “Енбек-Павлодар” проявило необъяснимую щедрость: по условиям договора ему установили заработную плату в 7 тысяч тенге в месяц. Может быть, такие условия созданы для всех осужденных? Об этом можно судить по результатам официальной проверки, проведенной в апреле 2004 года прокуратурой Павлодарской области. Тогда выяснилось, что руководство РГП \»Енбек-Павлодар улучшало статистику занятости среди осужденных путем откровенных приписок – из 1500 официально трудоустроенных осужденных на самом деле работало только 50 человек. Остальным начисляли заработную плату в 1 тенге в месяц. Разразился скандал. На место провинившегося руководителя “Енбек-Павлодар” назначили бывшего офицера КНБ Нурлыбека Сердалина. Любопытно, что при всем этом за 10 месяцев 2004 года “Енбек-Павлодар” произвел продукции на 65 миллионов тенге: лапки для сеялок, катки, запчасти для косилок, тракторов и прочего. Такие сведения о коммерческой деятельности предприятия опубликованы на сайте Министерства сельского хозяйства.

Примечательно, что судья Павлодарского городского суда Сулейменова рекомендовала для урегулирования спора обратиться в администрацию колонии. Начальник АП 162/10 Азамат Калыбаев, назначенный накануне перевода в Шидерты Жакиянова, тоже избегает общения с журналистами. Известно, что с его назначением режим в колонии существенно ужесточился. Отбывающих наказание вновь вернули за решетку. Многих работавших на предприятиях области привезли прямо в рабочей одежде. Жакиянов изначально оказался под пристальным вниманием. По словам осужденных, Азамат Калыбаев объясняет излишнюю жесткость в отношении Галымжана Жакиянова тем, что так он якобы хочет отмести все возможные обвинения в свой адрес в… трайбализме. Калыбаев утверждает, что он и Жакиянов являются представителями одного казахского рода. Будто бы если Калыбаев не будет притеснять Жакиянова, то это может быть воспринято руководством КУИС, как проявление теплых родоплеменных чувств в отношении осужденного.

“Чем руководствовались павлодарские судьи, отказавшие Жакиянову мне неизвестно, – говорит адвокат Геннадий Башкиров. – Суд не дал соответствующей оценки индивидуально-трудовому договору, заключенному между работодателем и работником. Тогда как согласно этому договору споры между “Енбек-Павлодар” и Галымжаном Жакияновым должны рассматриваться только в суде”. Ходатайство адвоката вызвать в суд Жакиянова для того, чтобы он сам прояснил все обстоятельства, вынудившие его требовать расторжения трудового договора, остались без удовлетворения. Правда, когда одна из судей коллегии задала вопрос адвокату: каким образом вы себе представляете участие Жакиянова в процессе? – создалось впечатление, что ему позволят самому защищать свои права. Тем более, как следует из ответа адвоката Жакиянова, он накануне судебного заседания приезжал в Павлодар к стоматологу. Однако затем, посовещавшись, коллегия судей отказала Жакиянову и в этом праве. Других вопросов адвокату судьи задавать не стали. Заслушали только мнение прокурора Владимира Давыденко, который заявил, что не видит оснований для удовлетворения жалобы Жакиянова по причинам, изложенным в решении судьи Павлодарского городского суда Сулейменовой.

“Очевидно, что причины, по которым Жакиянову отказано в праве на труд, в праве на объективное правосудие, находятся вне правового поля”, — делится впечатлениями о судебном процессе Геннадий Бондаренко, бывший руководитель павлодарского филиала партии ДВК. — Казалось бы, ему уже пора привыкнуть к такому отношению судей к себе, тем не менее он продолжает бороться за справедливость, за свои права и права всех осужденных, даже находясь в заключении. Это меня больше всего восхищает в Галымжане Жакиянове”.