Государству все равно?!

В настоящее время идет спешное объединение воздушного пространства Казахстана в три крупных центра. Это приведет к ухудшению безопасности полетов. Волнует и то, что все это происходит втайне

Здравствуйте, уважаемая редакция. Нас, диспетчеров по управлению воздушным движением, беспокоит состояние дел в РГП \»Казаэронавигация\». В настоящее время идет спешное объединение воздушного пространства Казахстана в три крупных центра. На наш взгляд это приведет к ухудшению безопасности полетов. Основные причины мы попытались отразить в статье, которую вы видите. Волнует и то, что все это происходит втайне. Ни одной статьи в СМИ, ни одного заседания правительства или Минтранса мы не обнаружили. Просим, чтобы кто-либо из профессиональных журналистов провел свое расследование и поднял эту тему.

***

Два месяца осталось до окончательной интеграции РГП “Казаэроновигация” в три центра обеспечения воздушных движений. Как и в былые времена, все это делается в спешке к юбилею. Такое впечатление, что государству все равно, что происходит с суверенным воздушным пространством, ответственность за которое возложена на него.

Идея создания крупных центров, осуществляющих управление воздушным движением на больших территориях, не нова. Она серьезно рассматривалась в Америке в 80-х годах, в Европе в 90-х, но не нашла своего воплощения из-за необходимости больших финансовых вложений и бездоказательных (чисто теоретических) предположений, что это даст для безопасности полета.

Не исключено, что именно европейцы подбросили эту идею в качестве эксперимента. Ведь площади Европы и Казахстана примерно равны, и в случаи удачи можно будет вернуться к рассмотрению этого вопроса в Европе.

Теперь попробуем разобраться с целью такой интеграции. Перед РГП, президентом и правительством поставлены две основные задачи. Обеспечения безопасности воздушных судов и удовлетворения экономического развития Республики Казахстан.

Для решения первой задачи в интеграции есть как положительные, так и отрицательные моменты, так, чем меньше центров, тем легче ими управлять или контролировать их. Из отрицательных моментов отметим два основных. Технический связан с тем, что радиолокационные и радиосвязные станции будут находиться на расстоянии 400-500 км от центров управления и потребуют сверхнадежных коммуникационных средств и неоднократного резервирования. Телекоммуникационые условия в данный момент не отвечают необходимым требованиям, к тому же чем длиннее коммуникация, тем больше вероятность ее отказа.

Второй — психологический, диспетчер, сидящий в центре воздушного движения с радиусом в 300-400 км, более четко представляет воздушную обстановку, чем тот, кто имеет абстрактную картинку с куском воздушного пространства. Именно поэтому в мире принято располагать диспетчерские пункты так, чтобы диспетчер сидел лицом на север и мог в любой момент сопоставить место воздушного судна с конкретным местом на карте.

Рассмотрим экономический аспект. Современные радиолокационные и радиоприемные станции ограничены уже названным радиусом действия в 300-400 км, и пока человечество не выйдет на космические средство слежения, эта ситуация не изменится.

Все вышесказанное означает, что количество радиотехнических средств не уменьшится, но потребуются новые телекоммуникационые средства для передачи видео- и аудиоинформации к центрам. Это потребует увеличения количества обслуживающего персонала.

И предусмотренная допустимая норма для непосредственного управления воздушным движением 6-10 ВС одновременно на связи. При развитии авиации, а Казахстан — развивающаяся страна и соответственно авиация, безусловно, будет развиваться, центры начнут делиться на все более мелкие сектора. Впрочем, сейчас это так и происходит, меняется только место. Скажем, вместо Аральска или Уральска сидят диспетчера Актобе, один отвечает за Аральск, другой за Уральск, очевидно, что интеграция требует и будет требовать капитальных вложений. Улучшения безопасности полетов так же под вопросом.

Так с какой целью делается интеграция или оптимизация, неужели только для того, чтобы мы были впереди всей планеты.

Вспомним, что только одна авиакатастрофа может привести к банкротству крупной авиакомпании или центра управления полетами. Но в отличие от многих иностранных, РГП \»Казаэронавигация\» является государственным предприятием, причем монополистом, следовательно, отвечать за нее будет государство как материально, так и морально.