Сегодня вышли: “Литер” “Экспресс К”, “Свобода слова”, “Казахстанская правда”, “Труд”, “Известия Казахстан”, “Комсомольская правда Казахстан”, “Аргументы и факты Казахстан”.
“Свобода слова” комментирует выступление Нурсултана Назарбаева, прозвучавшее во время его недавней поездки в Семипалатинский регион. “Вдруг президент ни с того ни с сего начал говорить о Галымжане Жакиянове, который в свое время был акимом в этой области”, — отмечает в “Колонке редактора” Гульжан Ергалиева, — “Назарбаев сокрушался перед публикой, что Жакиянов поступил с ним нехорошо, что оказался неблагодарным, что завалил работу в этой и соседней областях и поэтому пошел в оппозицию, чтобы, мол, оправдать политикой свою плохую работу”. По мнению газеты, президент начал говорить об отбывающем наказание Жакиянове, желая предупредить, что “история с казахским пленником… может получить неожиданный поворот”. Правда, по словам редактора газеты, мало кто из присутствующих в зале был согласен с президентом, но у нас не принято говорить Назарбаеву в глаза то, что думаешь.
Между тем, в статье “Жакиянов, ШИЗО и прецеденты судьи Майлаяковой” Петр Своик замечает, что выпускать лидера оппозиции в Астане опасаются. “Во всяком случае, — говорит Своик, — начальство колонии-поселения, похоже еще с прошлой осени имеет задание хоть как-нибудь “зацепить” Галымжана и изобретает для этого всяческие способы, и чем ближе к сроку, тем упорнее”. Между тем со своей стороны Галымжан Жакиянов сам подал иск в суд на руководство колонии, требуя отмены наложенного на него 21 января взыскания в виде заключения в ШИЗО. Пока еще Своику, как доверенному лицу Жакиянова, не удалось встретиться с судьей Экибастузского горсуда г-жой Майлаяковой, которая по понятным причинам предпочитает общаться лишь с руководством колонии-поселения. Однако Петр Своик отмечает, что по всей видимости, нас “ждет еще один финальный судебный прецедент – по “спасению”, полностью разваленной “доказательной” базы Ответчика”, а о том, как это было, доверенное лицо Жакиянова обещает рассказать в одном из следующих номерах газеты.
В статье “Дачная лихорадка” газета “Литер” рассказывает своим читателям о том, “Кто покровительствовал бывшему казахстанцу Рамилю Гайсину?”. Темой для статьи послужил взрыв, произошедший 12 июня (День независимости России) на 153-м километре Павелецкого направления Московской железной дороги. Как предположило следствие, поезд взорвали националисты, члены движения “Русское национальное единство” (РНЕ). Однако РНЕ поспешило заявить о своей непричастности к теракту. Также в статье газета напоминает читателям, что ранее “Литер” уже рассказывал о том, что Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) “ВПК-Инвест”, которое возглавлял Рамиль Гайсин, “оказалось одним из ньюсмейкеров России в связи с началом “раскрутки” дела о незаконной приватизации экс-премьером Михаилом Касьяновым дачи в Троице-Лыкове”. Газета отмечает, что на первый взгляд между подрывом поезда и дачей Касьянова, где в обоих случаях фигурирует ФГУП “ВПК-Инвест”, прямой связи нет. Впрочем, редакция все же принимает решение продолжить исследование “казахстанского следа” в дачном деле М.Касьянова. Рамиль Гайсин, уроженец Карагандинской области, главный обвиняемый по делу о приватизации дачи в Троице-Лыкове, оказался довольно таинственной личностью. Как выяснил корреспондент газеты, г-н Гайсин получил российское гражданство незаконно. Впрочем, этот факт ни сколько не мешал ему сидеть в кресле гендиректора государственного предприятия. Кстати, как отмечается в статье, “ВПК-Инвест” промышлял тем, что, будучи унитарным предприятием, действовавшим от имени Министерства имущественных отношений, насильно заключал договоры аренды с фирмами, фактически обязывая их перейти в свое хозяйственное ведение. Наверняка уже здесь не обошлось без сильного покровителя. Однако, видимо, пока газете не удалось выяснить, кто именно является этим самым таинственным покровителем г-на Гайсина.
“АиФ Казахстан” по-прежнему освещает лишь проблемы социального характера. Так, например, в этом номере в очередной раз поднимается проблема строительства жилых зданий. Как отмечено в статье “Дорогая моя квартира”, по сравнению с прошлым годом инвестиции в строительство жилых зданий по республике возросли почти в полтора раза. Самые большие вложения в недвижимость сделаны в Астане, Алматы, Алматинской, Атырауской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях. Самое дорогое жилье по республике реализуется в Астане. Здесь за квадратный метр дилеры пытаются в среднем получить по 70 тыс. тенге. Самое дешевое жилье реализуется в Кызылординской, Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях: от 6 до 20 тысяч тенге за метр. Заинтересовавшись уровнем рентабельности строительных компаний, если учесть, что в разных регионах используются одни и те же строительные материалы, “АиФ” не поленился сделать простой расчет. В результате чего выяснилось, что в Астане за квадратный метр люди переплачивают в 3,5 раза. Также в статье отмечается, что проблема строительного рынка заключается в нехватке собственных строительных материалов. “Казахстан стал настолько зависим от поставок строительных материалов, что впору поднимать вопрос о защите национальной безопасности в этом направлении. Ситуация ненормальная”, — пишет газета. Между тем, дешевые импортные стройматериалы, часто не выдерживают критики. Например, утеплитель для стен китайского производства. Его применяет большинство фирм. В цивилизованном мире от него отказались из-за вредных экологических характеристик. Только страны третьего мира позволяют себе применение этого материала при строительстве жилья. В основном используют утеплитель китайского производства — самый дешевый. Дом, по сути, превращается в термос. Он не дышит, в нем постоянно накапливается углекислота. Кроме того, по словам специалистов, строители часто используют строительные материалы повторного применения, хотя по нормативам (ГОСТы, СНИПы и прочие) их применение запрещено без технических лабораторных испытаний. Однако главная причина, как отмечено в статье, заключается не в некачественных стройматериалах, а в нехватке специалистов. Поскольку, несмотря на то, что в Казахстане есть соответствующие факультеты, хотя бы в том же Карагандинском политехническом университете, молодые специалисты часто остаются невостребованными. Происходит это потому, что, во-первых, у них нет практического опыта, а, во-вторых, застройщиков больше всего устроили бы выпускники как минимум технических вузов Москвы или Санкт-Петербурга. В итоге, пишет газета: “на стройках частенько трудятся люди неквалифицированные: дешево и сердито”.
“Известия Казахстан” сообщает, что несмотря на то, что фоновая обстановка в горах южной и юго-восточной областей Казахстана достаточно сложная, жителям этих районов “Сель не грозит”. По словам заместителя начальника “Казселезащиты” Вадима Виноходова, несмотря на то, что больше месяца держалась сильная жара, пик таяния ледников уже прошел. В последние дни заметно похолодало, и нулевая изотерма за неделю поднялась с отметки в 4500 метров над уровнем моря до 5000. Это значит, что линия таяния теперь проходит выше. Горные склоны успели сильно прогреться, поэтому незначительные осадки (15-20 мм) не могут увлажнить их до опасного состояния.
В следующем материале “Нелегкий жребий оралмана” газета пытается обратить внимание общественности на проблемы, с которыми пришлось столкнуться этническим казахам, приехавшим на историческую родину. Как отмечено в статье, “по сравнению с общим числом репатриантов, везунчиков немного. По данным Международной организации по миграции, за последнее десятилетие в Казахстан возвратилось более 300 тысяч этнических казахов. В то же время начиная с 1993 года квота иммиграции составила 65 455 человек”. Как отмечают представители международных правозащитных организаций, до сих пор законодательством точно не определено, какая именно категория оралманов попадает в квоту иммиграции. Решение зависит исключительно от представителей местных органов власти. Таким образом, по мнению аналитиков Международной организации по миграции, недоработки в этой области взрастили плодородную почву для расцветания коррупции. Кроме того, эксперты отмечают, что со сменой ранее установленного порядка, местное управление Комитета по миграции не покупает квартиры для оралманов, а выдает фиксированную денежную сумму на каждого члена семьи, составляющую стократный месячный расчетный показатель, то есть приблизительно 91900 тенге, или 650 долларов США. Причем средства переводятся оралману только после того, как он принесет в управление нотариально заверенную копию договора купли-продажи и откроет банковский счет. Купить квартиру на деньги, выдаваемые среднестатистической семье из четырех-пяти человек, невозможно ни в одном городе Казахстана. Получается, что эти средства предназначены для тех, кто в состоянии приобрести жилье самостоятельно. Большинство же оралманов, приезжающих из более бедных государств, не может и мечтать о собственном доме на исторической родине. Кроме того, пригласив репатриантов на постоянное место жительства, никто не задумался над тем, что оралманам необходимо как-то влиться в общество. Однако стать его частью им мешает, прежде всего, незнание русского языка, который является в Казахстане основным языком межнационального общения. Впрочем, не очень-то помогает и знание родного языка, поскольку, например — оралманы, привыкшие к казахскому, основанному на арабской письменности, не могут читать и писать на алфавите кириллицы. По данным МОМ, менее 60% трудоспособных оралманов заняты на рынке труда. Большинство из них вынуждены искать неформальные виды занятости, в основном в качестве мелких торговцев или неквалифицированной рабочей силы на рынках. Ситуация осложняется и тем, что в законодательстве не закреплены права и обязанности оралманов. Надо отметить, что сама статья довольно нейтральна. Но за этой нейтральностью стоит явное осуждение деятельности правительства Казахстана.
“Экспресс К” со ссылкой на информацию от агентства Франс Пресс продолжает рассказывать о погибших боевиках, которые якобы имели казахстанские паспорта. Напомним, 17 июля в городе Мираншах, административной столице Северного Вазиристана, произошло вооруженное столкновение. По официальной версии, два грузовика c боевиками попытались проехать в один из военных городков. На требование остановиться боевики открыли стрельбу. Ответным огнем оба грузовика были уничтожены. В результате перестрелки между военнослужащими международной коалиции и боевиками погибли 17 человек, 16 — были арестованы. Между тем, по данным AFP, среди погибших были 15 женщин и детей и всего двое мужчин. “В то же время некоторые источники утверждают, что боевики якобы прикрывались женщинами и детьми как живым щитом. Получается, что солдаты не стали особо выяснять, кто там боевик, а кто заложник”, — пишет газета. В воскресенье военный представитель Пакистана генерал-лейтенант Шавкат Султан предположил, что среди боевиков было четыре гражданина Казахстана. Однако уже в понедельник он официально заявил, что все погибшие были лицами казахской национальности. Поводом для этого утверждения послужили казахстанские паспорта, дневники и записи, сделанные якобы на казахском языке и найденные на месте столкновения. Однако интересно то, что “сам Шавкат Султан, со слов которого Казахстан был дискредитирован в глазах мирового сообщества, не может объяснить, почему он так уверен в том, что все боевики, участвовавшие в перестрелке, были выходцами из Казахстана”.
В статье “Марафон сенаторов” газета сообщает, что вчера ровно в полночь завершился процесс выдвижения кандидатов в депутаты сената парламента Республики Казахстан. На одно сенаторское место сначала претендовали сразу двенадцать кандидатов. Однако двое из них потом отказались от своего участия в выборном марафоне. Как отмечается в статье, “половину из всех зарегистрированных кандидатов, включая выбывших, составляют мужчины. Остальную половину, естественно, женщины. По национальному составу — 11 казахов и один русский. Старше 50 лет — один человек. Все двенадцать имеют высшее образование: экономическое — четыре человека, инженерное — шесть и педагогическое — два человека. Три кандидата состоят в партии \»Отан\», остальные — беспартийные. Все кандидаты – самовыдвиженцы”.
“Комсомольская правда” предупреждает любителей отдыха на Капчагае о том, что “Черная вдова” расползается по Казахстану. “По-прежнему пауки будут досаждать жителям Алма-Атинской области, — пишет газета, — Причем не только на Капчагае, но и в Балхашском районе. Так что ждать, что каракурты исчезнут завтра — послезавтра, не стоит. Они будут представлять опасность весь август, вплоть до осени”. По словам специалиста отдела особо опасных инфекций РСЭС Кажигали Кардасинова, численность каракуртов увеличивается примерно каждые пять лет в зависимости от климатических условий. В этом году из-за необычайной жары их число сильно возросло. С начала года уже зарегистрировано 38 случаев укусов каракуртов. Еще в начале июля водохранилище было на два дня закрыто на противокаракуртную обработку. Однако санэпидемиологи считают, что такие мероприятия неэффективны, поскольку пауки крайне устойчивы к химическим препаратам.
Радует газета и алмаатинцев-автолюбителей. В планах городского акимата, уже 1 августа начнут строить автомобильную развязку на пересечении Рыскулова-Жансугурова-Сейфуллина. Сегодня, 20 июля, прошел тендер на это строительство. Стоимость проекта — 6 миллиардов тенге. Вторая развязка будет находиться на пересечении улиц Рыскулова и Кудерина. Она обойдется в 4 миллиарда тенге. Третья — на Рыскулова и Бокейханова. Ее стоимость оценивается от 3,5 до 6 миллиардов тенге. А вообще, по планам Имангали Тасмагамбетова, через пять-шесть лет в южной столице будет 18 дорожных развязок. Может быть, действительно с приходом нового акима, в Алматы улицы разгрузятся от бесконечных пробок.