Оразалы Сабденов: “Социальный аспект тянет нас вниз”

О перспективах Казахстана войти в число 50-ти самых конкурентоспособных стран мира

О перспективах Казахстана войти в число 50-ти самых конкурентоспособных стран мира, о технологическом развитии и состоянии научного потенциала республики наш разговор с директором Института Экономики Академии наук Казахстана, Оразалы Сабденовым.

***

— Недавно Всемирный Давосский Форум представил данные по конкурентоспособности Казахстана за 2006 год. Какова Ваша оценка индекса конкурентоспособности республики?

— Во-первых, Всемирный Давоский Форум уже давно определяет конкурентоспособность стран всего мира, Казахстан начали анализировать только с прошлого года. В индекс конкурентоспособности входят три показателя. По интегральным показателям Казахстан в прошлом году оказался на 63 месте, по макроэкономике на 41-м, а по индексу технологического развития мы заняли 77 место — вот где главный корень. Индекс технологического развития это инновации, новые технологии, техника.

— А можно ли привести примеры для сравнения, скажем Россию?

— Россия занимает 74 место по данному показателю. Однако в отношении России это субъективно, потому что науку и экономику России нельзя сравнивать по технологическому индексу. У России мощнейший оборонный комплекс, ядерные центры, физико-технические центры, сильная фундаментальная наука. Россия должна быть еще выше. Поэтому, когда Давосский Форум оценивал Россию, я думаю, что здесь имело место предвзятое отношение.

Получается, что Россия находится практически на одной ступени с Казахстаном. Надо честно признать, что на самом деле Россия находится намного выше Казахстана. Здесь повлиял политический фактор и субъективное отношение развитых стран к России.

Индекс по развитию общественных институтов Казахстан занимает 76 место, Россия на 6 –7 показателей впереди нас. На что необходимо делать упор, так это на технологическое развитие и развитие общественных институтов.

Теперь Всемирный Давосский Форум определил индекс роста конкурентоспособности. Если индекс конкурентоспособности экономики оценивался тремя показателями, то индекс роста конкурентоспособности или индекс глобальной конкурентоспособности оценивается девятью показателями (конечно, каждый из девяти показателей есть множество подпоказателей). Если в прошлом году Казахстан по индексу глобальной конкурентоспособности был на 51 месте, то уже в этом году он скатился на 56 место. По индексу глобальной конкурентоспособности Россия занимает 62 место, Азербайджан 64 место, Украина 78 место, Армения 82 место, Грузия 85 место, Молдавия 86 место, Киргизия 107 место. Надо иметь в виду, что индекс конкурентоспособности экономики и индекс глобальной конкурентоспособности абсолютно разные.

Индекс глобальной конкурентоспособности включает девять показателей это общественные институты, инфраструктура, макроэкономика, здравоохранение и начальное образование, высшее образование отдельно, рыночная эффективность, технологичность и организованность бизнеса, и последний показатель инновации.

По общественным институтам имеется 15 индикаторов. Это права собственности, общественное доверие к политикам, независимость судов и т.п. Нам всем известно, что везде надо давать взятки и в итоге у тебя собственности не останется, доверие к политикам делается путем опроса, о независимости судов и речи быть не может. Фаворитизм решения правительственных чиновников. Проекты и тендеры дают своим знакомым за взятки, неэффективность государственных расходов, некоторые чиновники имеют мерседесы в Алмате и в Астане. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса также оставляет желать лучшего. Надежность полицейских услуг — здесь комментарии излишне. Организованная преступность здесь тоже комментарии излишне. Повсюду взятки и коррупция.

Например, когда я был в России, в преддверии Саммита Большой Восьмерки, обсуждая за круглым столом широкий круг вопросов, никто из участников не поднимал вопроса о проблемах Центральной Азии. Хотя здесь наркотрафик, коррупция, низкий уровень жизни и многое другое.

— Но ведь коррупция есть везде.

— Да коррупция везде есть, но чем выше уровень демократии и цивилизованнее государство, тем уровень коррупции ниже. Если государство занимает одно из последних мест по уровню коррупции, это говорит о том, на каком уровне развития мы находимся в плане демократии, реформ, уровня жизни. Например, сравним с Россией, ведь все познается в сравнении. У нас 5-6 миллиардеров большинство, из которых не являются гражданами Казахстана, а в России в официальных публикациях вы найдете несколько сотен миллиардеров.

В России, Казахстане и во всех странах СНГ высокий уровень коррупции, но я уловил отличающий момент в России. Когда молодежь заканчивает Педагогические ВУЗы и Университеты при устройстве на работу взяток не существует. Мы опередили Россию в том, что когда молодежь заканчивает университеты, чтобы устроиться преподавателем в школе, в аулах везде надо давать взятки, особенно в южных областях. А ведь это же воспитание наших с вами детей.

По общественным институтам Казахстан в 2006 году занял 75 место, по инфраструктуре 68 место, по макроэкономике 41 место, здравоохранение и начальное образование 86 место, высшее образование 51 место, рыночная эффективность 44 место, технологическая готовность 66 место, развитость бизнеса 72 место и инновации 70 место.

Таким образом, Казахстан по наиболее тесно связанным политическим и общественным проблемам находятся в худшем положении, я бы даже сказал в числе аутсайдеров. Еще хуже дела обстоят в здравоохранении и образовании. Одним словом надо заняться самыми болевыми точками это здравоохранение, социальная сфера, уровень жизни. Социальный аспект тянет нас вниз, так как завтра мы хотим войти в ВТО, в число 50-ти самых конкурентоспособных стран мира, председательствовать в ОБСЕ. Детская смертность одна из самых высоких. В последние 6 лет растет заболеваемость туберкулезом, высокая материнская смертность, СПИД, обеспеченность питьевой водой составляет 70-75% населения. И все эти вопросы потянут нас вниз. Хотим мы этого или не хотим, но социальные вопросы надо решать в экстренном порядке.

— А что по технологическому индексу?

— По технологическому индексу мы также сильно отстаем.

Конкретный пример средняя заработная плата по Казахстану 40 тыс. тенге, а у ученых экономистов 13,5 тыс. тенге, у младшего научного сотрудника 17-18 тыс. тенге, старший научный сотрудник получает 24 тыс. тенге, кандидат наук 24 тыс. тенге плюс 9 тыс.тенге за степень, доктор наук 24 тыс. тенге плюс 18 тыс. тенге за докторскую степень. Одним словом наука в нищенском положении, можно сказать, что здесь остались одни патриоты. Молодежь защищается и уходит в бизнес сферу, банковскую сферу, государственные структуры, потому что заработная плата высокая. Во времена Советского Союза Директор научно-сельского института получал 1500 полновесно советских рублей, а первый секретарь первой категории обкома алматинского обкома партии получал всего 550 рублей, министр получал 450 рублей. Получается академик, Директор института получал в три раза больше чем секретари и министры. Сейчас такой Директор получает меньше секретарши начальника отдела холдинга компании. О каком сравнении и развитии мы можем говорить.

Опубликовано в деловом еженедельнике “Бизнес Путеводитель”