Сегодня вышли в свет такие издания, как: “Литер”, “Труд Казахстан”, “ДАТа недели”, “Курсивъ”, “Казахстанская правда”, “Экспресс К”, “Вечерний Алматы”, “Время”, “Комсомольская правда” и “Столичная жизнь”.
Как наиболее интересную тему, которую сегодня понимают отечественные СМИ, можно отметить открытие азербайджанского участка трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Об этом сегодня опубликован материал Артура Шахназаряна “Своя игра. В нее Казахстан будет играть по собственным правилам” в “Курсиве”. Нурсултан Назарбаев предложил на церемонии презентации: “…Называть трубопровод не Баку — Тбилиси — Джейхан, а Актау — Тбилиси — Джейхан. Президент РК дипломатично преувеличил значение для Казахстана данного маршрута транспортировки нефти, назвав его третьим основным маршрутом экспорта казахстанской нефти” — говорится в материале. Как пишет далее журналист, БТД для Казахстана на самом деле является “пятым-шестым в списке потенциальных маршрутов транспортировки казахстанской нефти на мировой рынок, исходя из возможных объемов прокачки казахстанской нефти”. Участие Назарбаева в церемонии открытия Артур Шахназарян считает, “носило противоречащий характер”: “…Не случайно в преддверии визита главы казахстанского государства в Азербайджан в порту Актау был проведен торжественный спуск первого казахстанского танкера “Астана”. Пуск танкера “Астана” помимо удобства для рабочего графика президента РК приурочили к визиту на другой берег Каспия, тем самым выразив недовольство официальной Астаны предоставленными условиями транспортировки казахстанской нефти по маршруту БТД и продемонстрировав организаторам и участникам проекта БТД, что для Казахстана найти альтернативу порту Джейхан будет не проблема”.
Далее автор говорит о том, что “Казахстанская нефть — конкурент азербайджанской”: “…Стало ясно, что миф об “азербайджанском каспийском нефтяном Клондайке” лопнул как мыльный пузырь. 15 каспийских проектов закрылись, на подходе еще один проект — Ялама. У Азербайджана в разработке остался нефтяной проект Азери — Чираг — Гюнешли и газовый Шах — Дениз. Проектируемый трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан обещает остаться полупустым. Помочь хоть как-то заполнить его может только Казахстан. США, Великобритания, Турция обратились к Астане — двухлетние переговоры закончились подписанием Договора о стратегическом партнерстве.
Стоит обратить внимание на некоторые параметры подписанного договора. Первое — самое главное — казахстанская нефть будет использоваться консорциумом БТД в небольших объемах лишь для того, чтобы дополнять азербайджанскую БТД. Второе: казахстанская нефть на выходе к танкерам в турецком порту Джейхан будет стоить вдвое дороже, чем азербайджанская”, — говорится в материале, так как ее транспортировка тоже стоит денег. И более того: “…Казахстан в течение двух лет добивался от Азербайджана и международных нефтяных и транспортных консорциумов равноправия по цене, но ему было отказано как в объемах, так и снижении тарифов. Более того, “розовая Грузия” отказала Казахстану в приобретения трубопровода Баку — Супса, который после пуска БТД обещает остаться пустым.
Казахстан не отказался от данной поставленной задачи и пошел оптимальным путем. Имея танкерный флот, Казахстан не обязательно направит экспорт из порта Актау в направлении БТД. Нефть с Актау может пойти и в Махачкалу, где тарифы российской “Транснефти” более выгодные, чем БТД, а еще более выгодным является экспорт в иранские порты на Южном Каспии. В качестве замещения в Персидском заливе Казахстан может получить иранскую нефть. Заполнится ли БТД нефтью, еще большой-большой вопрос.
И в этом случае официальная Астана может подождать — когда они придут и попросят (?!), вот тогда можно подписывать другой договор”. Из этого следует, говорит Артур Шахназарян, что остается только гадать, в том числе и политикам США, Великобритании и других западных стран, что стоит за демаршем Казахстана: “…Или официальная Астана в реальности и не собиралась присоединяться к БТД изначально, а поиграла в “кошки-мышки”, или за этим стоит требование уравнения казахстанской и азербайджанской экспортной нефти в конкурентноспособности.
В последнем случае требуются некоторые экономические уступки. В предъявленном формате требования Астаны неприемлемы для официального Баку. Если согласиться дать Казахстану право на экспорт 30 млн. тонн, то азербайджанскому нефтяному консорциуму придется резко менять планы добычи нефти в пользу уменьшения. Игра продолжается”.
“Комсомольская правда Казахстан” рассказывает об официальном визите президента Украины Виктора Ющенко в Казахстан. В материале “Украина и Казахстан полетят в космос и построят нефтепровод”, журналист “КПК” Маргарита Никитина говорит о долгосрочных проектах двух государств: “…Казахстан готов присоединиться к строительству нефтепровода Одесса — Броды — Гданьск. По мнению главы государства, это даст нам возможность продавать свою нефть на НПЗ Украины и Белоруссии и обеспечит выход к Балтийскому морю. Вполне возможно, что отрезок нефтепровода от Днепропетровска до терминала Пивденый будет казахстанским”. Сам Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что: “Казахстанская сторона готова профинансировать строительство этого участка, который будет частной собственностью нашей страны, или мы создадим совместное предприятие”, — цитирует его Маргарита Никитина.
В материале Индиры Беркимбаевой “Началась подготовка ко II Съезду мировых религий” в “Комсомольской правде” сообщается о том, что “вчера в южной столице открылось третье собрание секретариата этого представительного форума”.
В работе этого форума принимают участие представители ислама, христианства, буддизма, даосизма, иудаизма и других конфессий, прибывшие из разных стран, в том числе из Великобритании, Египта, Израиля, Китая, России, Республики Кореи, Пакистана, говорится в материале Раушан Шулеумбаевой, корреспондента “Казахстанской правды”. Представителем секретариата съезда избран председатель сената парламента Казахстана Нуртай Абыкаев.
В своих выступлениях представители различных религий отозвались о Казахстане, как о государстве, с которого надо брать пример. Чжан Вэйвен, представитель Всекитайской ассоциации даосистов, сказал, что: “Непохожесть в вероисповеданиях, культурах может вызывать противостояние. Но, с другой стороны, мы имеем примеры и обратного характера. Лучший пример — Казахстан, где нет места межнациональным или межконфессиональным распрям. И опыт вашей страны нужно перенимать.
Все реки ведут к глубокому и широкому морю, которое без различия принимает все воды. Хотелось бы пожелать, чтобы мы также сливались в животворящее море”, — цитирует Раушан Шулеумбаева.
“ДАТа недели” назвала дело по иску “Агентства “Хабар” к Алтынбеку Сарсенбаеву “Хабаргейтом”, в материале Розланы Таукиной, а дочь президента — “вроде приличной женщиной…”.
“Back To USSR! Или де жа вю”, под таким заголовкам Амиржан Косанов в “ДАТе недели” говорит о СССР, “который уже один раз пережил застой и перестройку”, рассказывает о повторении истории: “…Все, что мы сегодня видим и чувствуем, когда-то, где-то, точно в таком виде с нами происходило. Человек временами переживает такое состояние, именуемое “де жа вю”. Политик говорит, что такое состояние человека является нормальным: “…А если такое происходит с целой страной?” — спрашивает он. И говорит о том, что “…Календарно войдя в 2005 год, идеологически же мы возвратились в… СССР приснопамятных 80-х годов. Мы даже отошли от некоторых завоеваний 20-летней давности — времен перестройки.
Помните, какие термины были в ходу в середине 80-х? Где они сейчас?”.
Далее г-н Косанов перечисляет такие термины, отметим один из них “Всесилие спецслужб”: “КНБ и иже с ним стали полностью бесконтрольными. Бесконтрольность, как правило, порождает безнаказанность. Вместо защиты подлинных национальных интересов страны, наши правокарательные органы (вкупе с подневольными судами) давно уже вовлечены в открытую политическую борьбу. Во всех событиях вокруг оппонентов режима четко прослеживается след спецслужб. Против оппозиции используются все силы и средства, достойные поимки самого Бен Ладена, будь он на территории Казахстана. И никто в стенах парламента не поднимает вопрос об установлении контроля над спецслужбами со стороны общества, включая прозрачность финансирования их деятельности. Ведь не нужно быть специалистом по высшей математике, чтобы понять, какие колоссальные суммы бюджетных денег отвлекаются на все эти спецмероприятия по ведению слежки за неугомонными политиками, прослушиванию их офисов, домов и разговоров, организации различных провокаций и сбора компромата”, — говорит он.
Мажилис и сенат Казахстана вчера противостояли друг другу, рассказывает журналист “Экспресс К” Илья Гук в материале “Когда в избранниках согласья нет”. “…Сенат, ознакомившись с изменениями, внесенными мажилисом в закон \»О нормативно-правовых актах\», решил, что участие депутатов в подготовке нормативно-правовых актов — это уже чересчур”, — рассказывает журналист. В зале заседания начался сильный ажиотаж: “…Представитель правительства, присутствовавший в зале, выразил недоумение по поводу упорства депутатов. \»Вы, может, и в разработке указов президента хотите участвовать?\» — изумился он.
— Почему я голосовал за редакцию сената? Все дело в том, что в положении о правительстве написано, что правительство может приглашать депутатов для работы в комиссиях и так далее, — сообщил мажилисмен Валерий Доскалов, участвовавший в работе согласительной комиссии. — Понимаете? Этот момент и вызвал определенные сомнения. Получаются разночтения в двух документах.
В итоге депутаты редакцию сената не приняли и большинством проголосовали за свой собственный вариант. Спикер Урал Мухамеджанов встретил результаты смехом, а зал — аплодисментами. Разрешением противоречий между палатами парламента займется новая согласительная комиссия”, — рассказывает Илья Гук. После обсуждения этого вопроса депутаты приняли закон “Об обязательном экологическом страховании”. А депутат Нурдаулет Сарсенов вспомнил инцидент с отключением света во время прямой трансляции ежегодного Послания президента к народу Казахстана: “Трансляция в прямом телеэфире прервалась, — напомнил депутат. — На экране появились дежурные зарисовки о новостройках Астаны. Реакция народа была, мягко говоря, недоумевающей. В течение сорока минут страна задавалась вопросом: что произошло в столице? Неопределенность и отсутствие официальной информации привели к всплеску слухов и домыслов по поводу происшествия. Были высказаны самые разные версии — от теракта до государственного переворота”, — после чего депутаты решили вызвать на ближайшее пленарное заседание генерального прокурора РК для дачи “официального комментария”, также говорится в материале Ильи Гука “Когда в избранниках согласья нет”.
Оксана Связина в “Экспресс К” сообщает о том, что “Эйр Астана” летает по правилам”: “Авиакомпания \»Эйр Астана\» является единственным обладателем сертификата на регулярный рейс Алматы — Анталья — Алматы. В связи с этим туристические фирмы не имеют права продавать билеты по этому направлению на чартерные рейсы.
Об этом на состоявшейся вчера пресс-конференции напомнил вице-президент по развитию проектов авиакомпании \»Эйр Астана\» Азат Бектуров. Он попытался уладить недопонимание, возникшее между Казахстанской туристской ассоциацией, пассажирами и своей компанией. Бектуров пояснил, что еще в сентябре 2004 года \»Эйр Астана\» выиграла тендер по распределению маршрутов среди воздушных перевозчиков на регулярный рейс Алматы — Анталья — Алматы. В свою очередь Комитет гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций в феврале текущего года оповестил все авиакомпании о том, что они не смогут осуществлять полеты по данному направлению. Однако туроператоры успели уже распродать более тысячи билетов в Анталью на эти чартерные рейсы”, — а гражданам, которые успели приобрести билеты на этот рейс, он посоветовал обратиться к “туроператорам и потребовать объяснений”.
Людмила Мананникова, журналист газеты “Труд-Казахстан” в интервью с директором алматинского филиала Национального центра государственных стандартов образования и тестирования Темирханом Тасбулатовым, подняла тему об Едином национальном тестировании. Один из ее вопросов коснулся “жалоб на странные вопросы в тестах”, и “шла ли работа над ошибками?”.
Г-н Тасбулатов ответил: “Да, и комиссия была очень серьезной. Все тестовые вопросы мы отдавали на рассмотрение областных управлений образования. Они высказали свое мнение, причем не управленцы, а учителя. Больше всего было споров вокруг вопросов по истории Казахстана. Комиссия с участием ученых проделала большую работу, пыль в этом кабинете стояла столбом. С одной стороны сидели наши эксперты-разработчики, с другой — члены комиссии. Было отсеяно примерно 600 вопросов”.
Союз молодежи требует реализации статьи 6 “Закона о молодежной политике”, которая гласит, что “студенты имеют права на льготный проезд в междугородном и автомобильном транспорте (кроме такси) с 50-процентной скидкой в период каникул (летних и зимних) с 1 января 2005 года”, об этом говорится в материале Виктории Избицкой “Жас Отан” торопит власти”, опубликованном сегодня в “Вечернем Алматы”. Студенты направили официальный запрос в Министерство транспорта и коммуникации: “…Вице-министр ведомства Ерлан Кошанов сказал, что статья работает, однако проект постановления правительства, содержащий механизм реализации этих льгот, пока не готов. Два раза в год им будут выдаваться денежные средства по 4 месячных расчетных показателя, то есть 7 тысяч тенге в год”, — рассказывает корреспондент “Вечернего Алматы”. Однако, по словам студентов, как ездили они по полным билетам, так и ездят до сих пор. Будет ли проводить Союз молодежи какие-то акции протеста, если закон не заработает, журналистка не уточняет.
“После обретения Казахстаном независимости Россия проявила особый интерес к Байконуру, и Казахстан сдал его в аренду. В прошлом году срок аренды продлен до 2050 года. Теперь Казахстан намерен наверстать упущенные возможности”, — об этом сегодня материал Анель Давлетгалиевой из Алматы и Наталии Пулиной из Москвы “Пятьдесят лет. Полет нормальный” в ежедневке “Литер”. Также в материале говорится, что на празднование 50-летия со дня основания Байконура в Казахстан прибывает президент России Владимир Путин в сопровождении министра обороны РФ Сергея Иванова. “…В Москве надеются, что торжества станут событием общественно-политической значимости в жизни России и Казахстана, будут способствовать дальнейшему укреплению двусторонних связей. Как заявил журналистам официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Александр Яковенко, во время байконурских мероприятий президенты Путин и Назарбаев планируют подписать ряд совместных документов, обсудить перспективы расширения взаимодействия в космической области, которое не ограничивается арендой Россией Байконура. Москва и Астана реализуют проекты по созданию на космодроме ракетно-космического комплекса “Байтерек”, запуску казахстанского спутника связи “KазSаt”. В России проходят подготовку казахстанские космонавты. Какие конкретно соглашения подпишут Путин и Назарбаев, не разглашается, однако в “Росавиакосмосе” газете “Литер” заявили, что, скорее всего, они будут касаться двустороннего сотрудничества в космической области”, — рассказывают журналистки.
Также в “Литере” сегодня опубликован материал “Казахстанский олигарх включился в предвыборную кампанию” журналистки Екатерины Тороповой из Бишкека. Причем поддерживать он будет одного кыргызского кандидата в президенты.
В еженедельнике “Время” Ольга Воронько в небольшой заметке “Власть торчит!” процитировала начальника УВД Павлодарской области Мурата Тумарбекова, предлагаем вам ее целиком: “ Начальник УВД Павлодарской области Мурат ТУМАРБЕКОВ, прославившийся своими откровениями типа “начальник УВД ходит в костюме за 12 тысяч тенге, а у лейтенанта сотовый телефон за 800 долларов” (см. “Про баню, закон и любовь”, “Время” от 05.02.2004г.), в понедельник превзошел сам себя — на сессии областного маслихата с высокой трибуны в присутствии 27 депутатов, акима области и журналистов он заявил, что некоторые руководители области курят анашу:
— Пробуют ради интереса — а что это такое? Ну, попробовали, но системы-то нет. Надо, чтобы оно дальше не пустилось.
Генерал-майор предупредил: к хорошему это не приведет, но пообещал спасти отцов области от наркозависимости, перекрыв каналы поступления наркотиков.
По окончании сессии я подошла к генералу, чтобы узнать фамилии анашистов. Он согласился назвать только одну:
— Я сам, сам курил”.