Сегодня вышли: “Комсомольская правда. Казахстан”, “Экспресс К”, “Аргументы и факты. Казахстан” и “Литер”.
На страницах печатных СМИ продолжается обсуждение работы Госкомиссии. Но если, скажем, в “Литере” выполняющий обязанности президентской партии “Отан” Бакытжан Жумагулов высказывает критику в отношении нежелания оппозиции войти в нее — здесь вроде все понятно. В то же время в “Аргументах и фактах. Казахстан” в материале “Пак Монклоа” по-казахстански” Нурахмета Кожанова вообще упускается тот факт, что на заседании не присутствовали представители демократических сил Казахстана. Создается такое впечатление, что автор либо вообще не знает, кто представляет у нас оппозицию, перечисляя безыменно присутствующих, как-то: “представители госорганов, руководители политических партий и общественных объединений, депутаты, другие видные общественные и государственные деятели…”, либо же автор намеренно создает видимость, что в работе комиссии принимали участие оппозиционные силы. “Похоже, наступил такой момент, когда крайне важно прийти к единому решению по поводу траектории политического развития. В такой ситуации полезно обратиться к зарубежному опыту”, — говорит он. Затем в качестве примера Нурахмет Кожанов приводит Испанию 70-х, когда испанское общество раскололось на убежденных республиканцев и монархистов: “в октябре 1977 г. между правительством и оппозицией был подписан своего рода договор, так называемый “пакт Манклоа”, что открыло дорогу конструктивному сотрудничеству…”. В подтверждение того, что автор создает иллюзии, хотя и признает, что “разные страны, разные условия”, он говорит и о том, что наличие сторонников двух разных идеологий в Казахстане и их стойких сторонников все же напоминает “испанский закон о политических реформах”. И предполагает, что и у нас будет подписан со временем “своеобразный пакт между властью и оппозицией”. И уж совсем подтверждает наши предположения следующие выводы: “Похоже, налаживание политического диалога у нас дают свои плоды. Подобные схемы уже апробированы в рамках таких диалоговых площадок, как постоянно действующее совещание и Национальная комиссия по вопросам демократизации и гражданского общества”, — как мы помним, в них не принимала участие оппозиция Казахстана.
“Но в главном, — говорит он, — а именно в укоренении в обществе техники компромиссов, мы, кажется, выиграли. И это повод для гордости. Надо сказать, выработать подобный механизм диалога удалось далеко не всем постсоветским странам. В некоторых из них поляризация политических сил достигла своего пика…”. А напоследок Нурахмет Кожанов добавил оптимизма: “Словом, национальный политический диалог задал оптимальную траекторию движения. Хочется верить, что госкомиссия станет отправной точкой на пути ускоренной политической модернизации”.
Открывая “Литер” начинаешь возвращаться в реальность. Сегодня в этой газете не участие оппозиции в работе госкомиссии и.о. партии “Отан” Бакытжан Жумагулов назвал “политическим капризом или борьбой нанайских мальчиков”, подчеркнув при этом, что “претензии и условия, выдвинутые оппозицией, считаю необоснованными и некорректными”.
Ерлан Карин на страницах “Литера” дал развернутое интервью по высказанной вчера в том же издании своей позиции: “Сейчас надо думать категориями ответственной и эффективной политики. Поэтому я считаю, что лидеры тех партий, которые отказались от участия в госкомиссии, должны все-таки пересмотреть свои позиции”, — считает политолог.
О противоречиях, вызванных началом строительства АЭС на Балхаше, рассказывает Айгуль Кисыкбаева в материале “Мирный атом ведет к “войне”. Возможное окончание строительства АЭС намечено на 2015 год Сейчас формируется рабочая группа под руководством премьер-министра Даниала Ахметова, которая должна будет изучить все положительные и отрицательные стороны нового источника энергии Казахстана, рассказывает корреспондент. Однако уже отечественные экологи высказываются категорически против данного объекта, ссылаясь на необходимость развития энергии солнца и ветра: “Дело в том, что любая АЭС через 20–30 лет выходит из строя, – говорит лидер экологического движения “Табигат” Мэлс Елеусизов, – тем более строительство станции на Балхаше неразумно – озеро находится в тяжелом состоянии уже сегодня. А с отходами АЭС до сих пор не знают, что делать. Надо использовать другие источники энергии – на том же Балхаше столько ветра, что один процент этой энергии покроет потребности всей страны. Если же разработчики придут к согласию с общественностью республики, будущую АЭС они планируют окупить за 10–11 лет”, — говорится в материале Айгуль Кисыкбаевой.
Корреспондент издания Аскар Джалдинов в материале “Шорох в братве”, рассказывает о совместной спецоперации полицейских и сотрудников КНБ, в ходе которой были задержаны трое членов ОПГ “Атаба”. В их числе и новый главарь банды, имя которого пока не разглашается в интересах следствия. Братки “погорели” на старых методах, а точнее методах 90-х, — вымогали деньги у бизнесмена взамен на сохранение ему жизни, пишет “Литер”.
Избиратели Уральского маслихата обвиняют депутатов в нарушении их прав и свобод, об этом сегодня в “Экспресс К” рассказывает Вячеслав Куликов в материале “Подметные “именины”. Конфликт возник на почве одновременного переименования сразу 34 улиц в Уральске еще месяц назад. Сразу пять общественных организаций обратились к секретарю городского маслихата Анису Истелюеву, рассказывает Вячеслав Куликов. В открытом письме люди обращают внимание на то, что “переименование улиц Уральска носит спонтанный и непродуманный характер. Более того, оно, по мнению авторов, вступает в противоречие с пунктом 4 статьи 13 закона \»Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан\», поскольку скандальные \»именины\» готовились без какого-либо учета мнения населения. \»Считаем, что массовое переименование улиц города является прямым нарушением прав и свобод граждан, пренебрежением их мнением со стороны народных избранников — тех, кто обязан эти права защищать, — говорится в письме. — Полагаем, что депутатский корпус должен вернуться к повторному обсуждению данного вопроса”. Мало того, что жителям этого города придется переоформлять множество документов, внося в них изменения за свой счет, так еще, как рассказывает автор материала, улицу Мира переименовали в улицу Маншук Маметовой, а улицу Маншук Маметовой, которая уже имелась в городе, в улицу Даулеткерея. Улицу, на которой находится старейший театр, и она так и называлась Театральная, переименовывают в улицу Дины Нурпеисовой. И, наконец, совершенно феноменальный пример, который приводит автор материала, улицу Фурманова переименовали в Курмангазы, а так как это название уже существует в Уральске теперь две ул. Курмангазы! Как прокомментировал в “Экспресс К” председатель маслихата: “По карману жителей города переименование улиц не ударит. Замена домовых книг пройдет безболезненно, как и обращения за необходимыми справками в БТИ”.
При этом г-н Истелюев ссылается на неких спонсоров, вот только о последних ничего не известно ни в паспортном столе, ни в БТИ, а посему и платит пока народ, говорится в материале.