Что мешает национальному диалогу слабость, амбиции, отсутствие культуры?

Сегодня есть несколько тем, которые можно было бы назвать – “Темой дня”. Это и проблема праворульных автомашин, и борьба студентов с наркотиками, и снос памятника Ленину в Семипалатинске, внутриполитические интриги, и вопрос о создании площадки для диалога …

Кстати по последней проблеме в еженедельнике “Мегаполис” вышла гигантская статья “Перезагрузка-2006”. Автор материла Александр Гурьев из Астаны, пытается объяснить читателям, “что мешает политическому диалогу: бегство от себя или новые правила игры?”. Начав с того, как проходило первое заседание госкомиссии, возглавляемое президентом страны, автор отмечает, что в отличие от всех присутствующих, высказавших полное единодушие с главой государства, белой вороной оказался лидер партии “Ак жол” Алихан Байменов, который озвучил свою позицию и предложил “не оппозиционным партиям идти в Госкомиссию, а Госкомиссии (в лице рабочей группы) двигаться навстречу партиям, согласовывать свое видение конституционной реформы”, а также “ввести на государственных каналах рубрику “Национальный диалог”, предусмотрев участие в ней лидеров всех политических партий”. В связи с этим автор предположил, что данное заявление Байменова означает: либо то, что лидер “Ак жола” решил собственными силами исправить политический диссонанс, либо то, что он, утративший за последний год немало политических очков, не прочь вновь примерить роль “выразителя гласа” оппозиции. Кстати, поясняя причину невозможности политического диалога между властью и оппозицией, Александр Гурьев отмечает, что одной из причин является отсутствие в стране так называемой политической культуры, которая не позволяет нынешним лидерам от власти и оппозиции перешагнуть гордыню и начать совместную работу. “Слишком много на душе горьких обид и незалеченных ран, да и, к сожалению, ментальность наша такова, что для всех сторон диалог с оппонентами будет похож на полную капитуляцию. Тот, кто сделает шаг навстречу, рискует выглядеть слабаком”, — приходит к заключению автор.

В свою очередь, газета “Литер” также пытается объяснить “Причины нежелания” лидеров оппозиции принять участие в диалоге с властью. Подготовивший материал Игорь Неволин из Алматы предполагает, что “лидеры оппозиции, скорее всего, несамостоятельны в принятии решений”. Пытаясь это доказать, автор выводит следующую аксиому: “…В Казахстане всего один-единственный подлинный оппозиционер – Серикболсын Абдильдин, а остальные лишь слабенькие актеры”. Впрочем, видимо, забыв о том, что аксиомы, как правило, не требуют доказательств, г-н Неволин все же пытается подвести основу под сделанный вывод. Доказывая, что Серикболсын Абдильдин единственный в стране оппозиционер, имеющий формальные и моральные основания проигнорировать работу комиссии, автор подкрепляет это тем, что в документах КПК не ставится задач по созданию в стране новой системы ценностей, и во главу угла вынесена идея незыблемости права на частную собственность и прочие либеральные атрибуты. “Поскольку коммунисты не скрывают, что капиталистическое хозяйство им не по душе, следовательно, для них нет никакого смысла обсуждать в опросы модернизации, то есть дискутировать на тему качественного улучшения чужой для этой партии социально-политической системы”, — пишет Неволин. Что касается остальных лидеров казахстанской оппозиции, то автор по сути дела обвиняет их в отсутствии интеллекта и в наличии чрезмерных амбиций. Ссылаясь на мнение политологов, он отмечает, что “сейчас “борцы с режимом” если не ищут личных выгод от торга с представителями президентской администрации, то просто боятся выйти в зал заседаний”, для того, чтобы в дискуссии с представителями власти открыто отстаивать свои взгляды и позиции.

Впрочем, все же, наверное, стоит отметить, что уже далеко не первый раз журналисты и аналитики рассуждают о возможности политического диалога между властью и оппозицией, не раз со страниц печатных СМИ политики и политологи высказывали свое мнение по поводу этой проблемы. Но, учитывая, что, несмотря на наличие в стране нескольких политических площадок, диалог по-прежнему не состоялся, надо полагать, что эта тема еще долго останется актуальной и будет муссироваться в прессе, а пока – переходим на социальные темы.

Кстати, наиболее интересной, и, наверное, не менее актуальной является тема запрета ввоза “праворулек” на территорию страны и увеличение таможенных пошлин. Как сообщает газета “КП Казахстан”, инициатор этих предложений — министр индустрии и торговли РК Владимир Школьник. Автор материала Тохнияз Кучуков ссылается на заявление Школьника, который говорит, что увеличение таможенных пошлин будет дифференцированно — в зависимости от срока эксплуатации ввозимого авто. За автомобили от трех до семи лет предполагается брать пошлину от 1,5 до 2 евро за кубический сантиметр объема двигателя. А за машины старше семи лет — около 2,5 евро. Нынешняя же пошлина в 10% останется лишь для новых автомобилей. Аргументируя свое заявление, Владимир Школьник отметил, что данное новшество необходимо, прежде всего, в связи с тем, что на дорогах станет меньше аварий и улучшится экологическая обстановка. Также министр сослался на тот факт, что в странах Евросоюза, в России, на Украине и в других государствах СНГ подобные меры уже приняты. В то же время, надо отметить и мнение многих автолюбителей, которые отмечают, что стоимость автомобилей значительно увеличится и машины в Казахстане станут не средством передвижения, а роскошью, да и уровень жизни населения Казахстана далеко не соответствует аналогичным показателям в странах Евросоюза. Кстати, год назад в Алматы в защиту своих праворульных любимцев на центральную площадь вышли митинговать около 5 тысяч водителей. Тогда власти пошли на уступки, и вопрос запрета ввоза автомобилей с правым рулем был снят. По словам некоторых автолюбителей, они и сегодня намерены выйти на площадь с протестами. Кстати, Тохнияз Кучуков не поленился и посчитал, что автомобиль 97 года, исходная стоимость которого 5 000 евро, при введении новых пошлин и НДС 15%, обойдется казахстанским автолюбителям уже не в 6 382,5 евро (сейчас), а в 12 995 евро. Разница, надо сказать, существенная!

В то же время газета “Литер” пишет о том, что через пять лет в Алматы число автомобилей на душу населения удвоится. Как отмечает в своем материале “Встречная полоса” Нэля Садыкова, около 80% участников опроса республиканского Центра этнополитических исследований назвали ситуацию в дорожно-транспортной системе Алматы близкой к критической. Повышенную аварийность создают не только переизбыток автомобилей, большое количество изношенного транспорта, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия и большое число автолюбителей не соблюдающих правила дорожного движения, но и то, что в мегаполисе не предусмотрены соответствующие места для автостоянок. В дневное время едва ли не половину пространства центральных магистралей занимает стоящий транспорт. К примеру, в Алматы на перекрестке улиц Абая-Ауэзова очень трудно ездить из-за того, что автомашины припаркованы чуть ли не в три ряда. Такая же ситуация около всех офисных зданий. Но если проспект Абая достаточно широкий, то говорить о ситуации на узких улицах вообще не приходится. По словам директора казахстанского дорожного научно-исследовательского института Багдада Тельтаева, при таком скоплении техники дорожная сеть Алматы должна развиваться уже по другим законам. “Метро, строительство автомобильных развязок и эстакад должны разгрузить мегаполис более чем на 40%. Пока она улучшается в 10 раз медленнее, чем идет автомобилизация”, — говорит Тельтаев.

В свою очередь, “Казправда” также поднимает проблему автомашин, но только несколько в ином ракурсе. В своей статье “Обжигают горючего цены” председатель общества защиты прав потребителей “Адилет” Кабыкен Закарьянов предполагает, что возможно в этом году цены на горючее вновь взлетят вверх. “В конце прошлого года, когда цены на бензин вдруг пустились в галоп, заместитель акима Астаны М. Толибаев провел специальное совещание с представителями госорганов и собственниками автозаправочных станций, на котором шла речь о “замораживании” цены на ГСМ. Какое-то время эффект от того разговора длился, но вот уже слышится: мол, исчерпаны “внутренние резервы”, — пишет г-н Закарьянов. Также он отмечает, что передвижной лабораторией на некоторых автозаправках Астаны обнаружен недолив. Так, к примеру, автор пишет, что на АЗС ТОО “АНСО”, расположенной в районе магазина “Горизонт”, в присутствии оператора-кассира С. Демеуовой и старшего оператора К. Бризовой, при контрольном отборе мерником бензина установлен недолив АИ-92: на 10 литров нехватка в 300 миллилитров. “Об уважительном отношении к клиентам даже говорить не следует: персонал вел себя агрессивно, предлагали представителям потребительского общества покинуть территорию, отказались пригласить руководителя”, — говорит Закарьянов. Впрочем, что и говорить, ведь подобные проблемы есть не только в Астане, но и в Алматы, да, наверное, и в других городах Казахстана.

Следующая тема, на которую обратили внимание печатные СМИ – “Второе пришествие Ленина”. Светлана Михайлова из Семипалатинска в “Экспресс К” рассказывает, что 11-метровый памятник вождю пролетариата, некогда венчавший главную площадь Семипалатинска был перемещен на окраину города. Надо сказать, весьма занятный слог автора статьи. Описывая удивление жильцов маленькой улочки, Светлана Михайлова пишет: “Субботнее удивление жильцов сменилось воскресным недоумением, когда к распиленному пополам торсу вождя пролетариата добавились еще полдесятка его гипсовых бюстиков, стоящих вперемешку с бюстами Кирова и Дзержинского. “Коммунисты идут, точно идут!” — ехидно заявила соседка баба Зина. – “Ну, теперь они придут к власти и покажут всем бизнесменам с-ным!”. Что именно покажут коммунисты местным акулам бизнеса, баба Зина не уточнила. Однако после ее слов толпа членов КСК, собравшихся по поводу загадочного “заселения” сквера фигурами видных партийных деятелей СССР, заметно поредела… Фигуры и бюсты подвергались порче как естественной, так и умышленной — со стороны нынешней безыдейной молодежи. А тут раз — и перевезли их на новое место жительства — в кусты сквера по улице Жамакаева”. Жаль только, что выяснить, куда подевалась голова В.И.Ленина, и почему скульптуры, призванные облагородить скверик, расставлены как-то неживописно, т.е. попросту брошены вразнобой, журналисту так и не удалось. А то занятно было бы узнать мнение по этому поводу главного архитектора Семипалатинска г-на Кокиланова, который якобы владеет полной информацией.

Впрочем, на некоторые вопросы он все же ответил, но только корреспонденту “КП Казахстан” Даниле Денькову. “Территория, на которой расположилась аллея, раньше принадлежала Медицинской академии, здесь хотели построить еще один корпус. Сейчас землю продали одной строительной компании. Теперь на этом месте планируется построить многоэтажный жилой дом, — сообщил заведующий отделом архитектуры и градостроительства Семипалатинска Калдыбек Кокиланов, тут же добавив, что раньше “возле Медицинской академии памятники постоянно ломали и разукрашивали, на новом месте они будут в безопасности”.

Кстати, еще одну (не менее важную в социально-патриотическом плане) тему освещают сегодня газеты. Так, газета Известия Казахстан” целых две статьи посвятила проблеме борьбы с наркотиками. И если в первой “Студенты воюют с ночной наркоторговлей”, название говорит, о чем вообще идет речь, то во второй автор пытается выяснить, “Кто поставит заслон дурману?”. Впрочем, автор материала Асель Ержанова уверена, что борьбу молодежи с наркобизнесом нельзя назвать безрезультатной. К примеру, по мнению автора, представителям администрации клуба “Дафрик” вдруг стало стыдно, да так, что они решили провести пресс-конференцию, на которой в общем-то, опять-таки по мнению автора, было весьма скучно. Между тем присутствовавшие участники пресс-конференции хотелось услышать что-то более серьезное о сути проблемы. “Например, о том, какие меры будет предпринимать администрация клуба “Дафрик”, чтобы не занимать “почетное” третье место в рейтинге по распространению наркотических веществ, и какие гарантии они могут дать родителям несовершеннолетних посетителей клуба. И почему вдруг хозяев клуба посетила мысль о проведении такой акции, как “Дафрик” и я против наркотиков”. Может, их повергло в шок происшествие в ночь с 4 на 5 марта 2006 года, когда группа сотрудников МВД устроила в клубе проверку и обнаружила наркотики. Администрации клуба тогда пришлось выплатить солидный штраф”, — пишет г-жа Ержанова. Одно только плохо, как выяснилось в итоге, представители администрации клуба в спешной попытке смыть черное пятно, не подготовились как следует и не дали студентам четкого и вразумительного ответа на вопросы.

В заключение, обзора вышедшей сегодня прессы, отметим, что многие газеты вспомнили о юбилее поэта, с именем которого связана целая эпоха. Так Канат Саудабаев в статье “Олжас, которого я знаю” рассказал читателям “Экспресс К” о том, каким был поэт несколько лет назад. “Судьба одарила меня встречами со многими замечательными людьми, но Олжас Омарович и среди них стоит особняком. Наша первая встреча состоялась в далеком 1964 году, тогда ему было 28 лет, а мне — 18. На той первой встрече с Олжасом он не только дал мне свое авторское благословение на программу из его стихов, но и стал моим духовным наставником. И эти добрые отношения продолжаются уже 42 года”, — вспоминает автор. — Его воспринимали в основном как пламенного поэта-трибуна, но я все больше убеждался, что он по своей сути человек глубоко лиричный, легко ранимый, с обнаженным сердцем”. В то же время, как ни странно, газета “Казправда” предлагает своим читателям ознакомиться с мнением Олжаса Сулейменова в интервью “Олжас Сулейменов: Мои взгляды меняются”. Писатель работает для общества. Его слово направлено на совершенствование человека. Мы создаем мир внутри себя. А потом тиражируем эту модель мира, пытаясь внедрить ее в сознание своих читателей. Что же касается поэзии, так это вообще дело общественное, а поэт — общественный деятель. У талантливого творца даже в лирических стихах, казалось бы, в личных мотивах, как в капле воды, отражаются настроения целой массы людей, обобщенный людской опыт. То, насколько поэт способен выразить именно это общее, и определяет его масштаб, как творческий, так и личный. А если поэт выражает только свои, личные переживания, это не поэзия. Это хобби”, — заметил Олжас Сулейменов.

Несколько иначе преподносит эту новость “Мегаполис”. В очень скупой заметке “Признание отчизны” отмечено, что к 70-летию Олжаса Сулейменова глава государства преподнес поэту подарок. Писатель, председатель общественного антиядерного движения “Невада − Семипалатинск”, постоянный представитель республики при ЮНЕСКО награжден орденом “Отан”.