О жертвах, которые требует ВТО

Сегодня вышли: “Комсомольская правда. Казахстан”, “Известия. Казахстан”, “Экспресс К”, “Литер” и “Казахстанская правда”.

Зинаида Чивилева, председатель Комитета по оказанию помощи семьям погибших в Афганистане и инвалидам-афганцам, к годовщине вывода Советских войск из Афганистана опубликовала сегодня в “Литере” небольшую заметку “Нас унижают подачками”, в которой высказала свое мнение об отношении государства к воинам-интернационалистам: “За 17 лет со дня вывода войск из Афганистана ничего не изменилось. Помню лица ребят, когда они вернулись с войны – потерянные, безжизненные какие-то. У их ровесников, живших мирной жизнью, было все: спокойные ночи, газировка из автоматов, дружба, танцы. А воины-афганцы видели кровь. Сегодня у большинства ветеранов Афганистана жизнь прежняя – живут сами по себе, выживают, можно сказать. Вышел указ, согласно которому “афганцев” признали приравненными к участникам войны. Почему приравненными? Наверное, пули у них были резиновые, война была вовсе не войной, а игрой. Не видела ни одного ветерана локальных войн, который превратился в подлеца. За что с ними так? Те, кому посчастливилось вернуться из чужой страны полноценнымы, пытаются жить, но сотни ребят в 18 лет остались без ног. Спиваются, не имеют стимула жить. Как прожить этому человеку на солдатскую пенсию, если не успел он в 18 лет получить диплом и стаж в трудовой книжке?

Близко дружу с американскими ветеранами войны во Въетнаме и с семьями погибших солдат. Эти люди по сей день находятся на обеспечении государства, социально защищенные люди, пенсия у которых исчисляется тысячами долларов. Я не торгую погибшим сыном, не нужны мне деньги, хочу, чтобы память чтили, уважали. Министр обороны спросил меня однажды: “Чего вы хотите-то от государства?”. Я сказала: “Представьте моего сына на вашем месте, а вашу мать на моем. Сделайте так, чтобы матерям погибших в Афганистане солдат было хорошо”. Министр счел мои слова оскорблением, мол, обвинила я его в том, что не погиб он в той войне. А я хотела просто человеческого отношения, чтобы меня поняли.

Сегодня ветеранам локальных войн не присвоен статус участника войны, потому что законопроект уже лет семь муссируется в парламенте. Видимо, для чиновников афганская война ассоциируется с пляжем или дискотекой. Обидно смотреть в пьяные лица сослуживцев моего погибшего сына, они достойны другой жизни”.

В “Экспресс К”, в материале Владислава Шпакова “Зоны особого влияния”, говорится о недовольстве Минюста к существующей в Казахстане, уголовно-исправительной системе: “…На расширенную коллегию, посвященную работе комитета в 2005 году, пригласили прессу, чего обычно не делали.

— Секретов от общественности у нас нет, — заявил председательствующий на мероприятии вице-министр юстиции Сергей Магда.

Дух демократичности и открытости подчеркнула первая, неофициальная, часть коллегии, отданная под проводы на пенсию троих ветеранов системы и награждение победительницы конкурса красоты \»Мисс КУИС\». Наверное, все это должно было подсластить пилюлю, которую предстояло проглотить собравшимся. Ею стал доклад председателя комитета Ергалы Сагалбаева.

То есть он сказал, конечно, и о положительном. Про общеобразовательные школы, функционирующие при колониях, про творческие конкурсы, проводящиеся там же, в конце концов, про сокращение числа заключенных в Казахстане (мы отодвинулись уже на 25-е место в мире и метим в третью десятку).

Однако главным блюдом в лучших традициях перестроечных времен стал негатив. Количество случаев суицида среди \»спецконтингента\» увеличилось до 43 (в 2004-м было 32)…”.

Особое внимание газета “Экспресс К” уделила дню российской дипломатии, так в материале Любови Доблиной “Посольский приказ”, на первой полосе, говорится о том, как отметили этот день в Казахстане: “В честь 200-летнего юбилея российского МИДа 31 октября 2002 года указом президента Российской Федерации был учрежден профессиональный праздник — День дипломатического работника, который отмечается 10 февраля.

История российской дипломатии насчитывает сотни лет. Именно на 10 февраля 1549 года приходится наиболее раннее упоминание Посольского приказа — первого внешнеполитического ведомства России. Сегодня Россия имеет посольства и представительства в 178 странах мира.

— Дипломаты России и впредь будут делать все ради мира на Земле. Мы будем стараться конструктивно взаимодействовать с Казахстаном в рамках сотрудничества и добрососедства, — заявил посол Российской Федерации в Казахстане Владимир Бабичев, открывая праздничный вечер в Российском центре науки и культуры (РЦНК).

На вечере присутствовали послы стран СНГ, США, представители Ватикана и других государств. Вниманию гостей РЦНК представил две интересные фотовыставки. Первый этаж украсили фотографии на тему: \»80 лет эстафеты народной дипломатии\». А стены праздничного зала были увешаны фотоматериалами под общим названием \»Российская дипломатия на службе Отечеству\», иллюстрирующими историю \»посольского дела\» от средних веков до наших дней”.

“ВТО требует жертв”, об этом в “Известиях. Казахстан” материал Дмитрия Покидаева: “В нынешнем году предстоит окончательно определиться с условиями, на которых Казахстан будет входить во Всемирную торговую организацию. Само же вступление в ВТО вполне может быть датировано 2007 годом, при условии, что в ходе переговорного процесса Казахстану удастся “отстоять все свои позиции”. Такой сценарий возможного развития событий был дан министром индустрии и торговли Владимиром Школьником на заседании коллегии министерства.

“Окончательно определяться” нам предстоит с 14 государствами — членами рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО, двусторонние консультации с которыми пока не закончены. Тем не менее уже известен перечень пунктов, по которым от Казахстана требуют уступок при вступлении в организацию. Так, Евросоюз и Канада, по словам директора департамента развития торговой политики и вступления в ВТО Нурлана Сейдали, требуют отменить практику правительственных запретов на вывоз ГСМ в периоды посевной и уборочной как несоответствующую внутренним установкам ВТО по обеспечению свободы торговли и конкуренции. Взамен, нашей исполнительной власти предлагается осуществлять прямое субсидирование закупок ГСМ для сельхозпроизводителей. Несмотря на то, что отказаться от запретов на вывоз ГСМ Казахстану предложено сразу после вступления в организацию, уже в этом году последний вариант субсидирования сельского хозяйства был взят на вооружение правительством: впервые за много лет удешевление ГСМ для сельчан будет производиться не за счет НПЗ, а за счет бюджета.

Помимо сезонных запретов Казахстан, судя по всему, готов пересмотреть и норму в законодательстве, которая обязывает инвесторов использовать отечественные товары в производственных процессах, осуществляемых на территории республики. Коснется ли это требование “казахстанского содержания” в части работ и услуг, пока судить трудно, зато известно, что республика получит взамен: по словам министра индустрии и торговли, “все компании, работающие у нас, должны будут сделать открытыми тендеры и проводить их в нашей стране”, чтобы возможность участия получили и казахстанские производители. Страны — участницы ВТО требуют также исключить всевозможные налоговые преференции для нефтедобывающих компаний, в связи с чем правительство начинает “нащупывать” новые формы своего взаимодействия с нефтедобытчиками, среди которых — механизм социального партнерства, меморандум о котором был подписан Министерством энергетики буквально за день до коллегии…”.

В “Казахстанской правде” опубликован Закон республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики Казахстан по вопросам предпринимательства”.

Сегодня это, пожалуй, главные темы в печатных СМИ.