Выйдет ли бизнес из тени?

Не секрет, что руководство любой страны, в том числе и Казахстана, уделяет огромное внимание развитию предпринимательства. Ведь бизнес, по статистике, является основным источником пополнения госбюджета, фактором сокращения безработицы. Например, в Алматы более половины поступлений в казну дают малые предприятия. Между тем, в обществе еще жива та коммунистическая модель, при которой было принято подавлять предпринимательскую инициативу. Сложности, которые возникают при открытии новых предприятий, зачастую напрочь отбивают у предприимчивых людей желание что-либо делать. О том, какие проблемы волнуют малый бизнес, и что нужно для их преодоления, с нами поделились руководители Независимой ассоциации предпринимателей.

***

По данным НАП, ключевыми проблемами МСБ на данный момент являются: а) высокие налоги, б) недоступность кредитов, в) проверки контролирующих органов. Есть еще коррупция. В общем, все то, что было актуальным и прежде. Ничего, как видим, не изменилось. Еще несколько лет назад по заказам государственных органов и зарубежных доноров Форум предпринимателей РК проводил мониторинги наиболее острых проблем МСБ. Тогда большинство опрошенных бизнесменов указали на несовершенство нормативной базы, а около 27 процентов — на высокий уровень коррупции в государственных органах. Исследование затронуло 14 областей, включая Алматы и Астану. По словам вице-президента НАП Тимура Назханова, инициатором первого такого мониторинга выступило тогдашнее руководство Министерства госдоходов в лице Зейнуллы Какимжанова. Затем интерес к исследованию проявили международные организации, а в 2004 году с таким же заказом к Форуму предпринимателей обратился Комитет таможенного контроля, возглавляемый в то время Бердибеком Сапарбаевым.

Результаты исследования были переданы соответствующим госструктурам, которые, в свою очередь рассмотрели их на своих заседаниях. После чего были наказаны руководители подразделений в регионах, где были самые плохие показатели. Кое-кого даже уволили. Однако, больших изменений, по мнению Т.Назханова, не произошло. Система осталась на своем месте.

Например, налоги, хотя и имеют постепенную тенденцию к снижению, все же для большинства предпринимателей остаются высокими. Отсюда и нежелание многих бизнесменов выходить из сектора теневой экономики. По словам президента НАП Талгата Акуова, для того чтобы обновить, к примеру, устаревшее оборудование человек должен заплатить 45 процентов налогов.

Мы предложили на первые три года освободить от уплаты корпоративного налога начинающих отечественных производителей, — говорит Т. Акуов. – Правительство отказало нам в официальном письме. При этом K-Mobile, иностранную компанию, освобождают от уплаты КПН на пять лет. Почему? Так наши производители, которые просто пельмени выпускают или сепарируют молоко в ауле, никогда не поднимутся.

Бизнес должен встать на ноги, а для этого нужны преференции. Нужно чтобы в затылок предпринимателям не дышали налоги. Например, социальный налог для предприятий составляет сегодня 15 процентов. Так лучше же, если эти деньги работодатель выплатит своим работникам в довесок к зарплате.

Не случайно в конце прошлого года Форум предпринимателей заявил, что 50 процентов бизнеса находится в тени. По мнению Т.Акуова, эта цифра еще выше. Если предприниматель будет все свои доходы показывать, говорит он, то вылетит в трубу.

В последнее время появилась еще одна головная боль. Государство установило предельную годовую планку по расчетам – 15 тысяч МРП (около 15 миллионов тенге). Если предприниматель превышает ее, то будет платить НДС – 14 процентов от своей прибыли. Теперь многие средние предприятия, те, которые как раз и превышают данный показатель, стали дробиться на более мелкие. Чтобы избежать НДС.

Если же ты будешь все свои продажи пробивать по кассе, то должен будешь отдать с них 30 процентов налогов, — поясняет Талгат Жаудович. – Даже Чингисхан больше десяти процентов не брал. Пророк Мухаммед установил максимальную ставку в десять процентов. Поэтому сегодня поголовно все ведут двойную бухгалтерию. Иначе нельзя. Прогоришь.

Вторая ключевая проблема МСБ, как мы сказали выше – недоступность кредитов. Это не означает, что деньги невозможно где-либо взять. Сегодня достаточно развит банковский сектор, много предложений и у микрокредитных организаций. В то же время ставки по кредитам остаются довольно высокими и неподъемными, особенно для тех, кто хочет наладить собственное производство. Кроме того, банк оценивает залоговое имущество таким образом, чтобы его стоимость была раза в два выше предоставленной суммы кредита. И при возникновении форс-мажорных обстоятельств кредитор ничем не рискует и даже остается в выигрыше.

— Допустим, если предприниматель “прогорел”, банк имеет право отобрать залоговое имущество, а это, как правило, недвижимость, — рассказывает Тимур Назханов. – К примеру, цена среднестатистической квартиры в Алматы составляет сейчас 300 тысяч долларов. Бизнесмен, заложив ее, получит в банке ровно половину – 150 тысяч условных единиц. И не дай бог, он не рассчитается вовремя за полученный кредит… Останется без жилья.

Правда, для среднего бизнеса это не очень большая проблема – найти деньги на реализацию какого-либо проекта. В большинстве своем такие предприятия уже крепко стоят на ногах. Тем не менее, кредитные ставки банков, а это по-прежнему от 16 до 20 процентов годовых, бьют и по их карманам. А некоторые банки хотят еще и войти в долю к предпринимателям, стать соинвестором проекта. К примеру, в анкете одного из бизнесменов на вопрос: “почему вы не взяли кредит?” было указано на невыполнимые условия контракта.

Впрочем, подобной схемой “вхождения в бизнес” пользуются и представители власти – местные акимы.

Они дают, к примеру, разрешение на строительство завода и говорят: “Будешь мне отстегивать долю”, — поясняет Т. Назханов. – Так, один из акимов вообще 50 процентов от прибыли требовал, но, в конце концов, погорел на своей жадности. Он забирал бизнес у людей и нарвался на своего коллегу, бывшего акима одного из районов Алматинской области. Тот поднял шум…

Но самой серьезной проблемой, мешающей развитию бизнеса, считаются бесконечные проверки контролирующих органов. Дело в том, что большинство начинающих предпринимателей зачастую не знают своих прав. Им просто некогда изучать законодательство. “ИП-шник” или индивидуальный предприниматель, как правило, загружен работой “по самое не хочу”. Он — и директор, и бухгалтер, и экспедитор, и продавец в одном лице. Понятно, что в начале своего пути бизнесмен не имеет возможности содержать в штате юристов, бухгалтеров и других специалистов.

А тут приходят с проверкой и “хлоп”, находят нарушение: нет, к примеру, кассового аппарата, не оформил землю или здание в аренду, не вовремя встал на учет в налоговой, — продолжает Т. Назханов. — Все, плати штраф. И суммы штрафных санкций обычно выписывают такие, что впору закрывать предприятие.

Так, индивидуальному предпринимателю Денису Саенко за неуплату какого-то взноса в 4 тысячи тенге насчитали штраф – больше 50 тысяч. Он обратился в Независимую ассоциацию, сотрудники которой помогли разобраться в ситуации, и, в конце концов, контролеры ограничились устным предупреждением. Иначе человеку пришлось бы раскошеливаться либо давать взятку проверяющему.

А вот, кстати, радужные цифры Комитета по правовой статистике и спецучетам Генеральной прокуратуры. Как известно, этот орган занимается регистрацией проверок контролирующих служб. То есть без печати Комитета на бланке проверяющего сама проверка считается незаконной, и предприниматель может смело не пускать контролера на свое предприятие. Так вот, по данным вышеозначенного Комитета, в прошлом году в Алматы было выявлено всего шесть незаконных проверок. Зато законных проверок, то есть зарегистрированных в Комитете проведено свыше 20 тысяч! Узнав об этом на одном из “круглых столов” представители бизнес-ассоциаций прямо заявили прокурорам: “вы, мол, регистрируете все подряд”. В итоге предпринимателям вместо того, чтобы развивать бизнес приходится “отбиваться” от бесконечных проверок.

Точно так же не спрашивают разрешения у прокуроров налоговики и таможенники. У них это называется рейдовыми проверками. Инспектор ставит штамп у своего начальника, определяет участок и идет проверять. Все по закону, не придерешься. Например, отдел контрабанды департамента таможенного контроля проводит посттаможенный аудит. Сейчас в каждом бутике, на любой вещевой барахолке можно запросто найти контрабанду. “Челноки” обычно завозят товар в большегрузных фурах, на которые турфирмы оформляют общую таможенную декларацию. А на каждую коробку или тюк нет никаких документов. Так вот инспектор таможни может зайти в магазин и потребовать накладную на какой-нибудь товар и за неимением оной оштрафовать нарушителя. Формально он будет прав. Если же предприниматель оформит все бумаги как положено, то заплатит такую пошлину, что просто невыгодно станет торговать.

Поэтому на таможне процветает коррупция, — заключает Т. Назханов. – Причем даже честным предпринимателям приходится платить взятки. В противном случае груз твой будет стоять на КПП сутками. А если везешь контрабанду, то уже сам бог велел делиться. Проезд одной машины через тот же “Хоргос” в прошлом году стоил от двух до четырех тысяч долларов. В день через этот пост проезжает около 70 грузовиков. Вот и считайте.

В ряду проблемных вопросов малого бизнеса особняком стоит разрешительная система госорганов. Это получение лицензий на строительство, оформление акта собственности на землю и многое другое. В прошлом году с жалобами на волокиту в уполномоченных службах в НАП обратилось 22 человека. Все они вовремя сдали необходимые документы в “окошки”, но их оформления ждали от года до двух лет. Пока люди стояли в очередях, к ним подходили так называемые “жучки”- посредники и предлагали ускорить процедуру за определенную сумму – от 500 до 2000 долларов, в зависимости от срока выполнения. Проблема в том, что начинающий ИП-шник не может взять кредит, если у него не оформлен земельный участок или недвижимость, которую он предоставляет в залог.

В общем, по поводу затягивания оформления документов в горкомземе разгорелся большой конфликт. Власти скандал замяли, теперь акт собственности на землю выдает другая организация – управление земельных отношений, хотя горкомзем остался в той же процедурной цепочке. По словам Т.Назханова, сегодня большие задержки наблюдаются в департаменте архитектуры и градостроительства. Там вместо семи дней документы могут лежать до двух недель. Есть волокита и в налоговом комитете по вопросам регистрации предприятий.

То есть, несмотря на то, что бизнес растет и процветает, проблем меньше у него не становится. Недавно президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев отметил, что из зарегистрированных в городе 60 тысяч субъектов малого бизнеса активно работает только третья часть. Остальные существуют лишь на бумаге.

Раньше для бизнеса было больше свободы, чем сейчас, — подводит итог разговору Талгат Акуов. – Тогда не было правил, и люди работали “черным налом”. Сегодня все переходит на современный уровень, где более жесткие требования. И это хорошо. Но в то же время у нас не продумано налоговое, таможенное и земельное законодательства. Люди хотят легализоваться, честно платить налоги и спать спокойно, но сами законы вынуждают предпринимателей оставаться в “тени”.

Опубликовано в деловом еженедельнике “Бизнес Путеводитель”