“Лучше один хороший закон “О выборах”, чем все эти комиссии”

Сегодня вышли: “Литер. Неделя”, “Экспресс К”, “Известия. Казахстан”, “Курсив”, “Казахстанская правда”, “Айна”, “Свобода слова”, “Московский комсомолец в Казахстане”, “Страна и МЫ”, “Комсомольская правда. Казахстан” и “Время”.

И вновь о вопросе участия оппозиции в госкомиссии пишут газеты. Начнем с “Литера”. Автор материала “Чтобы помнили!” пытается донести до читателей ситуацию, которая сложилась вокруг вопроса об участии оппозиции в работе этой самой государственной комиссии. Только вряд ли простому обывателю не пользующемуся Интернетом будет понятно, о чем собственно хотел сказать автор. Начинается материал с того, что, мол, госкомиссия начала свою работу, а как бы в ответ оппоненты власти провели собрание оппозиционного блока “За справедливый Казахстан” “…но, если Первый приступил таким образом к выполнению своих предвыборных обещаний, назвав конкретные сроки и дав конкретные поручения конкретным структурам…”, — здесь еще можно понять, кто “Первый”. “То последние похоже, никак не придумают, что же делать с разношерстным блоком, который, по сути, образован был как предвыборный блок…”, – обобщает он. Затем автор вспоминает и о том, что оппозиция ранее, при ПДС и НКВД, ставила условие своего участия в их работе, если в диалоге будет участвовать сам Нурсултан Назарбаев. Теперь же демократы требует и присутствие ОБСЕ, ПАСЕ, ООН и Евросоюза.

“А чего стоит пассаж: “Сегодня мы нужны власти”. И мы в праве диктовать власти свою волю!”? Что-то не видно коленопреклоненных чиновничьих масс, молящих оппозицию войти в палаты белокаменные…”,- пишет автор. По всей видимости, он не читает не только “Литер”, в котором публикуется, но и никаких других изданий, чей был “пассаж” также не указано. Не будем говорить уже об Интернете и “каких-нибудь сайтах”, речь о которых заводит в своем же материале: “…Сложившаяся ситуация забавна тем, что если президент инициировал прямую дискуссию, то оппозиция предлагает обществу дискуссию о том, вступать ли ей в эту дискуссию. Моя тавтология и есть ответ на вопрос: кто же в данном случае “тянет резину”? Сейчас будет проведена дюжина консультаций, совещаний, научно-практических конференций, в том числе и за рубежом, на одну тему: участвовать ли оппозиции в работе Госкомиссии? А это километры печатной площади и гигабайты мировой информационной сети. Таким образом, оппозиция, не производя новых концептуальных идей, полноценно присутствует в информационном пространстве. А чтобы помнили!”. Причем туда же приплетает, не называя ни личность человека, ни к какой партии тот принадлежит, председателя “Ак жола” Алихана Байменова, с плавным переходом, опять-таки на безымянное интервью, без ссылки даже на собственное издание. То есть читатель сам должен догадываться, кому, когда и что сказал человек, имя которого не указано: “Наша либеральная инициатива. Это напоминает знаменитое шоу об участии одной известной партии в работе парламента. Речь идет об одном-единственном месте, но уж эта “дискуссия” была всем дискуссиям дискуссия! Со специальными съездами, политсоветами, тематическими публикациями и даже открытыми письмами. Уже и партия раскололась, и парламенту прочат досрочный роспуск, а неугомонные и принципиальные сторонники своего политического трибуна все еще спорят, все еще обсуждают: быть ему в мажилисе или не быть.

Впрочем, у главного героя этой “мыльной” оперы, разделившего судьбу крыловской Матрены своей “искусной” стратегией дистанцирования между властью и оппозицией, указанная дискуссия — не единственный инструмент присутствия в информационном поле. Даст, к примеру, интервью с заведомыми повторами, а после обвинит редакцию в цензуре, договорится с каким-нибудь сайтом опубликовать соответствующее заявление пресс-службы и посадит сторонников “поститься” на форуме.

Понятно, что только великий демократ посетует на сокращение “согласованного” текста. Чувствуя угрызения совести, а также отдавая должное фундаментальному либеральному принципу свободы слова, мы решили в ближайшее время на нашем сайте опубликовать полную расшифровку этого многострадального интервью — бумага-то не все стерпит, а вот Интернет — качай — не хочу. Царь Петр, конечно, был авторитарным реформатором, но в свое время ввел очень либеральное правило, запретив чиновникам по бумажке выступать, а уж тем, кто называет себя борцом с властью, — сам Бог велел. Читайте и наслаждайтесь нетронутым умом и интеллектом”, — не правда ли сложновато для простого обывателя?! Или газета “Литер” теперь пишет только для определенных людей или человека?

Впрочем, ответ на главный, если так можно сказать, вопрос “Литера” дает газета “Свобода слова” в материале “Новое чудо Казахстан”, под подзаголовком “2 против 30”. Главный редактор издания Гульжан Егралиева называет три причины, по которым оппозиции бесполезно идти навстречу властям “…в госкомиссии нет и не будет свободного творческого процесса, президент все заранее определил. То есть комиссия будет работать под контролем и давлением Назарбаева”, вторая причина, “власть предусмотрительно пригласила на комиссию только 2 человека от оппозиции – Туякбая и Абдильдина. А их там 30, и все – проназарбаевские. Тридцать против двоих, и что это за диалог?”. И, в третьих, это то, что программа, представленная президентом, слишком растянута до следующих президентских выборов, в том числе и минуют выборы в Мажилис парламента, “программа демократизации рассчитана (так решил президент) на 6 лет – с 2006 по 2011 годы”, также говорится в материале.

Здесь же говорится и о словах Олжаса Сулейменова, которые он сказал на госкомиссии: “демократия в мире терпит чуть ли не полный крах. Мол, посмотрим на современную Францию (он имел в виду массовые протесты молодежи по всей стране.) Сказал, что такая демократия опасна и разрушительна. Но, как истинный интеллектуал, не стал ронять себя до полной анафемы демократии и придумал с ходу новую – авторитарную демократию. То есть демократию Авторитета, как в зоне, где пахан устанавливает свои правила битья остальных…”, — подчеркивает Гульжан Ергалиева.

Что касается самих оппозиционных политиков, то их мнение об участии или не участии в госкомиссии пока разные, член президиума движения “За справедливый Казахстан” (ЗСК) Тулеген Жукеев, однозначно сказал, что отказался принимать участие в госкомиссии, “меня лично никто в комиссию не приглашал”. Коммунист Серикболсын Абдильдин за диалог между оппозицией и властью. Свое не участие в первом заседании госкомиссии он объяснил тем, “что организаторы, во-первых, поздно объявили о дате заседания, во-вторых, перед этим мы направили в комиссию несколько постановочных вопросов, но ответа не получили”, он не исключает, что примет участие в работе комиссии, созданной президентом. Сопредседатель партии “Настоящий “Ак жол” Ораз Жандосов также отметил, что к ним приглашение не приходило, более того, он не видит смысла в ее работе, так как вопросы, поставленные на ней давно известны обеим сторонам. “Проблема в том, что не делается ни одного шага в направлении диалога. Лучше один хороший закон “О выборах”, чем все эти комиссии”, констатировал он корреспондентам “Свободы слова”.

Председатель ЗСК Жармахан Туякбай отмечает “серьезный кризис жанра” у идеологов президента. “Ни одна из разработок НКВД или ПДС не стала политической реальностью. Новый поворот и новое название: теперь уже Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Сравните все названия и, как говорится, почувствуйте разницу…”. Жармахан Туякбай делился своим наблюдением “Н. Назарбаев утверждает, что “процесс демократических преобразований не должен быть свернут из-за конфликтов в обществе и внутренних угроз”. Но ведь совершенно очевидно, что природа этих “общественных конфликтов и внутренних угроз” как раз и заключается в отсутствии назревших демократических преобразований!”. Председатель ЗСК считает, что участие оппозиции в госкомиссии возможно только тогда, когда она не будет подотчетна президенту. Также он предлагает власти допустить наблюдателями за работой комиссии ОБСЕ, ПАСЕ правозащитные организации из ООН и Евросоюза. Жармахан Туякбай не отрицает, что диалог между властью и оппозицией возможен, но видит не готовность к этому самих властей, “…если власть серьезно относится к возможному диалогу, то должна пересмотреть свое отношение к формированию состава комиссии, объективному освещению ее работы, прекращению политических репрессий”. Подробней об этом сегодня в “Свободе слова”.

В газете “Айна” опубликовано интервью Розланы Таукиной с Аратом Нарманбетовым: “Генерал Дутбаев будет свидетелем на суде по иску Рахата Алиева”. 17 марта т.г Рахат Алиев подал жалобу в Медеуский районный суд г. Алматы, в которой указал, что в двух интервью г-на Нарманбетова, опубликованных в этом же издании 25.02.2006 г. и 02.02.2006 г., высказывания полковника запаса являются клеветой. “Утверждения являются клеветой, противоречат общеизвестным фактам и входят в прямое противоречие не только элементарному здравому смыслу и ценностям общественной морали, но и наносят урон законам, которые охраняют честь, достоинство и репутацию гражданина”, в частности указано в жалобе. Также вице-министр иностранных дел просит возбудить уголовное дело по ст. 129 УК РК за клевету, соединенные с обвинением лица в совершении преступления. Арат Нарманбетов не признает требования заявителя и “готов бороться за истину. Если суд будет открытым, то общество может узнать много интересной информации. А я ни на кого не клеветал, это однозначно”, — говорит он в интервью. Также полковник запаса считает, что нельзя суду принимать этот иск пока идет следствие по делу об убийстве Алтынбека Сарсенбаева и его помощников, и объясняет почему: “Я знаю, что действия определенных лиц еще не проверялись. Сообщения министра МВД не подтверждено еще ни одним другим источником, а информация, которую озвучил я, уже неоднократно вылилась в прессу из разных источников, анонимных и поименных. О заявлении Дариги Назарбаевой я уже упоминал, но был еще сотрудник КНБ…”. Какого сотрудника имеет он в виду, Арат Нарманбетов не уточнил. Розлана Таукина, поинтересовалась, какое отношение у интервьюируемого к анонимному сотруднику КНБ, чье сообщение также появлялась во всемирной сети, не он ли этот источник. На это её собеседник ответил отрицательно, однако “по стилю, по информации, по изложению событий, я сразу почувствовал и предположил, что автор имеет прямое отношение к нашим органам КНБ, при чем он действительно действующий сотрудник…”, — сказал он. Бывший сотрудник КНБ знал, что его высказывания следствием не будут рассмотрены, по его словам, он высказал данные сведения с целью донести их до следствия через СМИ, а опирался, полковник “на компетентные источники, на материалы, что были в папке Дутбаева, которые ему готовили к докладу…”, — при этом он не уточнил откуда у него такой доступ к секретным сведениям. Арат Нарманбетов вследствие происшедшего считает нужным вызвать в суд экс-председателя КНБ Нартая Дутбаева.

“Казахстан и Китай построят близ Экибастуза электростанцию”, об этом рассказывает Маргарита Никитина, корреспондент “Комсомольской правды. Казахстан”. Однако, как отмечает автор, “вся энергия отсюда пойдет в КНР”. Необходимые договоренности на строительство угольной электростанции уже достигнуты, заявил директор Департамента электроэнергетики и угольной промышленности МЭМР РК Несипкул Бердисбаев, говорится в “Комсомолке”. Согласно проекта объект станет самым крупным в Казахстане.

Как сообщает корреспондент газеты “Курсив” Алмат Аблай, продолжая эту тему, государство также планирует восстановление и реконструкцию уже существующих электростанций. Строительство угольной ГРЭС в Экибастузе по примерным подсчетам китайской стороны обойдется в 4,5 миллиарда долларов, по оценкам же отечественных специалистов — в $6-7 миллиардов, говорится в материале “Нужна энергия”.