Предчувствие гражданской войны

Казахстанская оппозиция не использовала свой шанс на последних парламентских выборах. Выборы были нечестными, избиратели недовольными, власти абсолютно не готовыми к акциям гражданского протеста,…а оппозиция была не готова. Даже с учетом слабости оппозиции был шанс, как минимум, заставить власти пойти на определенные уступки. Однако никто даже не попробовал протестовать и требовать. Это останется на совести нынешней оппозиции, как пример политической непринципиальности, непоследовательности и мягкотелости.

Теперь, после Украины и Киргизии, ситуация кардинально изменилась. Казахстанские власти, напуганные опасными прецедентами, готовятся к “нештатным ситуациям” и разрабатывают новые технологии недопущения “оранжевой заразы”.

Полным ходом идет подготовка по недопущению реализации грузинско-украинско-киргизского сценария “бархатной” революции. Принимаются архи-антидемократические законы, предпринимаются меры, чтобы исключить любую помощь оппозиции из-за рубежа. Укрепляются правоохранительные органы: под видом подготовки к акциям против террористов проводятся учения по разгону демонстраций и митингов. Наверняка ближе к выборам полиции будет повышена зарплата.

Хотя есть версия, что власть постарается воздержаться от открытого использования полиции для разгона возможных народных акций. Использование полиции и тем более войск против мирного населения может серьезно навредить и так уже подмоченной репутации Назарбаева и его окружения. В этой связи есть предположение, что власть попробует противопоставить оппозиции организованные массы наемников из числа своих сторонников и просто зависимых от них.

По имеющимся данным, в президентском окружении принято решение о необходимости формирования в стране “отрядов быстрого реагирования” из числа лояльной молодежи, а также работников правоохранительных органов. Своего рода казахстанский вариант российских “идущих вместе”. Эти отряды предполагается использовать для проведения контрмер против оппозиции, а также в случае массовых акций протеста использовать их для разгона протестующих под видом возмущенных и лояльных к власти граждан.

Кстати, лидер одной из провластных партий Азат Перуашев в пылу проявления верноподданнических чувств прямо заявил, что он и прочие сторонники авторитаризма готовы в этом поучаствовать с большим удовольствием.

Последние события, связанные с нападением на единого кандидата в президенты от оппозиции Жармахана Туякбая в Усть-Каменогорске и Шымкенте – это звенья единой цепи. Не думаю, что главной задачей этих акций является устрашение сторонников оппозиции. Главным здесь является формирование общественного мнения как внутри страны, так и за рубежом, что в стране есть сторонники Назарбаева, которые по собственной инициативе готовы выступить против оппозиции.

Посредством указанных выше акций (которые, надо полагать, получат свое продолжение) предполагается подготовить казахстанское общество и Запад к тому, что Назарбаев пользуется широкой поддержкой в стране, и поэтому это может вылиться в стихийные возмущения против его оппонентов со стороны его сторонников.

Это делается с прицелом на предстоящие президентские выборы, чтобы в случае, когда возмущенные нечестными выборами люди выйдут на улицы, разгон их молодчиками из отрядов “идущих вместе” был воспринят как спонтанная реакция сторонников Назарбаева.

Можно предположить, что эти отряды могут доукомплектовываться за счет служащих госучреждений и рабочих заводов г-на Машкевича и Ко. Последние в случае необходимости могут быть даже привезены в Алматы для обеспечения нужной массовости.

Понятно, что при всех этих коллизиях власть остается в стороне. Противостояние разворачивается по схеме – граждане, недовольные оппозицией против граждан, недовольных Назарбаевым. Здесь возможны различные варианты развития событий. В случае, если “идущие вместе” берут вверх и разгоняют оппозицию, – это подается как то, что возмущенные граждане разогнали толпу смутьянов. Если достанется наемникам, то оппозицию обвиняют в эскалации насилия, и соответственно настает черед полиции и армии, которая для поддержания порядка применяет водометы, слезоточивый газ и резиновые пули.

Таким образом, нападения на лидеров оппозиции – это репетиция “на малой сцене” грядущего спектакля под названием “Разгон народа силами самого народа”.

Кто-то скажет, а что в этом плохого? Дескать, одни протестуют против власти, а другие против самих протестующих. Это, мол, и есть демократия.

Можно согласиться, что в Казахстане есть немало людей, прикормленных режимом Назарбаева, или тех, которые по другим причинам довольны его правлением. Допускаю, что они искренне хотят, чтобы Назарбаев оставался у власти.

Но мы слишком хорошо знаем наш народ, чтобы поверить, что он сам вот так запросто может организоваться и пойти (не боясь быть привлеченными за хулиганство) бить ненавистного им лидера оппозиции. Очевидно, что и в Усть-Каменогорске, и в Шымкенте “патриотов” организовали, очевидно, что у них была надежная “крыша”. А учитывая, что это выгодно именно власти, то естественно следы этой организации ведут прямиком в акимат.

И вот тут уже пахнет не демократией, а подстрекательством к неправовым действиям и разжиганием социальной и политической розни. По большому счету, вся эта затея с созданием отрядов “идущих вместе” – это первый шаг к развязыванию гражданской войны. И его делает (прошу обратить внимание) именно власть!

Понятно, что официально это не будет признано никогда. Власть будет кивать на инициативу самих граждан, которые, де, по зову сердца проводят акции протеста и бросают камни. Хотя закон един для всех. И тех, кому нравится президент, и кому не очень. Почему в таком случае никто из хулиганов не наказан? Что было бы с тем, кто посмел бы бросить камень в сторону проезжающей машины президента? Неужели тоже оставили бы без последствий?! А ведь и тот и другой — политики, потенциальные кандидаты в президенты страны.

Поэтому не надо ля-ля по поводу спонтанности народного антиоппозиционного возмущения. Понятно, что это срежиссировано акиматами и проведено в соответствии с общей установкой “мочить” оппозицию и может рассматриваться как репетиция “идущих вместе”. Это в данном случае даже не обсуждается.

Здесь принципиально другое — что не оппозиция готовит силовые действия против власти, а именно власть формирует отряды наемников для организации силовых акций против оппозиции. Желая остаться в стороне, Назарбаев готов, в случае появления протестующих манифестантов на улицах, бросить против них других граждан, по преимуществу оболваненных и не осознающих всей преступности своих действий. Как это будет происходить, наглядно показывают примеры нападений на оппозиционных политиков в Усть-Каменогорске и Шымкенте.

И в этой ситуации очевидно, кто именно сталкивает людей, кто провоцирует беспорядки, кто ведет к возможному кровопролитию. Это власть. Это те люди, которые, наоборот, призваны сдерживать политические эмоции, не допускать противостояния, предотвращать столкновения. Сегодня они встали на опасный путь натравливания одних граждан на других. Это уже серьезно. И это свидетельствует, что нынешнее руководство страны ради сохранения власти готово пойти на любые меры, включая развязывание гражданской войны.