Долгий демократический путь к тирании

Наши “5000”

“Казахстан”, он и в Казахстане – “Казахстан””

Сакен ТАУЖАНОВ

Так все и случилось. Принесена очередная жертва. Жертва невидимой войны. Экономической или политической – неважно. Главное, что мы снова ощутили на губах солоноватый вкус крови. Когда-то, говорят, казахи были похожи на гордых волков… Теперь от этого наследия осталось лишь жажда ощутить этот теплый солоноватый вкус.

Оригинал афоризма, приведенного в качестве эпиграфа, звучит несколько иначе: “Африка, она и в Африке – Африка”. Но “африканетовские” черты в отчизне прирастают в геометрической прогрессии и ныне перешли в самобытные черты государства в доменной зоне “KZ”. Об этом и речь.

Снова пролилась кровь. Неведомые убийцы сопредседателя “Н.А.Ж.” ещё раз доказали, что им безразличен политический календарь. Если убийство З.Нуркадилова осенью 2005 года “аналитики” отнесли к имиджевой предвыборной стратегии действующего президента: дескать, кругом враги и главное – стабильность. То теперь очевидно, что жертвы предвыборного периода не связаны с президентом Назарбаевым. Как не связано с президентом страны и происшествие близ г.Талгара. Наш глава государства, еще раз доказал, что он — персона, живущая своей одинокой, а потому невидимой, неосязаемой жизнью. Персона, способная управлять разве, что обслугой “Боинга”, летающего между двумя городами на начальные буквы “А”, да водителем лимузина с флажком на табличке государственной регистрации.

“Хороший дом, красивая жена… Что еще нужно, чтобы встретить старость?”… Формула из бестселлера живуча и актуальна в данном случае. Сериал “Моя прекрасная няня” в казахстанской версии ещё не снимался, но сценарий давно готов.

Стоило ли коммунисту и партработнику делать робкие, неловкие “телодвижения” по имплантации религиозных праздников в “болото” под названием “казахстан”, если на этой территории, по-прежнему, люди живут родовой, криминальной философией? Которые, к слову, усиливаются “группой в полосатых купальниках” под названием “Семья”. Каждый житель в доменной зоне “KZ” знает объекты собственности членов семьи президента, и каждый житель страны с литерой “KZ” в душе гордится своим правителем. Недавно аналогичный парадокс констатировал “АиФ”, заканчивая опрос высших чиновников РФ на предмет личной собственности. Жители России, оказывается, откровенно издевались над министрами, “живущими на одну зарплату”. Они предлагали даже учредить фонд помощи неимущим чиновникам.

Снова пролилась кровь. Снова пролилась напрасно. Вспоминаю, как на похоронах Заманбека Калабаевича группа людей с желтыми шарфиками стояла кучно и зло смотрела на окружающих – госпожа Аспандиярова, Ораз Жандосов, Булат Абилов, покойный господин Сарсенбаев… Похожая сцена, похожие лица были запечатлены в старом советском фильме “Мы из Кронштадта”, когда связанных матросов сбрасывали с утеса …

Да, они стояли в стороне от народа. Впрочем, “народ” того заслуживал. Трясущиеся старики, яростно спорящие из-за лишней пригоршни “часов” в вузе, склоняющие молоденьких студенток к интимной связи в обмен на “зачет” в студенческой книжке. Трясущиеся старики, яростно стремящиеся попасть в “луч” взгляда ректора – фаворита САМОГО. И всё ради очередной медальки за некий “инновационный прорыв”. Бесконечный праздник казахского тщеславия требует нового “мяса”. И эти трясущиеся старики, оттесняя молодых, старательно работают локтями, стремясь выгадать еще один год безмятежного существования в стенах “академии наук”.

И вот эти степенные люди, в миру — академики, преподаватели, творческая “интеллигенция”, в свою очередь, обходили эту группу с желтыми шарфиками… Обходили с нарочитой скорбью и печатью достоинства одновременно. Отчасти их понять можно. Академия наук, согласитесь, не место для прощания с персонами, далекими от “храма науки”. Возможно, это была изощренная издевка акима города, который не находит возможности заняться своим истинным призванием – служению Музе. Как бы то ни было, обе категории граждан сыграли свои роли. Как играют свои роли разведенные супруги при случайной встречи. Ни речи на кладбище, ни поминальная трапеза в синтетическом и гламурном “Ритц-Паласе” не убрали атмосферу искусственности всего действа, а лишь усилили её.

Снова пролилась кровь. Снова пролилась напрасно. Никто не уверен, что дело, которому служил покойный сопредседатель “Н.А.Ж.” будет продолжено. Будь то дело государственного строительства. Или “борьба “за справедливость””.

Или попытка добиться субстанции под названием “справедливость”. Какая нужна “справедливость”, если “шаруа”, буквально, боготворит этот “взгляд с экрана”? Повторюсь: Толя Кашпировский – младенец по сравнению с казахстанским вариантом виртуальной и всепоглощающей ЛЮБВИ. А мифический католик Валентин стыдливо уходит прочь при звуках политически “модернизированного” гимна целинников…

Снова пролилась кровь. Единственный “плюс” — мы привыкли к Крови. Нам скучно слушать новости о размороженных городах. Скучно пытаться вникнуть сознанием в остроту проблем нехватки воды, жилья, качественного здравоохранения. Вероятно, скоро станет скучно слушать об очередном убийстве. И рейтинги местных СМИ уже не будут взлетать на невообразимую высоту. Пролитая кровь скоро станет вроде незакрытого крана на соседском дворе. То есть, ассоциируется с пустой, “бесцветной” жидкостью. Она не взывает к мести. Она скорей пугает своим ярким цветом и необычностью. Той “необычностью”, что может покинуть и твою телесную оболочку. Хотя неизвестно, где лучше: Здесь, в “казахстане” или в лучшем из миров…

И мы на этой “красной” реке ворвемся в число “50”-ти…

Однако на этом – Всё! Экзаменов не будет. Все билеты, как всегда, оказались проданы.