Мурат Телибеков: “Мне часто бывает стыдно за мусульманское духовенство…”

Мурат Телибеков

При министерстве юстиции Казахстана создан Комитет по делам религии, призванный регулировать отношения между государством и религиозными организациями. Между тем, первое заседание нового ведомства вызвало много нареканий. Не обошлось и без скандала: в ответ на обвинения руководителей ДУМК христианские лидеры заявили, что в религии не допустим диктат. Как это ни странно, но многих из обвиняемых даже не пригласили на заседание. Так, например, деятельность Союза мусульман Казахстана (СМК) и суфистской организации предпочли обсуждать без их присутствия. Хотя участники заседания желали выслушать и противную сторону. Чтобы восполнить этот пробел, журналистам пришлось самим пуститься в поиски руководителя СМК Мурата Телибекова.

***

— Каковы впечатления от первого заседания нового ведомства?

— Обнадеживает тот факт, что государство прислушивается к доводам о необходимости сближения религии и государства — это принципиальная позиция СМК. Создание нового комитета мы рассматриваем именно в этом контексте. Хочется пожелать, чтобы деятельность ведомства не ограничилась жестоким контролем и репрессиями. Духовенство должно увидеть в новом комитете, прежде всего, доброжелательного партнера.

Огорчает неконструктивная позиция мусульманского духовенства. Вместо того чтобы приложить усилия по примирению и консолидации религиозных партнеров, оно занялось разжиганием междоусобицы. Откровенно говоря, мне часто бывает стыдно за мусульманское духовенство. Представьте, если бы на съезде лидеров мировых религий казахстанский Президент вдруг обрушился бы с нападками на протестантов и католиков. Это было бы в высшей степени бестактно! Духовному управлению следовало, хотя бы время от времени принимать во внимание официальную позицию страны. Агрессия священнослужителей во многом объясняется неудачами в духовной сфере. Никто не хочет признавать, что успехи религиозных оппонентов объясняются, прежде всего, высоким профессионализмом и преданностью своему делу. Этих качеств часто не хватает мусульманскому и православному духовенству. Мы видим типичную картину: опека государства ведет к тому, что привилегированные субъекты становятся абсолютно неконкурентоспособными.

А почему пришелся не по душе Союз мусульман Казахстана?

— ДУМ видит растущий авторитет СМК, снижение собственного влияния, и пытается воспрепятствовать этому. К тому же мы критикуем недостатки и злоупотребления духовенства. Хочется надеяться, что Комитет по делам религии займет в этом отношении принципиальную позицию. Мы также ожидаем, что будет наведен порядок в организации хаджа и духовного образования, достигнута финансовая прозрачность религиозных заведений. Приведу небольшой пример. Недавно Исламский банк развития (ИБР) выделил солидный грант Духовному управлению. Когда мы предложили огласить в печати этот пример позитивного сотрудничества, то встретили категорическое возражение со стороны руководства ИБР и официального духовенства. Почему? Вопрос остался без ответа. Ситуация парадоксальная. Любой казахстанец может получить исчерпывающую информацию о бюджете Министерства обороны Казахстана, КНБ и МВД. В Интернете легко найти данные о бюджете ЦРУ и Пентагона. Но бюджет Духовного управления мусульман – тайна за семью печатями!

Вас часто упрекают в том, что СМК является частью секты Ахмади.

— Мы многократно повторяли, что не имеем к этому движения никакого отношения. С таким же успехом в пособничестве ахмадийцам можно упрекнуть поэта и депутата Мухтара Шаханова, супругу акима В.Храпунова г-жу Л.Бекетову, которые нанесли визит руководству ахмадийцев в Лондоне; писателя Ролана Сейсенбаева, являющегося официальным членом и основателем этой организации в Казахстане. Если встать на позицию ДУМ, то к сторонникам ахмади необходимо причислить весь алматинский акимат, а также правительство Казахстана, ведь главный инспектор аппарата Акима г.Алматы по связям с религиозными объединениями, член Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве РК В.А.Иванов участвовал в работе съезда ахмадийцев. Вот небольшая цитата из его лондонского доклада: “Наша страна лежит между Азией и Европой, и там встречаются многие религии Запада и Востока, которые свободно отправляют свои обычаи и обряды. И вот на нашей земле расцвёл ещё один цветок. 10 лет назад возникла община Ахмадиа. Сейчас число общин увеличилось, они приобретают здания для мечетей. Надо отметить открытость и честность этих людей. Они все действуют в рамках Конституции и законов при полной неограниченности свободы совести. Пришлось много встречаться с ахмади, читать их книги. Некоторые просветили мне много вопросов, чтобы узнать правду об этой религии. И сейчас, когда перед религией стоит много задач, деятельность ахмади направлена на просвещение всех по правильному пониманию места человека на земле. Ваши идеи ваша община давно связана с нашей страной… Ваши идеи и те программы, которые вы осуществляете, помогают людям, вызывают к вам заслуженное уважение во всём мире. Ваш лозунг: “Любить всех, ненавидеть никого”, – сейчас получает новое актуальное звучание”.

Воистину, правая рука не ведает о том, что творит левая!

Официальное духовенство не может инкриминировать нам экстремизм или терроризм, поэтому единственным поводом для травли стал визит в лондонский офис Ахмадийской общины. Если наши представители завтра примут участие в космической экспедиции, то уверен — духовенство тут же обвинит нас в тайной связи с инопланетянами. Кстати, кроме Англии мы посетили Иран, Саудовскую Аравию, Малайзию. Следующим этапом, по-видимому, станет обвинение в осквернении Священной Каабы, передаче ядерных технологий Тегерану и попытке взорвать знаменитые небоскребы в Куала-Лумпур.

— СМК получил официальную регистрацию?

— Организация “МАК – СМК” (Muslim Association of Kazakhistan – Союз Мусульман Казахстана) официально зарегистрирована в департаменте юстиции г. Алматы 07 апреля 2005 года. Регистрационный номер свидетельства № 69675-1910-Ф-д. Кстати, официальное духовенство и прокуратура до сих пор не оставляют попыток аннулировать государственную регистрацию СМК.

— Какова цель Союза мусульман Казахстана? И прочему нельзя функционировать в рамках Духовного управления мусульман?

Вся беда в том, что ДУМ отрицает всякую возможность конструктивного диалога. СМК неоднократно предпринимал такие попытки, но безуспешно. Между тем ситуация такова, что необходимо срочно принимать меры в области религиозного просвещения. Неспособность официального духовенства интерпретировать ислам в новых условиях привело к тому, что большая часть населения попадает под влияние зарубежных миссионеров, которые под личиной религии преследуют свои политические цели. Цель СМК — формирование демократичной модели ислама с учетом национальных и государственных интересов Казахстана, возрождение духовности, противостояние религиозному экстремизму и активное участие мусульман в общественно-политической жизни страны.

В чем причина неудач мусульманского духовенства?

— Наши лидеры должны демонстрировать людям, прежде всего, высокую культуру. Не следует забывать, что нынешним руководителем ДУМ является светский ученый, профессор. Этот человек защищал свою диссертацию и убеждал оппонентов, используя, прежде всего, методы научной аргументации, но отнюдь не поддержку прокуратуры и КНБ. Так почему же сегодня, возглавив казахстанский муфтият, он вдруг изменил своим принципам? Поймите, на Духовное управление возлагается, прежде всего, воспитательная миссия. Это, по сути, идеологический аппарат. Силовые функции в государстве успешно выполняют МВД, КНБ, армия. Зачем официальному духовенству брать на себя карательные полномочия?! Мне тоже порой не нравится деятельность некоторых нетрадиционных конфессий, методы их работы. Но мы, мусульмане, должны научиться побеждать оппонентов на интеллектуальном уровне. Если паства уходит к другому священнику, значит плохо мы работаем. Значит, не пользуемся доверием и уважением. Мусульманские лидеры должны демонстрировать искусство убеждения и покорять людей своим благородством. Это не просто. Здесь надо приложить усилия и напрячь мозги. Гораздо легче написать донос и упрятать за решетку.

Критике подверглось и общество суфистов…

— Мне не понятно молчание суфистов. Никаких заявлений, публикаций в печати. Я не вижу в этом логики. Если у человека есть убеждения, он открыто их защищает, отстаивает, вступает в полемику. Одно из двух: или суфистов сильно запугали, или все это неискренне… Однажды я предложил одному из лидеров суфистов принять участие в дискуссии. Меня удивил его ответ: “Я должен согласовать со своим руководством”. Удручающая зависимость. В Союзе мусульман каждый волен выступать – где угодно и как угодно. Лишь один Аллах нам судья и учитель.

— Какова численность СМК?

— В первые дни возникновения Союза мусульман в него вошло семь мусульманских организаций. Однако после давления официального духовенства многие были вынуждены выйти из СМК. В настоящее время президиум состоит из 10 человек, и занимаемся мы в основном просветительской и правозащитной деятельностью, используя средства массовой информации. Регистрацию членов организации не ведем, но двери открыты для всех. Откровенно говоря, мы не стремимся сегодня наращивать и демонстрировать свою численность, потому что уверены — это вызовет незамедлительную реакцию властей. Представители официального духовенства уже предупреждали нас, что приложат все усилия для того, чтобы депортировать руководство СМК из страны. В подтверждение враждебной кампании приведу несколько примеров. Недавно руководитель молодежного департамента СМК был исключен из казахстанско-египетского университета “Нур-Мубарак”. Это произошло сразу же после того, как руководству стало известно о его принадлежности к нашей организации. Не помогли ни ходатайство Посла Египта в Казахстане, ни просьба директора Египетского культурного центра. Мы написали письмо к министру образования Б.Айтимовой с просьбой восстановить справедливость, но ответа нет до сих пор, хотя прошло уже полгода. Другой пример: один из учредителей Союз мусульман перестал вовремя получать пенсию. Таким образом его пытались склонить к закрытию СМК. После обращения к министру Г.Карагусовой виновники были сурово наказаны. Вы знаете, министра социального обеспечения часто критикуют за недочеты в работе, но по большому счету это человек удивительно благородной души. Всевышний Аллах вознаградит ее за добрые дела.

— У вас не возникало желание временно приостановить деятельность Союза мусульман, хотя бы в целях безопасности?

— Наша деятельность не противоречит закону, поэтому не вижу для этого повода. Хотя в последнее время к нам поступают тревожные сигналы о готовящихся провокациях. Весьма характерным стал последний инцидент, когда полиция доставила меня в прокуратуру, чтобы в сотый раз задать один и тот же вопрос: “Кто вас финансирует? На что вы живете?”. Чиновники не верят, что люди работают бесплатно, для души. У них это не укладывается в голове. Союз мусульман не имеет даже банковских счетов, никто не получает зарплату. Однако прокуратура упорно настаивает на том, чтобы провести финансовую проверку, причем непременно в офисе. Слава Аллаху, у нас много друзей и сочувствующих. Так вот, они предупредили, чтобы мы ни в коем случае не допускали их в офис. В противном случае там будут “обнаружены” наркотики, террористическая литература и взрывчатые материалы.

— Неужели все настолько серьезно?

— Сейчас мы готовим письма на имя руководства страны, а также в международные организации с призывом обратить внимание на тревожную ситуацию вокруг Союза мусульман Казахстана. Возникла реальная угроза жизни и здоровью членов нашей организации. У меня порой возникают подозрения в том, что идет подспудная расчистка идеологического пространства для беспрепятственной деятельности экстремистских и террористических организаций. Возможно, их хотят использовать нечистоплотные политики в борьбе за власть. Хочу предостеречь: изначально “Аль Каида” тоже задумывалась всего лишь как “санитарно-профилактическая служба”. Однако впоследствии они обратили оружие против своих хозяев.

— Вам приходилось соприкасаться с представителями радикального ислама?

— В основном на международных конференциях. Кстати, приведу высказывание одного из них о деятельности мусульманских либералов: “Вот вы публикуете свои статьи, пытаетесь убедить противников, взываете к совести и состраданию. Но чего вы добились?! Вас преследует прокуратура и полиция, суды выносят несправедливые приговоры. Ваша деятельность бессмысленна! Это зло можно одолеть только силой оружия. Вливайтесь в наши ряды, и не тратьте попусту время. В противном случае вас уничтожат физически”. Конечно же, мы с ними не согласны. И, тем не менее, хочу сказать, что миллионы казахстанских мусульман внимательно наблюдают за нашей попыткой наладить мирный диалог с властью и официальным духовенством. От этого противостояния зависит их выбор.