В последний путь

Холодным утром, 15 ноября, в Алматы, на площади перед зданием Академии наук, собралась большая толпа людей. Около пяти тысяч человек пришли, чтобы проститься с одним из безусловно достойных людей нашего времени Заманбеком Нуркадиловым. Люди не скрывали своей боли и искренне сочувствовали близким Заманбека Нуркадилова. Многие из них до сих пор не верят, что такое могло случиться. Нередко можно было услышать от людей фразы, подобно этим: “Как же так, я недавно только разговаривал с ним, и все было нормально”.

Во время прощания с Заманбеком Калабаевичем среди людей чувствовалось какое-то напряженное ожидание. Можно было предположить, что если бы кто-то в этот момент крикнул и позвал людей за собой, то толпа бы хлынула по улицам города. Однако все прошло достаточно чинно и степенно. Вероятно, здесь сыграло роль обещание близких Заманбека Нуркадилова чиновникам городского акимата, что никто во время прощания не будет устраивать митинги. Ведь только после этого было дано официальное разрешение на то, чтобы вынос тела состоялся не из дома, а из Академии наук. Кстати, все близлежащие улицы были оцеплены полицейскими.

Хоронили Заманбека Нуркадилова на Кенсайском кладбище. Автомашины и несколько микроавтобусов, полные людьми, вереницей поднимались в гору, где оно расположено. Казалось, что настроение людей передавал даже спустившийся на землю холодный туман. Буквально все было окутано белой пеленой. Люди, в желании ничего не пропустить, быстро и молча шли к месту захоронения.

Перед тем как тело Заманбека Нуркадилова было опущено в землю, к собравшимся с прощальной речью обратился его друзья и соратники. В основном говорили о том, каким он был человеком – достойным и целеустремленным; родным Заманбека Калабаевича желали терпения и стойкости. Заместитель председателя партии “Отан” Амангельды Ермегияев отметил, что смерть Заманбека Нуркадилова – невосполнимая потеря для всех нас. “Смерть не предупреждает, она приходит нежданно, и у каждого своя судьба… Но когда она такая безвременная то, как мы можем не скорбеть. И мы не можем ничего возвратить или изменить, все в руках Всевышнего. Прощаясь с ним, наш долг – достойно проводить его в дальний путь. Заманбек — великий сын своего народа. Он оставил свой след в истории страны. У него есть дети, которые нашли свое место в жизни. И я верю, что его будут помнить и последующие поколения”, — сказал Ермегияев. В свою очередь, единый кандидат от оппозиции на пост главы государства Жармахан Туякбай отметил, что эта безвременная кончина произошла при неизвестных обстоятельствах. “Но когда-нибудь правда откроется. И какая бы она горькая не была, народ узнает о ней. Он был честным и не боялся говорить правду. Надеюсь, что его мечты о народе, о благополучии страны осуществят его соратники и продолжатели его дела. …Пусть земля ему будет пухом. Семье, его родственникам желаю терпения, стойкости”, — сказал Туякбай.

Какое-то время казалось, что над головами собравшихся людей сгустились тучи. Среди людей, внимательно слушавших выступающих, время от времени были слышны вопросы: “Кто следующий?” или “Возможно, это не последняя жертва, и нам многое еще предстоит увидеть”. Однако несколько позже, когда как будто бы по мановению волшебной палочки буквально в считанные минуты яркое солнце прорвало густую пелену тумана, подобные разговоры среди людей резко прекратились. Мулла начал читать молитву, и люди, прекратив перешептывания, преклонили колени.

Надо сказать, что не всем удалось сказать прощальное слово ни во время похорон, ни во время поминального обеда. Между тем в интервью нашей интернет-газете лидер партии “Ак жол” Алихан Байменов рассказал следующее: “Я вообще противник того, чтобы использовать трагедию, горе или сложное положение чье-то в политических целях. Одно несомненно – это была фигура крупная. Вот есть люди, которые по разному относились к его взглядам, но даже его оппоненты признавали, что это крупная фигура. И это действительно большая потеря для Казахстана, для казахского народа. За два дня после его кончины, когда я был в Западно-Казахстанской и Атырауской областях, увидел, что многие казахстанцы оценивают масштаб его личности. Мы каждую встречу начинали с минуты молчания, и видно, что сегодня горе его семьи разделяется миллионами казахстанцев. Лично я последний раз с ним разговаривал двадцать дней назад. Вообще, так получилось, что мы с ним стали чаще общаться последние три-четыре месяца. Он мне подарил сборник стихов и переводов, мы с ним разговаривали о ситуации в стране в начале сентября. Последний раз, я даже дату помню, мы с ним разговаривали по телефону днем 22 октября, а вечером он был приглашен вместе с супругой на мероприятие, и он, в связи с какими-то обстоятельствами, сказал, что не может принять там участие. Но он был оптимистично настроен, говорил, что, вся жизнь еще впереди, буквально он сказал, что этими выборами, этой кампанией, этим годом жизнь не заканчивается. Как старший говорил мне, что нам всем нужно думать о будущем, о будущем страны, о будущем детей. Вот такой разговор у нас состоялся”.

В свою очередь, руководитель “партии патриотов” Гани Касымов отметил: “Тысячелетиями существует наш народ, и в каждом поколении были такие великие бунтари. Вот в XXI веке мы такого потеряли. Но я не хочу с политикой связывать то, что мы сегодня переживаем. Но отмечу, что я очень долгие годы знал Заманбека Калабаевича. На разных должностях, кем бы, когда бы он ни был, не взирая и не оглядываясь ни на какие его регалии и должности, я вот сейчас припоминаю, в эти печальные минуты, и всегда буду помнить о том, что он стремился всем помочь. Это был человек большой души, большого сердца, стремящийся всегда сделать добро людям”.

Пусть земля Вам будет пухом, Заманбек Калабаевич!