До выкупа китайцами акций “PetroKazakhstan” осталось две недели… Часть 2

Окончание, начало см. здесь.

***

“Власть реальная, но не публичная”

Под этим термином можно понимать кого угодно, имеющего возможность втихомолку влиять на ситуацию в экономике и политике Казахстана.

Как справедливо отметил несколько лет назад З.Какимжанов (если не ошибаюсь), текущей деятельностью министерств фактически управляют главспецы да начальники отделов. От себя добавлю, что министры же (мое мнение) больше заняты тем, что рапортуют о проделанной работе и осуществляют проекты, выгодные им лично. Хорошо, если его интересы (случайно) совпадают с интересами Казахстана. Если проект еще и совпадает с интересами других влиятельных лиц (уже менее случайно), отдача от проекта будет высока как для Казахстана, так и для кровно заинтересованных лиц.

Однако в данном случае под реальной властью нужно понимать не исполнителей – исполнители сильны только в текущей деятельности государственного механизма. Думаю, в процесс продажи акций предприятий нефтегазового и всего добывающего сектора экономики вмешивается еще кто-то. Возможно, кто-то из выше перечисленных или кто-то новый (например: отраслевые лобби, родственные кланы, президент РК или его приближенные). Такое подозрение у меня возникло после следующего сообщения агентства “Казинформ” 22 сентября текущего года (с сокращениями):

В Мажилис поступил проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций в Республике Казахстан”. Согласно пояснению Правительства, законопроект содержит нормы по совершенствованию системы государственного регулирования данных правоотношений. Мажилис на сегодняшнем пленарном заседании определил комитет Палаты по вопросам экологии и природопользованию головным и поручил подготовить по данному документу заключение к 21 декабря 2005 года.

Представленный в Мажилис Правительством законопроект предполагает нововведения в три законодательных акта: “О недрах и недропользовании”, “О нефти” и “О национальной безопасности”. Проект нововведений мотивируется тем, что нефтяные операции в сфере недропользования являются стратегически важными для экономики Республики Казахстан. В связи с этим, государство не вправе, заявляют авторы поправок, позволить подрядчику практически по своему усмотрению уступать все или часть прав и обязанностей по контракту любому юридическому и физическому лицу. Не вправе государство также, считают разработчики, разрешать отчуждение доли уставного капитала и пакетов акций в уставном капитале недропользователем без ведома Республики Казахстан.

Государству, как собственнику недр, и в целях обеспечения экономической безопасности очень важно знать, утверждается Правительством, кто придет на смену выбывшему подрядчику. Исходя из этого, в законопроекте в целях реализации Закона республики Казахстан “О недрах и недропользовании” совершенствуется правовой механизм по регулированию этой сферы общественных отношений.

Своевременность законопроекта связана с тем, поясняют его авторы, что в настоящее время появился вторичный рынок передачи прав недропользователя. Это предполагает необходимость усиления государственного регулирования передачи прав в контрактах на недропользование, а также при продажах долей в уставном капитале недропользователя.

Предлагаемыми же Правительством поправками в статью 53 Закона Республики Казахстан “О нефти” предусматривается, что передача подрядчиком другому юридическому или физическому лицу всех или части своих прав и обязанностей по контракту, а также отчуждение доли участия (пакета акций) в юридическом лице, являющемся подрядчиком по контракту на проведение нефтяных операций, могут производиться только с письменного разрешения компетентного органа”.

Необходимо также добавить, что это сообщение приводится вместе с комментариями экспертов Казахского гуманитарно-юридического университета, мнение которых можно резюмировать следующим образом:

  • принятие законопроекта создаст благоприятные условия для совершения коррупционных правонарушений;
  • эти поправки снижают роль частноправовых отношений, ограничивают свободу предпринимательской деятельности иностранных инвесторов;
  • законопроект противоречит конституционным нормам, а также закону “О защите и поддержке частного предпринимательства”;
  • не исключается присутствие скрытого ведомственного интереса, обеспечиваемого законопроектом. Обоснованием для такого утверждения является расширение компетенции уполномоченных государственных органов. Вместо существующего государственного органа по использованию и охране недр предлагается выделение двух органов: государственного органа по изучению и использованию недр и государственного органа по охране недр;
  • эксперты подчеркивают, что действующее законодательство в достаточной мере обеспечивает государственное регулирование отношений в сфере недропользования.

К сожалению, не имея текста проекта поправок, у меня нет возможности прокомментировать законопроект. Однако необходимость внесения поправок в действующее законодательство очевидна (см. предыдущие статьи). Более того, это самый действенный рычаг предотвращения иностранной экспансии (вариант второй из числа вышеперечисленных). Мнение экспертов в данном случае я игнорирую. Во многих развитых странах, чей опыт мы так любим слепо копировать, существует весьма разумное ограничение доступа иностранцев в стратегические отрасли экономики страны: нефтегаз, энергетику, телекоммуникации, транспорт и др. Почему же не взять это на вооружение? Поправлю только – разрешение на передачу прав и обязанностей по контракту на недропользование или покупку акций добывающих предприятий должно быть отдано не компетентному органу, а парламенту. Компетентный орган не сможет защищать национальные интересы по следующим причинам:

  • действительно возникает еще более благоприятная почва для коррупции (1-2 ключевые фигуры легче подкупить);
  • конкретному лицу очень сложно будет выстоять в переговорах с сильными геополитическими игроками (см. предыдущие статьи).

Парламенту же отказать в разрешении легче – много людей, и спросить не с кого. Даже если парламент “карманный”, его можно заставить принять решение, противоречащее официальной позиции “власти”, если реальная позиция “власти” на самом деле более патриотична, чем кажется (это можно сделать якобы под давлением СМИ, оппозиции и т.д.).

Интересна хронология событий: 21-го сентября выступает Д.Назарбаева, 22-го – “За справедливый Казахстан”, в этот же день – сообщение “Казинформа”. Это обнадеживает. Хочется верить, что предпринимаются реальные действия по защите наших национальных интересов. К сожалению, похоже на то, что китайцам удастся без особых проблем скупить акции “PetroKazakhstan”: ответ на депутатский запрос Д.Назарбаевой может быть дан слишком поздно, не видно реальных действий ни со стороны провластных партий (“Асар”), ни со стороны оппозиции. Поправки в законодательстве могут быть приняты, судя по сообщению “Казинформ”, только в декабре. Как же мы беспомощны и медлительны! Если это не так, значит, продажны! Нет, это еще мягко сказано. У нас все практически готово, чтобы сорвать сделку: есть факты несоблюдения компанией “PetroKazakhstan” условий контракта на недропользование; есть где-то факты (в этом я уверен) нарушения законодательства при приватизации и “Южнефтегаза”, и ШНОСа; есть законопроект, лежащий в стенах Мажлиса, позволяющий запретить сделку, но мы бездействуем! Более того, перед лицом непосредственной угрозы делаем все, чтобы эта угроза стала свершившимся фактом: откладываем слушания в Мажлисе, замалчиваем в прессе, недоговариваем о серьезности угрозы в политических выступлениях. Что меня пугает больше всего, молчат все “хором” (см. предыдущую статью).

* * *

Я все больше склоняюсь к мысли, что казахи, стоящие за этой сделкой как-то связаны с оппозицией (см. предыдущую статью). Иначе я никак не могу объяснить их молчание (выражение своей позиции не в счет, так как оно “беззубо”). Они молчат, когда можно было бы сделать что-то реально: ускорить слушания в Мажлисе по принятию поправок, поднять шум по нарушениям законодательства при приватизации именно этих предприятий и т.д.

В случае предоставления полномочий компетентного органа Мажлису, реально усилится позиция парламента, что ведь тоже входит в число приоритетов оппозиции. Пусть оппозиция в парламенте не представлена, но им вполне по силам заставить Мажлис провести слушание этого законопроекта. Не нужно также забывать, что количество подобных сделок должно скоро сильно увеличиться (напоминаю сообщение “Казинформ”: “появился вторичный рынок передачи прав недропользователя”).

Если в течение ближайшей недели не будет никаких реальных действий, направленных на срыв сделки канадцев и китайцев, время останется только для седьмого варианта: отсрочить угрозу путем срыва сделки “изнутри” (см. выше). Но надежд у меня на этот вариант почти нет: никто из ныне власть и капитал имущих не способен молча совершить благородный поступок. Люди этого не оценят, а без PR-раскрутки жертвовать никто ничем не будет. Хочу только дать совет действующей власти: если я прав в том, что оппозиция замешана в сделке, “раскрутите” этот факт в СМИ, объясните, что в приходе китайцев виновны конкретные лица. Обывателя легко обдурить, он поверит, так как дальше одного аргумента в логической цепочке причинно-следственных связей он не видит. Возможно, с дивана не встанет, но хоть лишний раз обматерит оппозицию.

Я забыл упомянуть еще одного “игрока”, который упорно молчит по поводу предстоящей сделки (если я что-то пропустил из новостей, поправьте меня). Это – “Ак жол”. Который с А.Байменовым. Надеюсь, он выразит свою позицию более четко и хоть в этом будет выгодно отличаться как от Н.Назарбаева, так и от “Настоящего “Ак жола”. Молчать не к лицу, так как все другие уже высказались.

В заключение, чтобы еще раз подчеркнуть серьезность угрозы экспансии Китая, приведу следующую информацию:

  • уклад жизни, философия и другие факторы позволяют китайскому населению при необходимости сильно увеличить прирост населения. Например, с середины XVII до середины XIX века количество китайцев увеличилось с 17 миллионов до 413 миллионов человек (источник: А.С.Селищев, Н.А.Селищев “Китайская экономика в XXI веке”). За двести лет увеличение в 24 раза! Это – максимальный прирост, известный авторам с начала нашей эпохи. В другие периоды население увеличивалось гораздо меньшими темпами (периодически уменьшаясь), но почти 400 миллионов прироста за двести лет о чем-то говорит.
  • М.Г.Делягин в своей книге “Мировой кризиз. Общая теория глобализации” пишет следующее (кстати, очень рекомендую людям, интересующимся геополитикой, глобализацией, экономикой): “Индустриальный рост [китайской экономики] направляется государством через привлечение бизнеса в континентальные провинции за счет создания инфраструктуры и благоприятного правового режима, а урбанизация – при помощи специальной программы, предусматривающей строительство 10 тысяч городов. В рамках реализации этой программы за три года только в районах, примыкающих к казахской границе, “на пустом месте” было построено три полумиллионных города”. Вдумайтесь, за три года появилось 1.5 миллиона ханьцев на территории, непосредственно примыкающей к нашей! Это обеспечивает ассимиляцию некитайского населения пока только Синцзян-Уйгурского автономного района. В перспективе – мы. Прибавьте к этому полувоенный образ жизни гражданского населения и их воспитанную относительно недавно (но совершенно заслуженно!) гордость за нацию и имперские замашки, которые со временем перерастут в дух завоевателей.

В детстве многие из нас, изнывая от сытой жизни, в душе жалели, что нам не достались ни войны, ни комсомольских строек, ни освоения Севера – вся та романтика испытаний, которая не забывается никогда. С крушением Союза все изменилось. Мы живем в эпоху, когда возможно повторение всех ужасов начала и середины XX века. Сможем ли мы выйти из всех испытаний победителем? Китайская экспансия, истощение нефтяных и других месторождений в ближайшие 25-30 лет, американизация молодежи, катастрофическое расслоение общества и многие другие проблемы заставляют всерьез задуматься о нашей способности выжить как многонациональный, но единый народ Казахстана [2]. Факторов “против” предостаточно. Аргументов “за” пока не видно. Как правильно подчеркивает Н.Назарбаев, необходимое условие выживания – единство народов Казахстана. Вот только пока это не единство, господин президент. Гордиться особо нечем. Это – мирное сожительство. Прежде всего казаха с казахом. Единения не видно. Без единства – мы слабы. А слабых бьют. В этом мы еще раз можем убедиться довольно скоро, если в вопросе предотвращения китайской экспансии мы не объединим все политические силы.

Примечание

[2] Я не сторонник “нации казахстанцев”. Под “народом Казахстана” понимаю все наши национальности. Считаю, что проблемы казахов касаются и всех других национальностей, так как в Казахстане в старшего брата превратился казах. Не выживет казах – вряд ли от этого будет хорошо другим национальностям Казахстана. К сожалению, пока казах не выполняет обязанности старшего брата…