Сегодня вышли: “Деловая неделя”, “Новое поколение”, “Панорама”, “Казахстанская правда”, “СОЗ”, “Известия. Казахстан”, “Эпоха”, “Литер”, “Комсомольская правда. Казахстан”, “Московский комсомолец в Казахстане”, “Азат” и “Караван”.
Начнем с благодарности тем, кто поддержал нашу Интернет-газету, опубликовав материалы о нашей проблеме; сегодня в газете “Азат” вышел подобный материал. Видно, что не только наш сайт столкнулся с неприятностями, но и ряд оппозиционных газет, пример тому арест “Свободы слова” в среду, не появившаяся вчера во время на прилавках “Жума таймс” и т.д.
Ситуация в стране меняется каждый день, журналисты не успевают обрабатывать материалы ввиду этого приходится читать уже устаревшие новости. Тем более давление на оппозиционную прессу и журналистов не позволяет, скажем, так: “идти в ногу со временем”.
В “Караване” появился материал о недоосвоенных средствах чиновниками — “Деньги на ветер”, материал Натальи Буравцевой: “…В числе отпетых \»нетранжир\» — минсельхоз (4 миллиарда 128 миллионов тенге), минтруда и соцзащиты (3,388 миллиарда), министерство по чрезвычайным ситуациям (2,875 миллиарда). И если чеэсники еще могут оправдаться малым количеством бедствий (слава Богу, мы совсем не в претензии), минтруда — ушедшими в мир иной пенсионерами, то минсельхозу найти аргументы очень непросто.
Но аргументы находятся, ведь главное — начать их судорожно искать. То деньги \»падают\» поздно: допустим, на строительство водопровода — в ноябре, когда его тянуть уже поздно. То объект не принимают по целому ряду причин и \»зачет\» идет следующим годом, а то и вовсе никто ничего не делает — неохота.
Пожалуй, ближе всех к истине оказался Денис де Трэй, региональный директор Всемирного банка, который заметил: у нас проблема не в нехватке денег, дело в том, что расходуются они не по назначению.
Он же отметил очень низкую эффективность работы казахстанского госаппарата: “На верхнем уровне госслужащие впечатляют, — сказал он. — Но если идти вниз по этой системе, их потенциал снижается и ослабевает”, — общая сумма не потраченных тенге составила почти 30 миллиардов! Остается надеяться, что премьер Даниал Ахметов все же сдержит, некогда данное обещание, даже скорее угрозу в адрес министров, что они будут наказаны тщательным образом, если не потратят бюджетные средства.
Кстати, об идее фикс народных избранников “отправить правительство в отставку” рассказали сегодня в “Литере” Сергей Руденко и Игорь Неволин в репортаже “Премьерский щелчок”: “Видимо, виной тому события двухдневной давности, когда премьер, приглашенный в парламент в качестве “мальчика для битья”, неожиданно разделал депутатов под орех. И что особо неприятно для мажилисменов, на их же поле.
А вторую половину дня и до полудня четверга обыгранные по всем позициям депутаты говорили о бюджете в какой-то полупрострации.
Выступающие в своих речах единодушно отмечали недостатки главного финансового документа, всуе поминали его социальную направленность и несколько равнодушно решили принять проработанный проект закона “О бюджете РК на 2006 год”. Ситуация с которым напоминала известный анекдот про то, как ежики плакали, кривились… но ели кактус. Мажилисмен Владимир Нехорошев про нынешний бюджет вспомнил: “Выработка бюджета – это равномерное распределение разочарований!”
– С этого и началась полемика по “разочарованиям”. Мажилисмен из Атырау Нурпеис Махашев обращался к своим коллегам с почти детской обидой в голосе:
– Другие депутаты приедут к своим избирателям из дотационных регионов и скажут, что все хорошо, а нам хоть мандаты сдавай. Я понимаю, что богатства недр принадлежат всем казахстанцам, но…
Обида настолько завела парламентариев, что у одного из них даже появилось свое особое радикальное мнение. Председатель комитета по международным делам, обороне и безопасности Серик Абдрахманов, который никак не мог забыть предыдущую планерку и достойное на ней выступление Ахметова, нашел благодарную публику:
– После вчерашней трагикомедии с участием премьер-министра я считаю, что правительство должно уйти в отставку. Другого пути нет!
Такое резюме вызвало одобрительные реплики, авторами которых были и более сдержанные раньше депутаты.
Что это за симптом? Парламентарии, уполномочив самых буйных, проявляют неподдельную озабоченность судьбой страны? Или просто одиночки пытаются заявить о себе? Интересно, что раньше подобными заявлениями разбрасывался направо и налево лишь один депутат, известный как борец с коррупцией и “могильщик коммунизма”. В среду уже упомянутый Нехорошев высказывался про того борца за всеобщее счастье в том смысле, что мажилисменам не следует даже реагировать на неоднозначные предложения коллеги. В противном случае всему депутатскому корпусу следует пройти медицинское обследование. Возможно, что такая необходимость уже настала. Так как число оппонентов якобы “очередному антинародному правительству” на левом берегу Ишима становится таковым, что следует задуматься о некой эпидемии.
А пока дело не дошло до прививок, народным избранникам можно посоветовать вспомнить о том, что вообще происходит в стране. Видимо, они просто позабыли, что на носу выборы. А значит, кто бы ни стал президентом по существующему законодательству будет вынужден через несколько месяцев формировать новый кабинет министров.
То есть правительство Ахметова и так уйдет в отставку…”.
Очень точно высказался в одной приватной беседе с журналисткой “Известий. Казахстан” Альбиной Ахметовой сотрудник одного крупного банка: “Учить казахстанцев бороться с незаконным оборотом финансовых средств, иным словом, “отмыванием денег”, через коммерческие банки — все равно, что пытаться рассказывать слепому о прелестях живописи”, — об этом в материале “Большая стирка”. “…Однако в Генеральной прокуратуре РК совместно с казахстанской Ассоциацией финансистов и посольством США попытались восполнить сей пробел в профессиональной копилке отечественных банкиров, организовав тематический двухдневный семинар. По словам организаторов, мероприятие является частью большой работы по подготовке к введению в нашей республике системы противодействия легализации незаконных доходов и противодействию финансирования терроризма. Как стало известно, специальный законопроект, направленный на установление правового механизма борьбы с “отмыванием” незаконно полученных доходов и финансированием терроризма, наконец-то был вынесен на рассмотрение мажилиса парламента РК постановлением правительства от 29 сентября текущего года.
Напомним, что первый вариант законопроекта “О противодействии легализации денежных средств, полученных незаконным путем”, разрабатывался еще в 2001 году. Об этом наша газета сообщала в одном из недавних номеров. То есть на доработку законопроекта ушло без малого 4 года. Отсутствие правовой базы было основной помехой для вступления нашей страны в FATF (Financial Action Task Force) — международную организацию по борьбе с отмыванием “грязных” денег, т. е. доходов, полученных от наркобизнеса, незаконных валютных операций, торговли оружием или скрытых от налогообложения. Это, в свою очередь, оставляло отечественные правоохранительные органы в информационном вакууме. Попытки принять сколько-нибудь эффективные меры, например против перевода теневых средств за рубеж и их поисков за пределами страны, в подобных условиях успешными никогда не были. Как отметил представитель офиса технического содействия департамента казначейства США Джеймс Райт, именно такой вид “отмывания” денег в последние годы стал заметно набирать обороты. По его словам, в разных странах существуют и различные отрасли основного риска для теневых финансовых операций. Опираясь на свой опыт работы в Румынии, господин Райт назвал в числе наиболее подверженных подобного рода махинациям возрастающее строительство в этой стране. Строительный бум явно наблюдается в большинстве стран Восточной Европы после падения социализма, а также во многих странах СНГ, в том числе и в Казахстане, как минимум уже лет 6-8. Поэтому аналогии здесь вполне уместны. Но, как уже говорилось ранее, правовая база для полноценной борьбы с “теневиками” отсутствует по сей день…”, — также говорится в материале.
“Черный пиар” — повод для снятия кандидата”, также материал в “Известиях. Казахстан”, корреспондента Игоря Воротного: “Вчера первый заместитель Генпрокурора Ильяс Бахтыбаев выступил с сообщением для СМИ, в котором в очередной раз предостерег журналистов от распространения сведений, порочащих честь и достоинство кандидатов в президенты. По его словам, только в Алма-Ате органы прокуратуры выявили в последнее время около десятка нарушений, касающихся предвыборной агитации.
Речь идет прежде всего о распространении анонимных агитационных листовок, не содержащих информацию об организациях, местах их печатания, тираже и лицах, ответственных за их выпуск. Следует отметить, что распространяются подобные материалы не только в Алма-Ате, но и в Астане, где еще в сентябре жители стали находить в своих почтовых ящиках листовки с изображением двух уже зарегистрированных кандидатов в президенты, по отношению к одному из которых листовка и содержала те самые “порочащие честь и достоинство сведения”.
Ильяс Бахтыбаев напомнил, что подобная деятельность влечет за собой ответственность по статьям 100 и 106 Административного кодекса республики и подчеркнул, что в судах южной столицы уже рассматривается несколько дел по фактам распространения сведений, порочащих честь и достоинство кандидатов в президенты. Пообещав осветить эти факты более подробно после вынесения судом решений, он перешел к главной, пожалуй, части своего выступления…”.
В “СОЗе” решили перепечатать статью ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН Артема УЛУНЯНА “Управляемая демократия”: бета-версия”, которая была опубликована в начале недели на сайте российского Агентства политических новостей (АПН.ru). Вот о чем идет речь в материале, который “СОЗ” озаглавил “Historia est magistra vitae?”: “Сто лет назад, 17 октября 1905 г., российский император Николай II подписал “Манифест об усовершенствовании государственного порядка”. Зная содержание документа и его сверхлиберальные (для того времени) положения, можно было предположить, что речь идет о создании нового политического феномена — либеральной абсолютистской монархии. Однако на деле в России впервые возник режим, известный как “управляемая демократия”.
Манифест появился, когда Россию охватила первая, но не последняя революция, а страна терпела поражение за поражением в войне с Японией. Существовало два варианта выхода из кризиса: либо подавить революцию силой, либо начать реформы. Первый вариант не привел к желаемым результатам. Испугавшись революции, самодержец был вынужден пойти на уступки и ”даровать”, как было сказано в Манифесте, “незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов”, а также создать общегосударственный выборный орган — Думу. Отныне и вовеки “никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы”. Сверх того, “выборным от народа” гарантировалась “возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас (то есть монарха) властей”. Этот исторический документ был подписан царем по настоянию С. Витте, который в бытность министром финансов много сделал для становления конкурентоспособной финансовой системы страны. В описываемый период он занимал малопрестижный пост председателя Комитета министров. Перемещение с должности министра финансов на должность председателя Комитета министров означало фактическую отставку, поскольку Комитет не имел реальной власти. Витте “ушли” за заигрывание с либералами, и его назначение на пост председателя спешно образованного в 1905 г. Совета министров, который он занимал с октября 1905 по апрель 1906 г., было попыткой Николая II “стабилизировать” ситуацию.
Весной 1906 г. Витте был отправлен в отставку. Одновременно, буквально за несколько дней до начала заседаний Думы, император подписал новый документ — “Основные государственные законы”. Этот “второй Манифест” содержал следующие положения: “Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть.
Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам бог повелевает”; “Особа государя императора священна и неприкосновенна”; “Государь император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения”; “Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского” и т.д., и т.п.”.
В “Казахстанской правде” Игорь Прохоров из Москвы дает репортаж “Партнерство на земле и в космосе”, в котором рассказывает о визите в столицу России председателя сената парламента Казахстана Нуртая Абыкаева: “…Делегация казахстанских сенаторов посетила государственный космический научно-производственный центр имени М. Хруничева. Парламентарии ознакомились с ходом строительства спутника связи “Казсат”, который изготавливается здесь по заказу нашей страны. В скором времени процесс его строительства должен завершиться. Вниманию депутатов также представили образец российской ракеты нового поколения “Ангара”. На ее базе создается совместный российско-казахстанский ракетный комплекс “Байтерек”.
“Со временем “Байтерек” полностью заменит основную ракету “Протон”, — отметил генеральный директор ГКНПЦ имени М. Хруничева Александр Медведев. — Он будет отвечать всем экологическим требованиям”.
На базе этой ракеты в центре разрабатывается и многоразовый космический аппарат под названием “Байкал”. По сути, это та же ракета, но оснащенная всем необходимым авиационным оборудованием. Но режим приземления для экипажа будет максимально щадящим. В ходе этой работы обсуждались и вопросы скорейшего привлечения казахстанских предприятий к космическим проектам.
“Чтобы в полной мере задействовать потенциал наших специалистов и компаний, нужно сделать все возможное, — подчеркнул Нуртай Абыкаев. С чем полностью согласны российские партнеры. Александр Медведев предложил казахстанской стороне шире участвовать в работе международной космической станции “Мир”. “Возможно, нам стоит создать для нее совместный модуль”, — заключил он. Таким образом, Казахстан и Россия становятся в космической отрасли равноправными партнерами…”