Бытует ходячее мнение, а в последнее время даже усиливается, будто художественная литература уже находится на грани пропасти и что ей больше не выжить. При этом выдвигают стандартный тезис о том, что телевидение и Интернет с их практически не ограниченными возможностями информационного воздействия раз и навсегда вытеснят литературу из сознания людей и монополизируют информационное пространство целиком, безраздельно. Такова злая шутка нового века, и она отнюдь не лишена оснований. Ведь и в самом деле правда, что в стране (вернее, в странах постсоветского пространства), которая буквально лет 20 назад считалась самой читающей в мире, ныне люди как бы охладели к художественному слову и предпочитают изящной словесности информационный поток всемирной паутины и телебоевики голливудского производства. Так называемые постмодернисты с постструктуралистами уже совершенно безоглядно (и безаппеляционно) предрекают скорую гибель романа в классическом понимании и призывают осваивать новые формы художественного видения мира, тесно соприкасающиеся с теле,- кино- и интернетовидением всего окружающего нас жизненного пространства. Отечественная (в данном случае – казахоязычная) художественная литература и литературоведческая мысль уже имеют ряд представителей постмодернистского направления, и некоторые из них уже успели заявить о себе вполне уверенно и, несмотря на дружный хор критиков, представляющих лагерь традиционалистов и безнадежных пуристов, прокладывают тропинку в сторону качественного нового лигвохудожественного мышления.
Среди таких новаторов — художественников слова в нынешней казахской литературе смело можно назвать имя разносторонне одаренного философа и прозаика, человека с оригинальным мышлением (без преувеличения!) Амантая, который, кстати, недавно выпустил свой новый роман \»Гулдер мен кiтаптар\» (\»Цветы и книги\»), а до этого у него уже было весьма интересное художественное исследование человеческой души под названием \»Кастерле менi\» (\»Люби меня\»). Только жаль, что за исключением Герольда Бельгера, казахоязычная критика отнеслась к его вещам довольно прохладно и, если даже говорила о ней что-либо, то только в отрицательном плане: мол, языка не знает, наш новоявленный классик и все такое, тому подобное.
Здесь есть много о чем поспорить. И я думаю в ближайшем будущем поделиться с читателями нашего сайта своими соображениями о Дидаре Амантае как знаковом явлении в нынешней казахской художественной мысли.
Еще один интересный факт: появилось и уже стало выходить новое литературное издание – еженедельник \»Адебиет айдыны\» (\»На просторах литературы\»). Читающая публика республики хорошо знает, что писательская организация республики уже давно (можно даже сказать издавна) имеет свою собственную газету \»Казак адебиетi\» (\»Казахская литература\»), которая на протяжении 70 лет еженедельно знакомит читателей с литературными новостями и в которой регулярно выступают ведущие представители как отечественной, так и (с определенной натяжкой можно утверждать) мировой словесности.
Но, листая страницы нового 12-ти полосного литературного издания, мы убедились: нужна такая газета и она практически не дублирует свою, так сказать, старшую сестру \»Казак адебиетi\».
И в чем состоит специфика \»младшей сестры\»? Первые впечатления таковы: это ее историчность, углубленность во внутреннюю жизнь данного творческого союза, постоянная обращенность к суждениям художников слова и других интересных личностей, представляющих подчас диаметрально противоположные, антиподические точки зрения. Тем она и интересна – эта “младшая сестра” \»Казак адебиетi\» и литературного журнала \»Жулдыз\» (\»Звезда\»).
Практически в каждом ее номере мы можем обнаружить выступление секретарей Союза на различных съездах и пленумах этой творческой организации, размышления классиков казахской литературы, высказанные ими в разные годы, в результате чего мы как бы вновь окунаемся в творческую атмосферу тех далеких лет и становимся свидетелями формирования литературной мысли Казахстана ХХ столетия. Наиболее интересными мне лично показались статьи М.Ауэзова, доклады О.Сулейменова на съездах и пленумах Союза, воспоминания К.Кайсенова, выступления секретарей писательской организаций разных лет и многое другое.
Теперь в ответ на утверждение литературных пессимистов: нет, художественное слово не умерло, оно живет, правда страдает, но живет. И, очень надеемся, выживет.
Впрочем, тема для полемики очень хорошая. Думается, найдутся охотники поспорить с нами как с оптимистами, предрекающими казахской литературе блистательную судьбу в обозримом будущем. Ну, что ж, принимаем вызов. И бросаем белую перчатку. Как Д\’Артаньян, помните, когда он впервые попадает в Лувр и вызывает на дуэль истых дуэлянтов. Au revoir, messieurs!

