“Новая газета” сообщает, что Узбекистан занимает одно из первых мест в мире по применению пыток. На днях арестован лидер политической оппозиции Санжар Умаров.
Издание пишет, что на днях министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился с президентом Узбекистана Исламом Каримовым.
“Президент согласился с необходимостью охраны общественного спокойствия в Азии. И не моргнув глазом продолжил аресты оппозиции.
Проводив российского гостя, Ислам Каримов отдал приказ схватить Санжара Умарова. 49-летний Умаров — бизнесмен и умеренный политик”.
Умаров является лидером \»Солнечной коалиции\», объединяющей светскую оппозицию режиму Каримова. По словам Умарова, \»псевдореформы, которые проводило правительство, завели страну в тупик\». Требования \»Коалиции\» прежде всего экономические: за рыночную экономику и против советской, которую до сих пор напоминает узбекская система.
“На момент публикации этого материала судьба Санжара Умарова остается неизвестной. Пытки и внесудебные убийства — страшная норма сегодняшнего Узбекистана. В России об этом почти не пишут. Но это не значит, что из невинных людей кишки вынимают понарошку”, — передает газета.
По данным российского правозащитного общества \»Мемориал\», число политических заключенных в Узбекистане превышает 7 тысяч человек. Неугодных арестовывают, объявляют психически нездоровыми и отправляют на принудительное лечение.
“Газета” извещает, что корпорация Би-би-си закрывает офис в Узбекистане.
“На минувшей неделе корпорация Би-би-си объявила о закрытии своего офиса в Узбекистане, пояснив это преследованием журналистов со стороны местных властей.
В заявлении Би-би-си говорится: \»Офис Всемирной службы Би-би-си в Ташкенте временно приостанавливает свою работу. Все сотрудники будут вывезены из страны на шестимесячный срок и будут ждать решения вопроса о своем дальнейшем трудоустройстве. Мы идем на это из-за появившихся у нас опасений за безопасность сотрудников\».
И эти опасения вовсе не безосновательны. Режим Ислама Каримова строго следил за тем, как журналисты освещали события в Андижане в мае этого года. На неугодных, среди которых оказалась и корреспондент Би-би-си Моника Уитлок, оказывалось давление. Журналистку обвинили в том, что при освещении кровавых майских событий она нарушила законы (ей так и не сообщили, какие именно). В результате Моника Уитлок была вынуждена покинуть страну \»из-за давления правительственных органов\», как говорят в корпорации. За ней последовали еще шесть человек”.
“Время новостей” полагает, что Россия рискует оказаться страной-изгоем в обществе крайне скверных и крайне ненадежных союзников с маргинальным статусом.
“Если российские власти поддержкой Ирана или Узбекистана надеются добиться благорасположения мусульманского мира, они сильно заблуждаются. Мусульманский мир сам крайне неоднороден. У Ирана множество врагов в этом мире, а в Узбекистане под предлогом борьбы с исламским экстремизмом и вовсе проводят политику, которая только сильнее исламизирует беспросветно нищее население. Не сможет Россия стать и серьезным посредником в конфликтах между Востоком и Западом, потому что дружба с режимами-изгоями убавляет степень доверия нам на Западе, не прибавляя на Востоке”.
ВН отмечает, что на постсоветском пространстве у России остался один относительно приличный союзник — президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
“Московский комсомолец” советует России присмотреться к Казахстану, выбивающемуся в лидеры на постсоветском пространстве.
“Когда думаешь о республиках бывшего СССР, то следует сразу отбросить Прибалтику. Все-таки эти страны были не только \»не совсем Союзом\», но даже не совсем Российской империей.
Все другие государства, образовавшиеся на развалинах СССР, были гораздо больше объединены в нечто общее… По прошествии же 14 лет различия между ними кажутся столь огромными, что уже не всегда понимаешь: а как эти народы могли жить вместе? И хоть во всех республиках СНГ есть \»родовые черты\» в виде высокой коррупции, неготовности к демократии и к рынку, уже стопроцентно понятно: между Казахстаном и Узбекистаном так же мало общего, как между Белоруссией и Украиной, Азербайджаном и Грузией. В этих странах совсем разная жизнь, а будущее будет еще более разным. И дело оказалось не только в национальной ментальности (хотя она важна), но и в усилиях властей по проведению модернизации”.
Описав все успехи Казахстана на поприще экономики, издание переходит к политике.
“В начале декабря в Казахстане президентские выборы. С политической точки зрения они не представляют интереса. И не потому что Назарбаев жестко прессингует оппозиционеров, хотя это так. Просто большинство населения стало жить лучше, и Назарбаев это большинство устраивает.
Так что главный интерес не в выборах. Он в том, на что Назарбаев собирается потратить последние семь лет своего президентства. То, о чем говорят его помощники, выглядит почти сенсационно на просторах СНГ.
А говорят они следующее: время, когда концентрация политического и административного ресурса в одних руках приводила к успеху, закончилось. Дальнейшее развитие страны без развития демократических элементов невозможно. Только формирование гражданского общества позволит Казахстану сделать следующий шаг”.
МК в заключение отмечает, что даже если в Казахстане не все пройдет просто, уже сейчас нам в России пора окончательно перестать смотреть на соседей сверху вниз, думая, будто мы умнее всех.
“Газета” пишет, что ЛУКОЙЛ и китайская корпорация CNPC продолжают делить нефтегазовые активы Казахстана.
Издание напоминает, что после того как CNPC договорилась о покупке 100% акций работающей в Казахстане канадской PetroKazakhstan, ЛУКОЙЛ заявил о намерении воспользоваться преимущественным правом на выкуп доли этой компании в СП \»Тургай Петролеум\». Сейчас российская компания доказывает это право в Международном арбитраже в Стокгольме.
В ответ “CNPC собирается принять меры, чтобы использовать свое преимущественное право на выкуп 50% доли в ее совместном предприятии с канадской Nelson Resources — Buzachi Operating Ltd., разрабатывающем месторождение Северные Бузачи в Казахстане.
Как говорится в сообщении Nelson, получившей уведомление от китайской компании, такое решение CNPC было вызвано тем, что ЛУКОЙЛ приобрел 65% акций Nelson. По мнению китайцев, покупка ЛУКОЙЛом контрольного пакета акций канадской компании привела к изменению долей участия в СП”.
Издание предполагает, что логичным выходом из сложившейся ситуации мог бы стать обмен активами.
“То есть CNPC как новый владелец PetroKazakhstan могла бы согласиться на приобретение ЛУКОЙЛом \»Тургай Петролеум\». ЛУКОЙЛ же, ставший собственником Nelson Resources, мог бы позволить китайцам забрать Buzachi Operating. В компаниях пока отказываются комментировать такую возможность, но собираются продолжать переговоры о долях в СП.
Есть еще третья сила, которая может повлиять на ход переговоров, — правительство Казахстана. Недавно нижняя палата парламента Казахстана одобрила поправки в законодательство о нефти, дающие правительству республики приоритетное право на выкуп нефтяных активов на вторичном рынке. Впрочем, пока речь идет только о том, что правительство Казахстана должно одобрить обе сделки — по покупке PetroKazakhstan и Nelson”.
***
При составлении обзора использованы материалы дайджеста \»Центральноазиатские новости\» от ИА \»Фергана.Ру\»