“Кнуты и пряники” от Загипы Балиевой

Сегодня вышли: “Караван”, “Экспресс К”, “Алма-Ата Инфо”, “Начнем с понедельника”, “Комсомольская правда. Казахстан”, “Известия. Казахстан”, “Эпоха” и “Право. Экономика. Политика. Культура”.

Лаборатория Касперского предупреждает о высокой вероятности атаки нового компьютерного вируса. Насколько он опасен, и какой вред может нанести компьютеру в “Известиях. Казахстан” рассказывает Юлия Мамырбаева, в материале “Вирус уже здесь!”: “Новый монстр виртуального мира открывает охоту на наши компьютеры. По сообщениям мировых агентств, уничтожающий файлы вирус активизируется сегодня. Во всем мире от него пострадало уже более трехсот тысяч пользователей. Опасность новой электронной “болячки” в том, что, поразив одиннадцать наиболее часто используемых типов файлов, вирус не уничтожается, а продолжает свое триумфальное шествие по сети.            

Причем свои вредоносные визиты вирус, названный Nyxem-E, наносит каждое третье число месяца. Потому всем пользователям Windows следовало обновить антивирусную программу и проверить компьютер до 3 февраля. Тем же, кто не успел этого сделать, все же не стоит паниковать. Предполагается, что виртуальная зараза распространяется с помощью приглашений посетить бесплатный порносайт. Впрочем, его жертвами становятся не только любители “клубнички”, но и неопытные пользователи, открывающие вложенные в письма файлы зачастую с безобидными названиями. Такой вирус может быть прислан как с пометкой “горячее видео”, так и с предложением просто посмеяться.      

Желание немного развлечься может обойтись весьма дорогой ценой: вирус удаляет все документы и многие программы, а также блокирует клавиатуру и компьютерную мышь. Уже известно о 300 тысячах зараженных машин. Первые сигналы об опасности поступили 16 января, и с тех пор жертв Nyxem становится все больше. Заразив компьютер, вирус посылает информацию на специальный веб-сайт, где установлен счетчик всех инфицированных компьютеров. На прошлой неделе цифра на счетчике зашкалила за миллион, однако позже эксперты назвали эти данные ошибочными.      

Как сообщает BBC, сразу же после заражения вирус сканирует адресную книгу и автоматически рассылает себя по найденным электронным адресам. Поэтому сейчас стоит быть осторожнее с различными виртуальными рассылками, пусть даже письмо пришло от вашего самого близкого друга. Кроме того, вирус распространяется и по всем компьютерам локальной сети. А вот справиться с этим сетевым червем не так-то просто. Специалисты говорят, что Nyxem способен самостоятельно препятствовать работе антивирусов, блокируя обновление программных продуктов…”.

“Анти-коррупционные “кнуты и пряники” раздала Загипа Балиева во время вчерашнего заседания коллегии своего ведомства — Министерство юстиции разработало план по борьбе с коррупцией в рядах своих сотрудников, рассказывает корреспондент “Известий. Казахстан” Дмитрий Покидаев. “…Разговор о “пряниках” зашел во время “разбора полетов” лидера среди структур Минюста по количеству возбужденных уголовных и административных дел за коррупционные правонарушения и преступления – Комитета уголовно-исправительной системы (КУИС). З. Балиева признала ненормальной ситуацию, когда “лежать на нарах почетнее, нежели быть контролером” в зоне (по сведениям министра, на содержание одного “сидельца” наше государство выделяет ежемесячно порядка 20 тысяч тенге, в то время как рядовые сотрудники КУИС получают по 19 тысяч). И пообещала, что в самое ближайшее время будет ставить перед правительством вопрос о необходимости как увеличения заработной платы сотрудникам исправительных учреждений, так и о разрешении их социальных проблем, в первую очередь – жилищных.      

На этом, пожалуй, “пряники”, которые глава Минюста готова включить в перечень антикоррупционных мер в пределах своего ведомства, закончились.      

И начались “кнуты”, в раздаче которых министру помог начальник департамента центрального аппарата Комитета национальной безопасности Хамза Ибраев. Раздав “всем сестрам по серьгам”, он особо остановился на деятельности Комитета регистрационной службы, судебной экспертизе и злосчастном КУИС.

Начальников исправительных учреждений и их заместителей КНБ и другие правоохранительные органы достаточно часто берут с поличным при вымогательстве взяток за условно-досрочное освобождение либо смягчение условий содержания осужденных. Далеко (и во временном, и в географическом планах) за примером ходить не пришлось: буквально накануне коллегии следственным управлением департамента Комитета национальной безопасности по Карагандинской области возбуждено уголовное дело в отношении начальника одной из колоний за требование взятки в размере 1,5 тыс. долларов за условно-досрочное освобождение одного из осужденных. Х. Ибраев также отметил, что “поставки” на зону мобильных телефонов, обеспечивающиеся рядовыми кадрами КУИС, позволяют казахстанским “авторитетам” влиять на криминогенную обстановку как на воле, так и в других исправительных учреждениях (в вину “краснопогонникам” КНБ ставит не только мобильники, но и доставку в места не столь отдаленные спиртного, наркотиков и женщин легкого поведения).      

Начальник департамента КНБ напомнил и о ряде прошлогодних нашумевших дел, когда руководство КУИС отправляло бюджетные средства на счета двух фирм, составляя при этом фиктивные акты выполненных работ и оказанных услуг (речь в совокупности шла о сумме более 300 млн тенге). Бывшее руководство КУИС (З. Балиева после окончания проверки освободила от занимаемой должности и председателя комитета, и двух его замов) от суда спасло только то обстоятельство, что после вмешательства в дело комитетчиков сумма ущерба совместными с фирмами усилиями была возмещена, в связи с чем Генпрокуратура прекратила данное уголовное дело. Последний штрих, внесенный Х. Ибраевым в сложные отношения между КНБ и КУИСом, носил скорее характер просьбы о более тщательном наблюдении за определенным контингентом заключенных, осужденных за экстремистскую деятельность. Дело в том, что двое таких осужденных уже пытались занять места имамов в тюремных мечетях в колониях Павлодарской области. К чему могут привести проповеди члена “Хизб-ут-Тахрира”, пытавшегося занять место имама в АП-162/2, думается, объяснять не стоит”, — рассказывает Дмитрий Покидаев.

В “Эпохе” Александр Аленичев в материале “Оппозиционер милостью царской”, называет встречу председателя партии “Ак жол” Алихана Байменова с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым “беспрецедентным случаем”: “…За всю историю независимости Нурсултан Назарбаев еще никогда не удостаивал аудиенцией никого из своих соперников — по президентским выборам и по политическим взглядам”. Автор задет вопрос: “…Чего же ради президент принял человека, который называет его своим оппонентом?”. Далее Александр Аленичев сравнивает Алихана Байменова с Мухтаром Аблязовым: “…Если он раньше был в оппозиции, то после встречи с президентом прекращается его критика в государственных СМИ, и все придворные партии и политики начинают отзываться о нем лояльно. Для примера, именно так все и произошло с Мухтаром Аблязовым.

Впрочем он, в отличие от своего коллеги по основанию движения ДВК, а ныне главы \»Ак жола\», из публичной политики вроде бы ушел и сейчас занимается только бизнесом.

Партаппаратчик же Байменов сходить с политической сцены явно не намерен. Получается, что все подозрения в соглашательстве с властью, которые раньше каких-либо весомых доказательств под собой не имели, сегодня подтверждаются.

Напомним, впервые обвинения в адрес одного из тогдашних сопредседателей еще единого \»Ак жола\» зазвучали в момент, когда Байменов отказался присоединяться к оппозиционному блоку \»За справедливый Казахстан\», что и явилось определяющим в расколе партии. Тогда отказ сотрудничать с коллегами по оппозиции Байменов объяснил поспешностью принятия такого решения, хотя идея к тому моменту обсуждалась уже около полугода, и даже был создан Координационный совет демократических сил.

Затем начался предвыборный период. Власть всячески хвалилась своими достижениями, объединенная оппозиция в свою очередь не менее рьяно их разоблачала, предлагая свои методы решения накопившихся проблем. Голоса Алихана Байменова в этом гуле слышно не было. Даже после официального старта кампании, когда всем кандидатам разрешили говорить о своих амбициях \»Ак жол\», (который не \»Настоящий\») не провел ни одной яркой и запоминающейся акции…”, — также отмечает автор материала “Оппозиционер милостью царской”.

Корреспондент газеты “Эпоха” Олег Абаев рассуждает о наших перспективах — “Политические реформы или модернизация?”.

Земельный вопрос и проблема оформления земельных участков сегодня поднимаются чуть ли во всех печатных СМИ.

О том, как решает земельные вопросы аким Астаны Умирзак Шукеев рассказывает Жибек Морзабаева в газете “Право. Экономика. Политика. Культура” в материале “Умирзаку Шукееву помешали… буренки”: “Одиннадцать лет назад Петру АКСЕНОВУ предоставили 27 гектаров земли на правах пожизненного наследуемого землепользования. И все эти годы фермер разводил молочных коров и растил овощи, не подозревая, что часть земли – 3,67 гектара – ему выделили незаконно. И вот – как гром среди ясного неба – на фермера один за другим посыпались судебные иски от акимата и от столичных землеустроителей, которые потребовали… освободить территорию.
“Тот же комитет по земельным ресурсам, который выдавал мне земли, вместе с департаментом жилья Астаны подает исковое заявление в суд о том, что часть земли мне выделили незаконно, – сокрушается фермер. – А у меня коровы начали телиться, и я с ними да с телятами должен уйти на улицу в эти 30-40-градусные морозы”.
На основании чего? Резонный вопрос землепользователя наткнулся на целый вал административных бумажек. Оказывается, землю крестьянину предоставили по… ошибке – глава городской администрации тогда еще Акмолы не мог ею распоряжаться, потому что она “принадлежала” Целиноградской области.
Но в акте на право землепользования от 1994 года указывается, что хозяйство располагается на территории города Акмолы, да и в акте определения оценочной стоимости права постоянного землепользования за 2000 год также говорится: “Местоположение земельного участка – в границах г. Астаны”.

Зная об ошибке, городские и районные власти не стремились, впрочем, ее исправить. Даже в 2000 году, когда вышел указ президента о присоединении части “областных” земель к столице, ни акимат, ни городской комитет по управлению земельным ресурсами не уведомили фермера о произошедших переменах и о том, что он распоряжается землей незаконно. За это время крестьянин подключил участок к электросетям, пробурил скважины – в общем, за свой счет провел все коммуникации. Кроме того, он исправно платил все налоги, и ни у кого не возникало и тени сомнения в их незаконности.

Не проинформировали фермера и о том, что в 2003 году на совещании у премьер-министра Даниала АХМЕТОВА решено было создать вокруг столицы “зоны кратковременного отдыха” жителей. И в 2004 году Аксенов получил государственную регистрацию на свою землю для ведения крестьянского хозяйства, которая нигде не оспорена до сих пор…”. Все суды, как один вынесли решение не в пользу фермера, а компенсация, предложенная ими, составила немногим больше 20 тысяч тенге за гектар и 2 692 406 тенге за дом и хозпостройки, хотя реальная оценочная стоимость всего хозяйства по оценке независимых экспертов — около 61 миллиона тенге, также говорится в материале. Освободить-таки земли фермеру придется, но в конце статьи сноска под заголовком “Пока верстался номер”: “В понедельник на очередной планерке в акимате Аким Астаны мимоходом вспомнил о фермере, отметив, что с ним “уже договорились”. Сам Петр Аксенов пояснил, что акимат начал переговоры о повышении размера компенсации. Буренки счастливо избежали выдворения на мороз. Надолго ли?”

Анатолий Иванов в газете “Право. Экономика. Политика. Культура” продолжает цикл материалов-воспоминаний “Большая поездка большого Человека” о визите Заманбека Нуркадилова в Западную Европу в январе прошлого года.

Независимая ассоциация предпринимателей намерена обратиться к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву с требованием о снятии с должности руководителя Алматинского земельного комитета, рассказывает в “Начнем с понедельника” Розалия Азимова в материале “Чиновника — в отставку, землю — народу”: “Суть проблемы высказал на пресс-конференции Талгат Акуов, президент Независимой ассоциации предпринимателей:

– В здании Алматинского городского земельного комитета создана невыносимая обстановка. Предпринимателей малого и среднего бизнеса, да и простых людей вынуждают десятки раз выстаивать очереди для получения информации о том, готовы их документы или нет. Люди ходят так годами. Это вызывает недовольство и негативную реакцию по отношению к государственным чиновникам. \»Искусственно\» создаются гигантские очереди, вынуждающие давать \»взятки\» за ускорение выдачи документов…

Предпринимательское сообщество не желает мириться с таким положением вещей и обращается к Президенту с просьбой освободить от занимаемой должности руководителя Алматинского городского земельного комитета, несущего ответственность за оформление и выдачу правоустанавливающих документов на землю”.

В “Алма-Ата ИНФО” Юлия Ким говорит о проблеме жильцов, чьи дома попадают под снос. Автор рассказывает о том, как подобные проблемы решаются московскими властями: “…В Москве люди радуются, когда их дома попадают под снос. Если в сносимом доме у собственника было 100 кв. м., то в новом ему дадут столько же. При чем район остается прежним. Весь город разбит по микроучасткам, и владелец сносимого жилья ничего не теряет. Даже наоборот — это реальный способ улучшить жилищные условия семьи.

А в Алматы даже не рассматривается возможность предоставления квартиры в доме, построенном на участке прежнего владельца. Застройщики заявляют: “Место в нашем гараже (6 кв.м.) стоит больше, чем весь твой участок”.

Кстати проблемой сноса, как говорится в этом же материале, озаботилось Министерство юстиции: “…На прошлой неделе проблемой оценки земли и недвижимости озаботилось Министерство юстиции. Для решения этой глобальной проблемы созвали представителей министерства, акиматов, профессиональных оценщиков.

На сегодняшний день в Казахстане существует 5 палат по оценке имущества, у которых более 60 филиалов по стране. Выдано более 2000 лицензий частным и юридическим лицам. 70% из них находятся в двух крупных городах страны — Алматы и Астане. Но при всем этом разнообразии рынок заполнен дилетантами. Основной причиной конфликтов участники круглого стола считают именно их неправильную работу. Единственно верное, по их мнению, решение — создание единой палаты и ужесточение порядка выдачи лицензий.

Еще летом прошлого года был презентован новый метод оценки земли и недвижимости, который исключает всякую двусмысленность и позволяет четко контролировать оценку земли и недвижимости. По словам разработчиков схемы, новая методика вряд ли придется по вкусу застройщикам, ведь им предлагают делиться с выселяемыми людьми своим потенциальным доходом…”.

Петр Своик, также в “Алма-Ата ИНФО”, сегодня выявляет: “Кто главный должник в Казахстане?”.