Начать свои заметки хотелось бы с двух широко известных истин.
Первое – никогда за историю существование русской нации русским не удавалось создать сколько-нибудь эффективной диаспоры. Разве только исход из “Киевской Руси” и создание “Руси москальской”.
Второе – “главный урок истории в том, что она никого и никогда ничему не научила”.
Распад Советского Союза стал драматическим, а больше трагическим событием в жизни миллионов и миллионов людей. Своего летописца ждет и судьба десятков миллионов русских и русскоязычных людей, в одночасье оказавшись брошенными, без Родины, без денег и без будущего. Прошло без малого пятнадцать лет — ближнесрочное будущее наступило и что мы имеем.
Как гласит русская поговорка, – “кто старое помянет – тому глаз вон, а тому, кто забудет, оба”. Посему нам не стоит ничего забывать, но и суетно тратить время на перебирание старого белья – “кто виноват” – оставим пенсионерам на лавочке и политикам, кормящимся на “защите русского народа”.
Фактом является то, что русским в Казахстане в очередной исторический раз не удалось создать сколько-нибудь заметного организованного сообщества. В Казахстане существует тьма мелких русских организаций ничего из себя не представляющих, никого кроме себя не представляющих, не имеющих авторитета ни в обществе, ни во властных структурах. Все сколько-нибудь энергичные, инициативные, талантливые русские или эмигрировали, в основном, на историческую Родину, но и не только, или направили свои усилия на решение вопроса личного выживания в новых условиях, что большинству, кроме стариков, в той или иной мере удалось. Абсолютное большинство русского населения сегодня не связывает никаких надежд с Россией, разве только ностальгические у части старшего поколения. Для русской молодежи всё в большей мере Россия становится понятием географическим. Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что и от родного правительства никто ничего особенно не ждет. Потому даже отмена льгот в Казахстане прошла почти незаметно, в отличие от нынешней России. Положительная сторона сегодняшней жизни (с какой только стороны), что среднестатистический русский казахстанец привык стоять на своих ногах и “не ждать милостей от природы”. Благодаря, видимо, этому качеству русское население в большинстве своем живет лучше аборигенного населения – нет “олигархов”, но и нет бишары (нищеты) среди работающих.
Существует ли “русский вопрос” в Казахстане сегодня? И да, и нет. Нет угрозы национальной аутентичности, нет угрозы исчезновения русского языка, как средства общения, скорее наоборот. Беда оралманов (репатриантов — казахов), именно в незнании русского языка, из-за чего они не могут найти работу, нет альтернативы русско-европейской культуре в обозримом будущем. А с другой стороны “русский вопрос” есть, ибо есть огромный массив русского и русскоязычного (в том числе русскоязычных казахов) населения. Вопрос мог бы решиться путем ассимиляции (но это невозможно) или путем создания новой общности. Как во Франции – гражданин Франции – француз независимо от цвета кожи, вероисповедания и т.д. Кстати подобная идея была озвучена недавно Назарбаевым, но, пожалуй, время ушло (а вот в 91 году многие были готовы к этому). Возможно, пойти “турецким путем”, но даже страшно подумать, что будет. Возможно выдавливание, но ресурс этого метода в основном исчерпан, кто хотел и мог уехать – уехали, остальные приспособились, выжили, или не имеют материальных возможностей уехать. К тому же страна стала понимать негативные последствия потери русского населения самого дееспособного возраста, тем более что освободившуюся нишу занимают мигранты из Китая, Узбекистана и др.
Поскольку Казахстан декларировал себя, как страну светскую, демократическую, “русский вопрос” следует с обеих сторон решать исключительно легитимным путем. Русским необходимо научиться защищать свои интересы, используя институты свободного общества. Казахам (определенной части) отказаться от ультранационализма, который, откровенно говоря, пугает всех остальных (не только русских). Парадокс сегодняшней общественно-политической ситуации в том, что попытки сорганизовать русскую диаспору, структурировать русское движение предпринимает казахская элита (властная и оппозиционная). Разумеется, пытаются они это сделать, в желании оседлать электорат. Насколько удачно у них это получится – будем посмотреть (пока у Назарбаева получается лучше).
России, пожалуй, стоило бы тонко оценить ситуацию и, наконец, продекларировать свои интересы в регионе. Казахстан и Россия на сегодня являются стратегическими партнерами и союзниками. Нет никакого сомнения, что всё наше казахстанское общество поддерживает такую политику наших стран, за исключением небольшого числа кормящихся на западные гранты деятелей. Но мы также видим и довольно вялую позицию России по присутствию в регионе. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в последнее время идет активизация контактов на всех уровнях. Основная ошибка – ограничение контактов на официальном уровне, забывая при этом об общественном мнении. Нет широкомасштабных гуманитарных программ, позволяющих “простым” людям почувствовать на себе все плюсы и стратегического партнерства и союзничества. А потенциал таких программ огромен, Россия обладает колоссальным ресурсом в этой сфере, ничуть не уступающим Западным. Но и мы, в Казахстане, почему-то привыкли себя ощущать только реципиентами гуманитарных программ. Но ведь и наш потенциал не маленький, почему мы в Казахстане не можем разрабатывать и осуществлять свои собственные гуманитарные программы, тем более что и у государства и у бизнеса уже достаточно ресурсов если и не для работы вселенского масштаба, то для работы с ближайшими соседями уж точно.
Косвенным подтверждением наличия “русского вопроса” является появление полуофициального термина “четвертый жуз”. Однозначно на сегодня русская диаспора не имеет собственной энергии для превращения в организованную силу, не оказывает никакого системного влияния на общественно-политическую и бизнес ситуацию в стране. Лидеры русских организаций имеют авторитет и влияние в обществе близкие к нулевым. Отдельные персоны в депутатстве, во власти и т.д. представляют исключительно личные интересы и групповые.
Что делать? Сакральный русский вопрос, ответ на который стоит поискать у английской королевы Виктории. Русской диаспоре стоит думать о своих интересах, тем более, что эти интересы полностью совпадают с интересами всего нашего общества: политическая стабильность, свободная рыночная экономика, защищенность основных прав (собственности, безопасности и т.д.). Казахстан никогда не станет мононациональной страной (в обозримом будущем). Русская диаспора слишком велика, чтобы рассосаться сама по себе в случае дальнейшего бездействия. Русским казахстанцам следует проснуться и обратить внимание на окружающую действительность, следует иметь свое мнение, следует высказывать его. Иначе, став орудием в руках других, какого еще лиха хватит.