Финансовая зачистка

Сегодня вышли: “Комсомольская правда. Казахстан”, “Литер”, “Известия. Казахстан”, “Экспресс К” и “Казахстанская правда”.

Финансовая полиция становится популярной, конечно до “звездных” вершин, на которых сейчас находится Комитет национальной безопасности, ей пока еще далеко, но если станет продолжать в том же духе, то совсем скоро окажется лидером “хит-парада спецслужб”.

А пока напомним, что главную позицию занимает КНБ со своей разработкой по таможенному посту “Хоргос”. Несмотря на то что прокуратура разъяснила на пресс-конференции, что чекисты действуют в рамках закона, разглашая данные предварительного следствия (ст. 205. Уголовно-процессуального Кодекса: данные предварительного следствия не подлежат разглашению), сегодня в “Литере” корреспондент Бауыржан Алтынбеков в материале “Казахстанская таможня — не проходной двор”, выдал позицию Комитета таможенного контроля. В частности, заместитель председателя этого ведомства Бауыржан Абдишев считает: “Есть такое понятие, как презумпция невиновности. Поэтому мы считаем преждевременным комментировать ситуацию вокруг поста “Хоргос”. Однозначно говорить об участии каких-то сотрудников таможни в деятельности организованной преступной группировки нельзя”. Также в статье говорится, что таможенный комитет регулярно проводит “чистку” своих рядов: “…Только за прошлый год подразделениями внутренней безопасности таможни было возбуждено 40 дел. Поэтому Бауржан Абдишев считает, что преждевременная публичная огласка сведений, представленных сотрудниками КНБ, компрометирует деятельность таможенных органов Казахстана:

– Некорректным является и тот факт, что материалы оперативных съемок по задержанию были представлены журналистам как видеоматериалы, якобы отснятые в зоне таможенного контроля. Хотя было видно из видеосъемок, что все происходило на трассе, контроль которой не входит в наши функциональные обязанности.
По его словам, таможенный пост – это зона особого режима. И не каждый туда попадет: надо преодолеть не один пункт пропуска. Между тем вслед за КНБ таможню обвинили и предприниматели. Они подтверждают продолжающиеся поборы на “Хоргосе”, несмотря на последние события. В частности, то, что там уже два месяца по вине таможенников простаивают груженые автомашины российских предпринимателей, а количество прибывающих туда машин достигло трехсот единиц. С этим соглашаются и в Таможенном комитете. По данным центра оперативного управления, с начала года через “Хоргос” из КНР проследовала 621 автомашина. Из них транзитом через нашу таможенную территорию 457 транспортных средств, для ввоза товаров в Казахстан – 164 автомашины. Ни в одном случае не были зарегистрированы жалобы со стороны предпринимателей. Таможенный досмотр оформлялся своевременно и без проволочек.
– Если говорить о простаивающих на посте машинах, то это те фуры, которые идут с перегрузом, превышая установленную норму в 40 тонн, – прокомментировал Бауржан Абдишев.

Таможенники неоднократно разъясняли предпринимателям постановление правительства № 62, в котором четко расписан регламент провоза крупногабаритных грузов как делимых, так и неделимых. Провоз же крупных неделимых грузов допускается только по специальному разрешению.
– Вся шумиха происходит из-за нежелания предпринимателя подчиняться этому правилу. Мы говорим ему: “Будь добр, разгрузи лишнее. Вывези по частям”. Но так устроен человек, что ему всегда хочется на всем сэкономить. А в итоге страдают наши дороги, – сетовал Бауржан Туйтеевич.

Напрашивается вопрос: почему тогда предприниматели, машины которых простаивают на посту “Хоргос”, забили тревогу только сейчас, когда уже прошло более двух месяцев, а не сообщали сразу о негативных фактах? Ведь по всем возникшим спорным вопросам они могут обращаться по “телефонам доверия” в соответствующие таможенные органы. Их номера периодически публикуются в республиканских печатных изданиях.

Наверное, будет не лишним еще раз напомнить о том, что последней инстанцией, которая расставит точки над “i”, является суд. Пожалуй, здесь уместно будет вспомнить прошлогоднюю ситуацию относительно ТАИС. В республиканских печатных изданиях было опубликовано более 20 статей. Больше половины из них о несостоятельности автоматизированной системы. Пострадали ни в чем не повинные люди. Сотрудники Комитета таможенного контроля для дачи показаний более 200 раз приглашались в соответствующие органы. И к чему это привело? Сегодня ТАИС работает успешно. Доказательством явился тот факт, что Генеральная прокуратура РК прекратила уголовное дело из-за отсутствия состава преступления. Но при этом никто перед таможенниками за нанесенный моральный ущерб не извинился”.

В “Экспресс К” Гульнара Матхаликова рассказывает о том, как чиновники “наварились” на делимитации казахстанско-узбекской границы в материале “Бизнес на меже”: “…Чиновники заработали миллионы тенге. Тайна быстрого обогащения двух сельских акимов и их могущественных покровителей может быть раскрыта сотрудниками агентства финансовой полиции в ближайшее время.

Председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Сарыбай Калмурзаев считает, что выплаты компенсации гражданам республики при сносе их жилья вблизи границы с Узбекистаном не обошлись без финансовых махинаций. Причем \»совершались они под покровительством чиновников более высокого ранга, чем районные\». По словам г-на Калмурзаева, \»свыше 170 миллионов тенге, выделенных только по одному Сарыагашскому району Южно-Казахстанской области, были направлены не по назначению\».

— Никакой сельский аким без покровительства вышестоящей власти не смог бы этого сделать, да еще с такой огромной суммой. Поэтому нам предстоит большая работа: доказать причастность к этим махинациям чиновников более высокого уровня, — поделился на пресс-конференции с журналистами г-н Калмурзаев.

По его рассказам, во время составления списков граждан, чье жилье сносится из-за делимитации границы, резко возросло количество нуждающихся в компенсации.

— Мы установили, что в список наши \»доблестные\» чиновники включили тех людей, которые проживают и за 270, и за 300 метров от границы, — рассказывает г-н Калмурзаев. — Кстати, это были в основном граждане Узбекистана. Их включили в список, якобы давали им компенсации, а затем, видимо, чиновники присваивали эти деньги себе”.

Дмитрий Покидаев, корреспондент “Известия. Казахстан” в материале “Когда увидит казино — становится больным…” рассказывает еще о ряде громких уголовных дел, заведенных финансовой полицией: “Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью в минувшем году возбудило ряд громких уголовных дел, среди которых его председатель – Сарыбай Калмурзаев – особо выделил дела в отношении учредителя АО “ШахарМунайГаз” Бауржана Нурпеисова, бывшего вице-президента национальной компании “Казинформ” Армана Кажганова и лидера Союза патриотической молодежи Казахстана Махамбета Абжана”.

Последний, в частности, признал свою вину: “Вскоре финполицейские передадут в суд и еще одно громкое дело – в отношении лидера Союза патриотической молодежи Казахстана Махамбета Абжана. Оно было возбуждено в связи с присвоением бюджетных средств, выделенных на проведение агитации во время предвыборной кампании (свыше миллиона тенге). После возбуждения уголовного дела М. Абжан скрылся в Киргизии, правоохранительные органы задержали и выдали его казахстанским коллегам в декабре прошлого года. Сейчас М. Абжан находится в СИЗО и полностью признал свою вину”.

Также в “Известиях. Казахстан”, как и в ряде других вышедших сегодня печатных изданиях, говорится о скором увеличении платы за коммунальные услуги в столице: “Вчера антимонопольщики объявили астанчанам о подорожании коммунальных услуг. Возрастет все: начиная с оплаты за электроэнергию и заканчивая уборкой мусора. Нетронутой (пока) осталась лишь абонентская плата за телефон. Мораторий закончился.      

Четыре главных городских предприятия уже представили заявки на повышение услуг в антимонопольное ведомство. В частности, АО “Астанаэнергия” намерено увеличить тарифы на 43 процента, “АстанаТеплотранзит” заявляет о необходимости поднять стоимость своих услуг на 55 процентов. Рекордсменом среди монополистов можно смело назвать ЗАО “Городские электрические сети”, которое планирует взвинтить тариф на электроэнергию на 63 процента. Поставка газа и воды населению, а также уборка мусора тоже будут осуществляться по новым ценам”, — говорится в материале Алены Беляевой “Даешь завершение моратория!”.

Из-за забывчивости российских чиновников Казахстан потерял два миллиарда тенге, об этом рассказывает в “Комсомольской правде. Казахстан” Ляззат Смагулова: “Крупнейшее в Средней Азии предприятие по производству фосфора “Казфосфат” с начала года терпит серьезные убытки. На его складах в Таразе скопилось более десяти тысяч тонн токсичного желтого фосфора. А 19 января завод вообще встал. Готовую продукцию уже просто некуда девать…     

 Дело в том, что “Казфосфат” — один из основных поставщиков желтого фосфора в Европу. А путь химического вещества пролегает через территорию России. Разрешение на транзит предприятию ежегодно выдавал Ростехнадзор (федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору).      

Так было вплоть до 2004 года, пока ведомство не реорганизовали. Тогда же в Ростехнадзоре переписали бумаги, регламентирующие его работу. Вот только функции по выдаче разрешений на транзит в новых документах почему-то не оказалось… И “Казфосфату”, по сути, автоматически закрыли дорогу к покупателям. Предприятие оказалось не в состоянии доставлять готовую продукцию законным путем.     

 — Мы стали жертвами чьего-то обычного головотяпства, — уверен заместитель генерального директора ТОО “Казфосфат” Игорь Лифарь. — Авторы новых документов о нас просто забыли. А когда мы забили тревогу, в Ростехнадзоре нам сообщили, что не имеют права выдавать разрешение, так как это… не записано в сферу их деятельности!      

К решению проблемы, возникшей из-за чьей-то “девичьей” памяти, подключилось и правительство Казахстана. О бюрократическом казусе поставили в известность даже премьер-министра России Михаила Фрадкова. В итоге “Казфосфат” заверили, что вопрос почти решен. Вот только придется немного подождать…      

Ждать пришлось несколько месяцев. Наконец на днях разрешение было получено. Сейчас, по словам Игоря Лифаря, запасы желтого фосфора в срочном порядке отгружают к границе. Но, в любом случае, еще как минимум месяц большей части работников Новоджамбулского фосфорного завода — а это около двух тысяч человек — придется побыть в вынужденном отпуске. Правда, людям обещают выплатить половину зарплаты. Ущерб же самого предприятия из-за забывчивости российских чиновников уже достиг двух миллиардов тенге”.