Земельный кодекс не отражает интересов аграриев

Независимая аналитическая структура “Центр Социальных Технологий” (ЦСТ) предлагает вашему вниманию материал, посвященный отношению казахстанцев к проблемам, связанным с введением частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, подготовленный на основе результатов опроса населения.

Сроки проведения: опрос проведен в декабре 2005 года.

Объем выборочной совокупности: 2000 респондентов от 18 лет и старше, казахской, русской и других национальностей, проживающих в областных центрах, малых городах и селах республики. Опрос произведен в 14 областях республики и гг.Астана, Алматы.

В исследовании применен многоступенчатый принцип отбора респондентов.

Сбор первичной социологической информации: проводился методом формализованного интервью “face to face” на основе отбора респондентов по стандартизированной раздаточной анкете. Структурой произведен 30% выборочный контроль поля. Средний статистический коэффициент погрешности результатов опроса составил 0, 7624.

***

Одна из самых неоднозначных реформ в истории Казахстана – земельная. Законодательно завершенной её можно считать с 2003 года, когда был принят Земельный кодекс. В свое время процесс его принятия вызвал большое неприятие в обществе, ожесточенное противостояние в парламенте, которое привело к отставке премьера Тасмагамбетова. Но Кодекс был принят при прямом вмешательстве президента страны. Главное в этом законе — это введение института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Из общего земельного фонда Казахстана (272,5 млн. га.) предусматривалось передать в частную собственность только 90,9 млн. га. земель сельхозназначения, куда входят: 52,2 млн. га. пастбищ, 20,3 млн. га. пашни, 2,8 млн. га. залежей, 2 млн. га. сенокосов, 0,1 млн. га. многолетних насаждений.

Предполагалось, что введение частной собственности на землю будет способствовать развитию многообразия форм собственности, банка земли, экономической стабильности аграрного сектора.

Если институт частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения стал одним из главных факторов развития и интенсификации сельского хозяйства в высокоразвитых рыночных странах (США, Канада, Германия, Польша), то в нашем государстве неурегулированность прав собственности на землю, нестабильность земельных отношений привела к серьезным перекосам в аграрном секторе.

В результате проблемы, связанные с введением в Казахстане частной собственности на землю, все чаще становятся предметом коррупционных скандалов, судебных тяжб, актов протеста населения и критических публикаций в СМИ.

Подтверждением обозначенного блока проблем являются и результаты проведенного социологического опроса населения.

Так на вопрос: “Как Вы считаете после введения Земельного кодекса, предусматривающего введение частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения (посевные поля, пастбища), справедливо ли в Казахстане распределяются земельные участки?”, в совокупности более половины казахстанцев (54,1%) отмечают несправедливое распределение земельных участков.

Только 19,9% считают, что распределение земельных наделов проходит справедливо и, что землю может получить каждый желающий.

Главной причиной несправедливого распределения земельных участков, по мнению респондентов, является коррумпированность государственных органов, уполномоченных на реализацию земельной реформы. Так 31,2% казахстанцев считают, что честным путем хорошую землю приобрести невозможно, для этого нужно платить взятки или иметь хорошие связи с властью.

Более четвертой части населения не смогли дать оценку ввиду того, что не сталкивались с данной проблемой. В основном это городское население республики, не связанное напрямую с сельским хозяйством.

Актуальной проблемой современного землепользования в Казахстане около десятой части жителей республики называют наличие крупных землевладельцев и давление с их стороны на простых крестьян и фермеров. Это отмечают, прежде всего, занятые в сельском хозяйстве и фермеры Жамбылской, Костанайской, Карагандинской, Акмолинской и Южно-Казахстанской областей. С определенной долей уверенности можно утверждать, что возникающие в последнее время полемика и споры о необходимости предотвращения угрозы латифундизма, имеют под собой почву и достаточно ярко отражаются в оценках населения.

Достаточно наглядно это проявляется в отношении казахстанцев к крупным землевладельцам, земельные наделы которых превышают 50000 гектаров (таблица 1).

Таблица 1. Согласны ли Вы с тем, что размеры земельных наделов некоторых физических лиц, взятых в частную собственность, превышают 50 000 гектаров?

(в % к общему числу опрошенных)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

%

Нет, земля должна быть государственной

30,7

Нет. Надо определить предельные лимиты для каждого землевладельца. Земля должна принадлежать каждому, желающему на ней работать

25,8

Скорее нет, потому что есть угроза того, что земля через подставные лица может перейти в руки иностранцев

8,4

Скорее нет, это приведет к образованию крупных земельных монополистов

15,8

Скорее да, ведь мы живем в условиях рыночной экономики, и если у человека есть деньги, почему бы не купить такую площадь земли

5,1

Да, ведь он имеет средства и может платить налоги с этой земли

2,4

Да, это способствует развитию экономики Казахстана

1,9

Да, если эти люди реально занимаются сельскохозяйственным производством

5,4

Затрудняюсь ответить

4,5

Совокупность отрицающих ответов (более 80%) свидетельствует о том, что в обществе доминирует однозначно негативное отношение к тенденции развития крупных землевладельцев. При этом, несмотря на введение института частной собственности на землю, более 30% жителей республики не одобряют это решение, считая, что земля должна быть в государственной собственности. Сторонники этого мнения проживают в основном в селах и малых городах Алматинской (87,7%) и Акмолинской (68,6%) областей.

Совокупное число противников того, что размеры земельных наделов некоторых физических лиц, взятых в частную собственность, превышают 50 000 гектаров, составляет 50 % населения республики. Основными мотивами ограничения максимального размера наделов для четвертой части казахстанцев остается принцип, при котором земля должна принадлежать тому, кто ее обрабатывает. На угрозу формирования группы земельных олигархов указывает более 15 % опрошенных и боязнь перехода земли в руки иностранцев – 8,4% респондентов.

Социальный спектр ощущающих угрозу со стороны крупных землевладельцев представлен людьми, занятыми в сельском хозяйстве и предпринимателями. Прежде всего, это проявляется в традиционно аграрных регионах, в числе которых Костанайская, Южно-Казахстанская, Акмолинская области.

Число тех, кто, так или иначе, согласен с тенденцией формирования в республике группы латифундистов, не превышает пятой части опрошенных. При этом доминирующие позиции в данном отношении занимают жители г.Алматы и областных центров.

Результаты исследования показали, что значительное число противников частной собственности на землю в целом и наличия владельцев крупных земельных наделов в частности, обусловлено недостаточной материально-технической базой у большей части представителей аграрного сектора, отсутствием реальных гарантий частной собственности на землю, несовершенством нормативно-правовой базы, коррупцией (Таблица 2).

Таблица 2. Как Вы считаете, существует ли в Казахстане угроза сельчанину потерять свою землю?
(в % к общему числу ответивших)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

%

Да, потому что у крестьян нет средств и возможностей обрабатывать эту землю

21,3

Да, гарантии частной собственности на землю имеются только у чиновников и их родственников

19,7

Да, потому что у нас отсутствуют честные суды

16,9

Да, потому что имеются крупные латифундисты – владельцы огромных площадей земли, которые выживают простых сельчан с их земли

16

Да, потому что решения Акимов об изъятии земли под строительство элитного жилья и офисов выше действующих законов

14,3

Да, потому что нынешнее налоговое законодательство не отвечает запросам мелких и средних землевладельцев

14,1

Нет, частная собственность на землю охраняется законом и судом

8,7

Нет, если ты используешь эту землю по назначению и вовремя платишь налоги

8,9

Нет, если ты постоянно платишь взятки за эту землю

5,2

Нет, если у тебя есть родственники в органах местной власти

4,7

Не знаю, не сталкивался с этим

23

Основная причина потери земли сельчанами, обусловлена, по мнению более пятой части опрошенных, отсутствием средств и возможностей обрабатывать ее. Данная позиция наиболее характерна для оценочных суждений жителей аграрных регионов, то есть тех людей, которые на своем опыте столкнулись с вышеуказанной проблемой.

Вторую позицию среди угроз занимает отсутствие гарантий частной собственности. При этом около пятой части казахстанцев считают, что гарантии сохранения своего имущества имеются только у чиновников и их родственников.

Немаловажным фактором, ослабляющим гарантии неприкосновенности частной собственности на землю, по мнению 16,9% опрошенных, является отсутствии честных судов.

Основная угроза отчуждения имеющейся в собственности земли, по мнению третьей части казахстанцев, может исходить от любого, кто имеет больше денег (Диаграмма 2).

Около четвертой части опрошенных считают, что основная угроза в данном отношении исходит от акимов и их окружения, а также высокопоставленных чиновников и их родственников. При этом высокий уровень коррумпированности и кумовства в сфере землепользования отмечают сельчане Атырауской, Южно-Казахстанской, Акмолинской, Алматинской, Мангистауской и Жамбылской областей.

Потенциальную опасность для прав мелких землевладельцев со стороны крупного бизнеса в лице крупных землевладельцев, промышленных олигархов, строительных кампаний отмечают от 8 до 17 процентов жителей республики. Необходимо отметить, что в большей степени этой позиции придерживаются руководители предприятий, предприниматели, жители города Алматы и областных центров.

Таким образом, результаты опроса населения показали, что Земельный кодекс не обеспечил прозрачность и честность распределения земельных участков. Существующий механизм приобретения права на землевладение открыл широкий простор для коррупции. Сельское население, в преобладающей мере находящееся за чертой бедности, в силу высокой кадастровой стоимости земельных наделов не имеет достаточных средств для покупки их в собственность. Земля скупается людьми, которые вообще не занимаются земледелием или деловая активность, которых направлена на получение максимальной выгоды в краткосрочный период. В итоге это приводит к быстрому износу плодородия сельхозугодий и не способствует повышению уровня жизни местного населения.

Общественность склонна считать, что Земельный кодекс работает в угоду интересам узких заинтересованных групп в лице акимов, коррумпированных высокопоставленных чиновников, а также нарождающегося класса латифундистов.

Опрос показал, что население не уверенно в гарантиях со стороны государства на защиту своей частной собственности. При этом значительная часть аграриев постоянно испытывает страх, боясь потерять права на свои небольшие наделы в неравной борьбе с коррумпированными государственными чиновниками и крупными земельными монополистами.