Опиум от власти

“Я хочу, чтобы наш народ жил с верой в Аллаха, согласно с Сунной Пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний Аллах и приветствует, думая не только о сегодняшнем дне, но и дне Великого Суда”. С этой цитаты начинается книга Мухаммад Хусайна ибн Усмана Алсабекова “Знамения для людей убежденных”. Принадлежит это высказывание не муфтию и не имаму, и не мулле, а рядовому мусульманину – президенту Казахстана Н. Назарбаеву. Наверное, в этом обстоятельстве нет и не может быть ничего предосудительного. В современном мире лидеры многих стран не скрывают своей богобоязненности, а иногда и кичатся этим.

Вполне естественно, что пример с высшего руководства берут и многие нижестоящие чиновники. Однако власть в Казахстане отличается не только набожностью, но и амбициозностью, что в сочетании приводит к достаточно оригинальным и дорогостоящим проектам. Среди всех благих намерений, которыми устилается наша дорога в будущее, особое внимание привлекает идея межрелигиозного диалога.

На сегодняшний день в Казахстане проведено уже два съезда мировых и традиционных религий. Сама по себе идея, конечно, не нова. История поиска общего языка между религиями уходит вглубь веков и изобилует различными, в том числе и кардинальными, вариантами решения этого вопроса. Конечно, сомнительно, что государство, которому всего пятнадцать лет от роду, чем-то существенно сможет помочь в решении столь древней проблемы. Подобные инициативы власти, скорее, направлены на повышение все той же узнаваемости страны на международной арене.

Однако в сфере внутренней политики государство также не остается в стороне от чисто духовных вопросов. Власть, практически не скрывая этого, лоббирует интересы суннитского ислама и православного христианства. Мало того, идет фактическая пропаганда вышеназванных учений. Возведение религиозных праздников в разряд национальных является лучшим тому примером.

Естественно, что эти конфессии охотно пользуются предоставленным им карт-бланшем. В стране ударными темпами идет грандиозная теистическая стройка. Теперь храмы в Казахстане функционируют даже в тех селах, где и больницы-то нет. В городах под это богоугодное дело, без каких-либо проволочек, выделяются элитные земельные участки. Неудивительно, что акимы в своих отчетах, среди прочих заслуг, непременно упоминают количество построенных церквей и мечетей.

И хотя население страны еще отличается своей слабой религиозностью, изменения в ментальности уже ощутимы. На улицах городов часто встречаются женщины, одетые по стандартам ислама, получает распространение халяльная продукция. Функционирует множество детских воскресных школ.

Понятно, что усиление религиозных традиций в обществе несет очевидную практическую пользу для власти. Поскольку священнослужители могут не только оформить какому-нибудь министру брачные отношения с “токал”, но и охотно содействуют воспитанию лояльности среди населения. “Всякая душа, да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога; существующие же власти от бога установлены”. (Послание к римлянам святого апостола Павла).

Но с другой стороны, повышение влияния религиозных организаций вносит свою лепту и в дезинтеграцию общества. В нашем этнически и конфессионально разнородном обществе многие общественные деятели уже привыкли озвучивать политкорректные тезисы о единстве бога и о разных путях его постижения, о том, что любая вера несет лишь мир и добро. К сожалению, подобные утверждения являются лишь полуправдой, поскольку священные книги тех же авраамических религий говорят еще и о многом другом.

В Ветхом Завете Бог довольно цинично предписывает евреям совершение не совсем этичных вещей в отношении других народов. В Коране ясно звучат антихристианские, а в особенности юдофобские мотивы. А ниспосланное Аллахом понятие “джихад” серьезно способствовало развитию международного терроризма. И даже кроткий Иисус в Евангелии однозначно заявляет “Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!” и далее “Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение…”.

Мусульмане, христиане, иудеи искренне считают друг друга безбожниками, которым уготована лишь “геенна огненная”. И пусть в ходе каких-то официальных церемоний муфтий и митрополит демонстрируют взаимоуважение, на самом-то деле они испытывают совсем другое чувство. В лучшем случае это может быть жалость к заблудшей душе кафира или нехристя. Догмы попросту не оставляют им иных вариантов.

В вышеупомянутой книге “Знамения для людей верующих” автор, который является заместителем главного муфтия РК, пишет: “… Иудеи и христиане исказили учения Исы и Мусы (мир им), в результате чего стали неверными и многобожниками, а религии оставленные этими достойными пророками (мир им), превратились во лживые языческие религии”.

Диалог между конфессиями в идейном отношении подобен диалогу “Ку-клукс-клана” и “Черных мусульман” в США. Компромиссов в этом разговоре не будет никогда.

Андрей Кончаловский как-то заметил, что лично ему в религиях не нравится тот факт, что каждая из них преподносит себя единственной носительницей истины. Эту констатацию действительности не сможет и не захочет опровергнуть ни один богослов. Тогда каким образом религии могут способствовать взаимопониманию людей разных вероисповеданий тех же казахов и русских? Напротив, в каждого правоверного и православного вбивается мысль о его моральном превосходстве над представителями других конфессий и уж тем более над несчастными атеистами. Между тем, идея провозглашения избранности мусульман или христиан почти ничем не отличается от провозглашения избранности немцев или японцев.

Не следует, кстати, думать, что случаи религиозного фанатизма возникают исключительно вследствие деятельности различных сект, посягающих не только на кошелек своих прихожан, но и на установление над ними тотального контроля. В пастве традиционных религий также имеется определенный процент психически нездоровых людей, которые могут сделать непредсказуемые выводы из своего общения с богом.

Конечно, было бы глупо предлагать ставить какие-то препоны для религий. Вера является личным выбором каждого человека, а свобода совести одним из столпов правового государства. Руководству страны просто надо придержать свою прыть в этой достаточно опасной сфере общественной жизни и прекратить оказывать явную и замаскированную помощь, каким бы то ни было конфессиям.

К примеру, в данное время в парламенте РК рассматривается внесенный правительством вопрос о введении уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Делается это для избежания эксцессов подобных “карикатурному скандалу” в Европе. Однако под санкции этой статьи по большому счету могут угодить не только “Сатанинские стихи” Салмана Рушди, но и школьные учебники по биологии. Кто точно знает, что именно оскорбительно для человека верующего? Для религиозных чувств христианина неприемлемо может быть массовое издание Корана. Взор мусульманина оскорбит и свежий номер эротического журнала. Подобных ситуаций может возникнуть множество, но правительство почему-то подобным образом надеется приблизиться к конкурентоспособной полусотне.

Прибегает ли власть к таким мерам в отношениях с религией из-за своей недальновидности или по каким-то иным причинам неясно. Зато совершенно ясно, чем впоследствии может закончиться подобная политика. Потворство мракобесию никогда не приводило к хорошим результатам, в чем убеждают все исторические примеры.