С чем “едят” общественное телевидение?

Как всегда вышедшие газеты опаздывают с информацией на сутки. Тем не менее, читать опубликованные на страницах печатных СМИ материалы весьма интересно и есть над чем задуматься.

Газета “Литер” в статье “Бананом по карману” анализирует стоимость продуктов на рынке, поскольку, как это не странно и, несмотря на различные обещания правительства, в Казахстане продолжается рост цен на жизненно необходимые сегодня овощи, фрукты и мясо. Эксперты объясняют это тем, что цены на овощи и фрукты повышены пошлинами стран-экспортеров – Узбекистана и Кыргызстана. Ну и, разумеется, как всегда рост цен обусловлен повышением уровня жизни жителей столиц. Как сообщает “Литер”, правительство решило радикально переломить ситуацию, приняв постановление о дополнительных мерах по стабилизации цен на потребительском рынке. Подписанный в минувшую субботу премьер-министром Даниалом Ахметовым документ касается внутреннего рынка, в большей степени затрагивая два мегаполиса республики – Алматы и Астану, а также регламентирует импорт продовольствия в страну. Впрочем, главной темой документа является контроль над стоимостью продовольственных товаров. Чиновники предполагают, что с помощью специальных площадок для торговли сельскохозяйственной продукцией, упрощения таможенных процедур, в частности, речь идет о принципе “одного окна”, проблема роста цен на овощи и фрукты будет решена. Интересно, что не все приветствуют новшества подаренные вышеуказанным документом. По мнению заведующего отделом финансовых и кредитных отношений НИИ экономики АПК и развития сельских территорий Михаила Сигарева, “инфляция все равно будет расти”. “Необходимо не сдерживать цены, а производить свою продукцию – в Казахстане наблюдается жесткий дефицит на этом рынке”, — говорит Сигарев.

Новшества назревают и в судебной системе. В статье “Электронное правосудие” “Литер” сообщает, что судебная система Казахстана переходит на цифровой формат. В минувшие выходные председатель Верховного суда страны Кайрат Мами представил журналистам пилотный проект SRS Femida, осуществленный при финансовой поддержке миссии ЮСАИД. Система представляет собой несколько видеокамер и микрофонов, установленных по периметру помещения, они подключены к компьютеру, который записывает все что происходит в зале заседания в режиме реального времени. Кстати, согласно свежей информации, о которой вероятно печатные СМИ будут писать завтра, в Астане, с легкой руки председателя городского столичного суда Сайлаубека Джакишева видеокамеры будут установлены, чтобы исключить возможность злоупотреблений со стороны судейских чиновников. По мнению г-на Джакишева, постоянное наблюдение позволит добиться прозрачности в работе судов, снять значительную часть претензий и жалоб со стороны участников судебных разбирательств.

Далее газета предлагает расширенное интервью с политологом Ерланом Кариным, рассуждающим на тему – готов ли Нурсултан Абишевич к кардинальным изменениям в политической сфере. “Понятно, что президент не сможет вести каждое заседание, но он должен хотя бы встречаться с членами рабочей группы (Госкомиссии) для предметного изучения каждого предложения. Встречи в таком рабочем формате, по-моему, будут даже важнее, чем в торжественной обстановке, как это было в первый раз”, — говорит Карин. Также политолог отмечает, что с его точки зрения президент Назарбаев все-таки готов и намерен в ближайшей перспективе осуществить кардинальные изменения в политической системе. “Изменения произойдут независимо от того, как сложится судьба госкомиссии, будет участвовать в ее работе оппозиция или нет. Потому что политическая система не может развиваться автономно от тех процессов, которые происходят в экономике, в обществе. Иначе политическая система теряет внутреннее равновесие, способность к адаптации”, — считает политолог. “…Президент как контролировал, так и контролирует ситуацию, какой бы непростой она ни была. О растерянности можно было бы говорить, если бы он в спешке принял ряд кардинальных кадровых изменений, нарушил бы свой рабочий график. Ведь многие ожидали, что Назарбаев в течение трех-четырех дней встряхнет элиту, резко поменяв собственную команду. Однако Назарбаев выждал время и лишь потом начал принимать какие-то решения, даже сейчас он старается избежать резких, необдуманных действий. Те, кто считает, что Назарбаев растерян или будто бы никак не может решиться на кардинальные изменения, однозначно ошибаются. Назарбаев твердо и уверенно держится в седле”.

Продолжая тему новшеств, “Литер” предлагает вниманию читателей мнения политологов и политиков по поводу смены названия Демократической партии Казахстана, которая, кстати, отныне будет именоваться не иначе как “Справедливость”. Впрочем, как отмечает политолог Досым Сатпаев, от смены имени ничего не изменится. “Демократическая партия Казахстана никогда не играла ключевой роли в партийной жизни страны. И это переименование вряд ли серьезным образом скажется на повышении ее политического веса в глазах казахстанцев. Не стоит забывать, что в партийной системе страны есть партии-гегемоны и так называемые партии-сателлиты. ДПК относится ко второй категории”, — говорит Сатпаев. Однако, по мнению мажилисмена Серика Абдрахманова, лидер ДПК или иначе партии “Справедливость” Максут Нарикбаев опытный политик, а потому выбор в названии партии сделан не случайно. “Считаю, что переименование ДПК абсолютно нормальный шаг. Однако есть одно “но”. Как в известной басне: “А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь”. Есть у нас такие партии, у которых имеется лидер, политбюро, а членов и голосов нет. Конечно, при таком раскладе любые партийные лидеры ищут пути, как заиметь людские резервы”, — отмечает депутат.

“Экспресс К” пишет о несчастных случаях на стройках. В статье “Каска, я тебя не знаю” отмечено, что строители часто работают в состоянии алкогольного, а то и наркотического опьянения, что и является причиной повышения смертных случаев на стройплощадках Астаны. “Многие из-за сверхурочных не высыпаются и сильно устают, что повышает вероятность несчастного случая. Так, одного рабочего убило упавшим бревном, второй погиб в обломках обрушившегося башенного крана, третьего трос затянул в лебедку и так далее”, — говорит директор департамента труда и социальной защиты Сапура Оразова.

Между тем руководство акимата Алматы, решило прокладывать новый отрезок проспекта Сейфуллина от улицы Сатпаева до Аль-Фараби. Как пишет “Экспресс К”, расширить пропускную способность улиц помогает городу корпорация “ВЕК”. Длина нового участка составит 0,5 км. В целом проспект удлинится на 1,7 км. Предполагаемая ширина будущей магистрали в красных линиях по проспекту Сейфуллина и улице Тимирязева достигнет 60 метров. При этом движение по проспекту Сейфуллина будет осуществляться по шести полосам, по улице Тимирязева — по четырем. Расчетная скорость движения по пересекающимся улицам после завершения строительства составит 70 км/час.

Казправда” сообщает, что в Казахстане скоро появится новый вид страхования, со странным определением – “взаимное”. Рекламируя новинку, газета отмечает, что “в отличие от коммерческого, он более дешев и дает возможность застраховаться от нестандартных рисков”. Интерес к “свеженькому” проявили и депутаты, рассмотрев законопроект “О взаимном страховании” и сопутствующие ему поправки. В итоге, замешав сразу несколько тем в одной маленькой статье, журналисты “Казправды” сообщают, что в числе основных достоинств документа является “повышение конкуренции на рынке страховых услуг”.

Общества взаимного страхования — это добровольные объединения граждан и юридических лиц, которые широко распространены за рубежом. Для них предлагается установить либеральный налоговый режим, что позволит им установить более приемлемые условия и низкие тарифы. Предполагается, что они будут двух видов: лицензионные и безлицензионные. Первые займутся обязательными видами страхования гражданско-правовой ответственности, а также страхованием своих членов, если совокупный размер страховых премий превышает 150 тысяч месячных расчетных показателей. Мелкие и средние общества будут осуществлять свою деятельность без лицензии”, — написано в статье.

В следующем материале, газета сообщает о конфликте, возникшем в китайском аэропорту, где 160 казахстанских граждан без пищи и воды провели больше суток. Как пишет газета, группа наших земляков вылетела из Астаны в Урумчи еще 11 апреля. Организатор перелета — туристическая фирма “Саят” обещала своим клиентам за 57 тысяч тенге, плюс гостиница и аэропортовский сбор, удачный перелет, но все вышло с точностью до наоборот. Версий задержки оказалось две. Согласно первой, туристы несколько часов томились в ожидании вылета из-за отсутствия какой-то женщины, входящей в состав группы. Согласно второй версии у пилотов, управляющих казахстанским самолетом, якобы были украдены паспорта, и они не могли прибыть на казахстанскую землю. Между тем командир экипажа, выйдя к возмущенным туристам, заявил, что паспорт у него есть, нет лишь визы. В результате, как пишет газета, причина задержки самолета заключалась лишь в том, фирма, организовавшая поездку, не рассчиталась с китайскими партнерами, и самолет вылетел в Астану лишь после того, как уставшие от 25-часовой задержки, “заложники” позвонили в Минтранском РК.

Продолжая летную тему, “Известия Казахстан” пишет о том, что “Минтранском готов “собирать” казахстанских летчиков”. Надо полагать, что этому сообщению обрадуются оказавшиеся не у дел казахстанские летчики, которых “Эйр Астана” с легким сердцем выкинула за борт. По информации председателя Комитета гражданской авиации Ерлана Кошанова, многие казахстанские пилоты после кризиса в отечественной авиации подались на вольные хлеба и теперь “работают в странах Азии и даже Африки, в то время как наша страна с каждым годом все острее ощущает дефицит квалифицированного и опытного летного состава”. Правда, как пишет газета, пока возвращение казахстанцев в родные пенаты больше напоминает благие намерения, нежели подкрепленную какими-то конкретными планами целенаправленную политику Минтранскома. Единственный аргумент Комитета гражданской авиации в переговорах с подавшимися искать лучшей доли вдали от дома летчиками – это то, что сегодня работа пилота в Казахстане востребована. На самом же деле, причина поисков казахстанских “варягов” заключается в том, что Казахстан ощущает дефицит летного состава, способного эксплуатировать западную технику. По словам г-на Кошанова, минимальная ежегодная потребность республики в пилотах, отвечающих международным требованиям, составляет сегодня около 30 человек. Эту потребность не закрывает даже госпрограмма “Болашак”, по которой в этом году для обучения в качестве пилотов будет направлено за рубеж 25 человек. Возвращение же домой казахстанцев, полетавших в Азии и Африке на западных моделях, позволило бы решить остроту кадрового вопроса: у республики появилось бы время для подготовки их достойной смены.

КП Казахстан” сообщает об уже устаревшей на сегодняшний день новости – “В Астане задержали члена организации “Хизб-ут-Тахрир”. Напомним, у 20-летнего Даврана Абдурасмурова, жителя города Кентау, приехавшего в Астану на заработки, сотрудники столичной полиции изъяли листовки и брошюры, содержащие информацию религиозно-экстремистского толка (“Ислам системасы” (автор Напхани, издательство “Хизб-ут-Тахрир”) и журналы “Аль Вай”). В настоящее время Давран Абдурасмуров находится в следственном изоляторе города Астаны. Ему грозит до двух лет лишения свободы. Кстати, это уже второй случай задержания в Астане членов запрещенной исламистской партии. Правда, предыдущему члену “Хизб-ут-Тахрир” удалось отделаться штрафом, заплатив 50 тыс. тенге.

Следующая статья “Если порядка нет, значит, его не хотят наводить!”, привлекающая внимание читателя, является продолжением опубликованного ранее материала “Станция Матай — криминальный край?”. Как отмечает редакция газеты, читатели звонят в редакцию и рассказывают: “о беспорядках в пассажирских поездах, бездействии сотрудников транспортной полиции и работников железной дороги”. Так, к примеру, строитель Амантай Несипбаев рассказывает: “Я по работе часто езжу на поездах: забитые китайскими баулами тамбуры, вагоны-рестораны, переполненные безбилетниками, предприимчивые проводники, предлагающие свои услуги “зайцам” и коммерсантам. Думаю, об этом знают и начальники поездов, и патрульная полиция. Но никто мер не принимает — беспорядок, похоже, создается по сговору проводников и полицейских”. В свою очередь предприниматель Айнура говорит о том, что 500-1000 тенге проводники с удовольствием перевозят любой багаж – “от товаров народного потребления до наркотиков, контрабандного спиртного и прочего”, а полиция закрывает на это глаза.

Редакция специализированной газеты “Перо и шпага” в материале “Как мы профилем не вышли!” сообщает о том, что сотрудникам газеты “отказано в аккредитации на медиа-форум из-за… тематики”. Доверчивые журналисты заполнили предлагающиеся на сайте www.eamedia.org анкеты ожидали, когда можно будет получить пропускные бейджики. “Но буквально на следующий день после того, как мы, окрыленные надеждой попасть на форум, послали в оргкомитет свои анкеты, в редакции нашей газеты “С пером и шпагой” раздался телефонный звонок и милый девичий голосок сообщил, что в аккредитации нам отказано. Не веря собственным ушам, мы принялись переспрашивать, что да как, да почему отказали. Трубка ответила нежным голосом, что наша ЖУРНАЛИСТСКАЯ газета не подходит для МЕДИА-форума по… профилю!”, — рассказывают своим читателям журналисты газеты “Перо и шпага”. В результате, как выяснилось чуть позже, причина отказа заключалась в том, что для журналистов, освещающих форум, приготовлено всего 30 мест, а желающих так много, что устроителям мероприятия приходится заниматься “искусственным отбором” СМИ, достойных занять эти места. “При этом, — пишет газета, — “селекционерами”, учитывается тиражность и известность газеты, кроме того, принимается во внимание, освещало ли раньше данное средство массовой информации Евразийский медиа-форум. Получается, что всем вновь появившимся СМИ путь на это мероприятие заказан, а разрекламированное гостеприимство организаторов форума и его растиражированная открытость – всего лишь декорация”. Впрочем, редакция газеты “Перо и шпага” все еще надеются на то, что организаторы форума все-таки вспомнят, что “целью Евразийского медиа-форума, как говорится в его документах, “является поддержка профессионального развития евразийских СМИ и распространение информации об особенностях развития Евразийского региона”, — и …ждут ответа.

Не менее интересный материал о дискуссии прошедшей в клубе “Политон”, где речь шла об общественном телевидении. “Наши граждане в большинстве своем – телеманы, у нас нет устойчивой традиции — читать газеты, как в других странах. Поэтому почти 80% информации жители Казахстана получают от телевидения, хотя политически активная часть общества получает информацию и из прессы”, — говорит Сергей Дуванов. Напомним, с инициативой создания общественного телевидения в свое время выступала Дарига Назарбаева. Как отмечает Дуванов, существование общественного телеканала в стране важный принцип, “потому что когда зритель финансирует телеканал, он его считает своим, и в случае, если в государстве возникают попытки ограничить деятельность этого телеканала или закрыть, то, естественно, возникает мощная волна протеста”. В то же время юрист Софья Исенова, говоря об абонентской плате, отмечает, что она дает общественному ТВ большую независимость. “Но мне кажется, что финансовая независимость – это еще не все. Заплатив некую абонентскую плату, гражданин получает право требовать от общественного телевидения определенной отдачи — выражать его мнение, отстаивать его интересы. Представьте себе, смогу ли я обратиться с какой-то проблемой, которая интересует меня, граждан моего квартала, моего района, скажем, на 31 канал или на “Хабар”, чтобы они провели журналистское расследование? Вряд ли эти телеканалы согласятся на подобное предложение, если заданная мной или другими гражданами тема в чем-то не совпадает с интересами хозяев этих телеканалов. Таким образом, общественное телевидение в некоторой степени воспринимается как некий, пусть даже иллюзорный, демократический институт. Приживется ли он у нас – это второй вопрос”, — говорит Софья Исенова.

В то же время отдельные журналисты довольно скептически относятся к участию гражданского общества в создании общественного телевидения. Так корреспондент “Немецкой волны” Анатолий Вайскопф считает, что можно сколько угодно рассуждать об этом, но, скорее всего, уже в ближайшее время общество останется за бортом этого процесса. Журналист также отметил, ссылаясь на данные от специалистов МКИОС, что по поручению правительства, при создании общественного телевидения в Казахстане министерство за основу взяло модель германских публично-правовых телеканалов (ARD и ZDF). В соответствии с этой моделью, основной упор в вещательной политике Казахстанского общественного телевидения будет сделан не на политику и освещение проблем казахстанского общества, а на популяризацию классической музыки, детские программы и на передачи, рассказывающие о культуре и обычаях народов Казахстана. Предполагается на ежегодное содержание Казахстанского общественного телевидения из госбюджета будет выделяться $8 млн., также журналист отметил, что согласно проекту, дабы восстановить затраченную сумму, “ежемесячно каждый владелец телевизионного приемника должен будет выплачивать по 120 тенге. То есть, если у человека в доме два телевизора, то он будет платить 240 тенге, три – 360 и т.д.”. Предполагается, что в качестве основы для создания Казахстанского общественного телевидения, по словам специалистов, работавших в министерстве в 2003 году, выступит государственный телеканал “Казахстан”, поскольку он единственный в республике, который охватывает 100% территории страны. “Хочу заметить, что данный проект создания общественного телевидения, скорее всего, “всплывет” в Парламенте уже в ближайшее время. Не стоит забывать, что в тот момент, когда Казахстан стремится возглавить ОБСЕ в 2009 году, его неучастие в ПАСЕ будет восприниматься как нонсенс. Тем более что в настоящий момент членами ПАСЕ являются все страны СНГ за исключением Туркменистана, Беларуси и Казахстана. Понятно, что Казахстану такая ситуация не очень-то нравится”, — говорит Анатолий Вайскопф.