“Казатомпром” приобретает активы в Америке

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Председательство в ОБСЕ: вопросы без ответов

Руководство Казахстана, заявляющего о намерении возглавить ОБСЕ в 2009 году, утверждает, будто это может укрепить международный авторитет страны. Так ли это? Начнем с мини-теста. Ответьте на вопрос: кто нынче возглавляет ОБСЕ? А кто занимал кресло председателя в прошлом году? Хочется поздравить тех, кто сумел справиться с заданием. Но задайте себе еще один вопрос: насколько сильно знание о том, что эти государства возглавляют организацию, “возвысили” их в ваших глазах?

Автор этого обзора узнал о том, что в текущем году возглавляет ОБСЕ Испания, а в следующем ее сменит Финляндия, только из публикации в Wall Street Journal, перевод которой публикует сайт InoSMI.ru. Остается лишь догадываться, как этот пост повлиял на международную репутацию Мадрида и Хельсинки.

Впрочем, сама публикация посвящена именно заявке Казахстана, поэтому обратимся именно к этому. “Борьба за руководство влиятельной трансатлантической организацией превращается в проверку ее способности отстоять основополагающие демократические стандарты”, – пишет автор статьи Кристофер Уокер, руководитель исследовательской работой в правозащитной организации Freedom House.

Между тем перспективы грядущего руководства Казахстана в ОБСЕ поднимают ряд \’неудобных\’ вопросов: “Если, скажем, где-то будет убит журналист или жестоко разогнана демонстрация, будет ли Астана решительно протестовать, как положено председателю? Аналогичным образом, если какая-то страна после выборов оспорит выводы миссии наблюдателей ОБСЕ, председатель организации должен четко заявить о своей позиции”.

Из этой статьи западный читатель может узнать, что ситуация с правами человека в Казахстане ужасна, а выборы в этой стране ни разу не проводились в соответствии с международными стандартами. К тому же президент Нурсултан Назарбаев, занимающий этот пост уже 17 лет, только что подписал закон, дающий ему возможность оставаться у власти пожизненно. “Как можно доверять мнению подобного государства в таких вопросах?”, – задает очередной риторический вопрос автор.

Предоставить Казахстану председательство в 2009 г. – значит, пойти по пути наименьшего сопротивления, но расплачиваться за это придется дорогой ценой, – подводит итоги Кристофер Уокер. – Исход этой истории даст понять, способны ли демократические страны-участницы ОБСЕ отстоять стандарты демократии, или готовы ими поступиться”.

Между тем перспективы председательства Казахстана в ОБСЕ обсуждались на круглом столе в Вене. Мероприятие проходило в штаб-квартире ОБСЕ, а среди его участников были представители оппозиции, сообщает радио “Азаттык”. “Оппозиция высказывается за то, чтобы Казахстан председательствовал в ОБСЕ, – подчеркивается в материале. – Но без Назарбаева, без сегодняшнего авторитарного режима”.

Что касается возможного влияния на дискуссии о руководстве ОБСЕ скандала вокруг Рахата Алиева, то на этот вопрос эксперты однозначного ответа не дают. Директор Центра актуальных исследований “Альтернатива” Андрей Чеботарев говорит:

— В принципе, сам по себе фактор события с Рахатом Алиевым в вопросе, примут или не примут Казахстан в председатели ОБСЕ, особой роли не играет. Другое дело, что противники избрания Казахстана на пост председателя в ОБСЕ могут использовать тот факт, что, скажем в прошлом году, когда Алиев был еще представителем, он хвалил все, говорил, что все хорошо, что идут демократические реформы. А потом, вдруг, после того, как он выступил против президента, он фактически перечеркнул все, что говорил в прошлом году. Сей факт противники могут использовать как контраргумент.

Сомневается в том, что мнение Рахата Алиева может стать решающим, и Амиржан Косанов, заместитель председателя Общенациональной социал-демократической партии:

— Я никогда не считал Рахата Алиева явлением, событием или личностью, который может повлиять в целом на большую международную политику. Когда начались события вокруг него, говорили о некоем политическом кризисе, тогда я говорил о том, что он не является кризисообразующим фактором в нашей политике. Конечно, эти события вызывали определенные напряжения в семье президента, в его ближайшем окружении и, естественно, это каким-то образом будет влиять на некоторые направления принятия политических решений. Но, не более того. Учитывая, что Рахат Алиев был послом в Вене, представлял в ОБСЕ Казахстан, что он являлся одним из инициаторов идеи председательства, естественно, его мнение как бывшего члена семьи, видимо, будет иметь определенное значение. Но я не думаю, что это будет решающее значение.

Сам Рахат Алиев на минувшей неделе отметился очередным интервью, на этот раз газете der Standard. Бывший зять президента вновь заявил о своем значительном вкладе в продвижение кандидатуры Казахстана и политической мотивированности обвинений против него. Что касается будущего председательства в ОБСЕ, то вот слова самого Алиева (в переводе сайта КУБ):

— Я хотел бы, чтобы это движение продолжалось. Однако после принятых изменений в Конституцию Казахстана с возможностью неограниченных перевыборов Назарбаева время пошло вспять. Это как при монархии. Но я не хочу использовать эту возможность, чтобы снова покритиковать Президента. Я нахожусь под процессом об экстрадиции. В 2003 году, когда я впервые стал послом в Австрии, я выступил с идеей о председательстве моей страны в ОБСЕ в 2009 году. Цель была дать возможность Казахстану приблизиться к европейским, западным стандартам. Оппозиция в Казахстане слишком мала, у нее практически нет никаких возможностей что-то изменить. Реформы можно провести, только будучи в Правительстве, и только если Президенту будут даны успешные разъяснения.

Контакты и контракты

Если австрийские власти все же выдадут Рахата Алиева, то его путь на родину может оказаться достаточно быстрым и комфортным, по крайней мере без утомительных пересадок и ожиданий в транзитных аэропортах. Издающаяся в Вене газета die Presse напоминает, что с 4 сентября будет открыто прямое сообщение между столицами Австрии и Казахстана. Рейсы в Астану будут осуществляться три раза в неделю. Ожидается, что значительную долю пассажиров составят бизнесмены, поскольку в Казахстане открыты представительства 40 австрийских фирм, также действует около 50 совместных предприятий.

Прилететь в нашу страну скоро можно будет и из Ханоя. Сайт VietNamNet сообщает о том, что премьер-министр Вьетнама поручил своим подчиненным осуществить конкретные шаги по наращиванию двустороннего сотрудничества. Недавно Казахстан посетила делегация представителей различных министерств и ведомств Вьетнама. По итогам поездки глава правительства поручил предпринять ряд мер. В частности, министерству иностранных дел поручено открыть посольство Вьетнама в Казахстане, а минфину – подготовить соглашения об избежании двойного налогообложения и защите инвестиций. Министерству транспорта и коммуникаций предстоит изучить возможность открытия прямого воздушного сообщения между Ханоем и Алматы.

Посол Казахстана в Иордании Булат Сарсенбаев в интервью местному агентству Petra заявил о том, что состоявшийся в последние два года обмен визитами на высшем уровне заложил основу для увеличения экономических связей и расширения торгового и инвестиционного сотрудничества. По его мнению, визиты короля Иордании и президента Казахстана стали историческим шагом для наращивания связей двух дружественных стран.

Forbes отметил годовщину со дня запуска трубопровода Атасу-Алашанькоу. 11 июля исполнился ровно год со дня начала коммерческой эксплуатации магистрали. За это время в Китай было экспортировано чуть более 4 миллионов тонн нефти, тогда как мощность линии составляет 20 миллионов тонн сырья. Уже достигнуты договоренности о продлении нефтепровода в западном направлении, что позволит связать его с месторождениями прикаспийского региона.

Financial Times анонсирует предстоящий выход на площадки Лондонской фондовой биржи казахстанского “Альянсбанка”. Предполагается, что сумма размещения может достигнуть 1 миллиарда долларов США. Сам банк, по оценкам издания, лидирует на розничном рынке кредитов и является наиболее стремительно растущим в стране.

“Казатомпром” выходит на американский рынок

Минувшая неделя отмечена резонансной сделкой, осуществленной компанией Мухтара Джакишева. “Казатомпром” приобретает пакет акций американской фирмы Westinghouse, занимающейся производством ядерных реакторов. Сама Westinghouse контролируется японской корпорацией Toshiba, которой принадлежит 77 процентов акций расположенной в штате Пенсильвания компании.

Японские масс-медиа информируют о том, что Toshiba планирует продать 10 процентов акций принадлежащей ей американской компании Westinghouse казахстанскому урановому монополисту “Казатомпрому”. Издания Asahi и Japan Times связывают сделку не только с намерением Японии гарантировать себе стабильные поставки уранового сырья, но и с желанием объединить в единую цепочку все звенья ядерной энергетики: от добычи сырья для электростанций до производства новейших реакторов.

Заинтересованность Японии к казахстанской урановой промышленности, как известно, стала одной из главных тем в ходе визитов в Астану тогдашнего премьера Дзюнъитиро Коэдзуми около года назад и министра индустрии Акиры Амари нынешней весной. В составе представительной делегации Казахстан посетил и глава корпорации Toshiba.

Издания отмечают, что в ближайшие двадцать лет в мире будет построено около 100 ядерных реакторов, поскольку интерес к технологиям производства энергии без выбросов парниковых газов становится все более заметным. Параллельно растет интерес и к урановому сырью, цены на которое с 2000 года выросли примерно в 19 раз.

Сама Toshiba, для которой ядерная энергетика является одним из приоритетных направлений, наряду с производством компьютерных микрочипов, приобрела Westinghouse у компании British Nuclear Fuels Ltd. в прошлом году за 5,4 миллиарда долларов США.

Что касается “Казатомпрома”, то ему 10-процентный пакет акций Westinghouse, по данным AFP, обойдется в 486,3 миллиона долларов. Между тем, как сообщает это же агентство, американские официальные лица уже заявили о том, что в осуществлении сделки никаких проблем не будет. Дело в том, что согласно существующим правилам, необходимо одобрение правительства США при продаже акций американских предприятий, обладающих ядерными технологиями. Таким образом, Вашингтон готов пустить на этот весьма щепетильный сектор национальной экономики Казахстан.

Казахстан нанимает очередного лоббиста

Лондонская Times представляет председателя совета директоров холдинга “Самрук” Ричарда Эванса. Собственно, его назначение случилось еще прошлой осенью, однако газета откликнулась на него только сейчас. Приглашение британского бизнесмена, как отмечено в публикации, сделано в целях реформирования принадлежащих государству отраслей и улучшения международного имиджа страны.

В прошлом Ричард Эванс возглавлял компанию BAE Systems, крупнейшего производителя оружия в Великобритании, а теперь в его руках находится значительная доля экономики богатой ресурсами республики Центральной Азии. Как известно, в холдинг “Самрук” входит “КазМунайГаз”, электрические сети, железные дороги, государственная почта, телефонные сети, национальный авиаперевозчик “Эйр Астана” и многие другие предприятия.

Задачей сэра Ричарда является введение современных систем управления и прозрачности в стране с экономикой, находящейся под тотальным контролем семьи президента Нурсултана Назарбаева. Зять президента Тимур Кулибаев возглавляет “КазМунайГаз”. “Это представляет полное изменение способов, которыми все эти компании исторически управлялись”, – заявляет сэр Ричард в интервью Times”.

В интервью он сетует на коррупцию и непотизм, на то, что исторически в Казахстане сложилось очень иерархическое общество. Однако никаких рецептов по избавлению от этих бед он не называет. А все заявления об улучшении имиджа и создании более эффективной системы управления кажутся ориентированными на западного инвестора в канун предстоящего размещения акций “Самрук” на фондовой бирже в Лондоне.

Между тем в публикации упоминается, что имя самого Эванса пресса связывала с коррупционным скандалом вокруг 40-миллиардной сделки о продаже оружия Саудовской Аравии. Лишь вмешательство бывшего премьера Тони Блера в прошлом году привело к тому, что расследование было закрыто в “национальных интересах”.

Что касается собственно Казахстана, то газета характеризует страну как “большую и бедную”, приводя следующие цифры и факты:

— Казахстан – девятая по площади страна в мире, сопоставимая по размерам с Западной Европой;

— он был частью Великого Шелкового пути, который соединял Византию и Китай;

— ВВП на душу населения в 2006 году составил 5113 долларов (2500 фунтов стерлингов), что несколько ниже, чем в Румынии;

— 47 процентов населения Казахстана – мусульмане, а 44 процента – последователи русской православной церкви, хотя государство является светским.

Помимо этого, автор напоминает, что являющуюся одним из символов Астаны башню Байтерек местные жители прозвали Чупа-Чупсом.

Казахстан: плюсы и минусы

Общие статистические выкладки и оценки фигурировали еще в нескольких публикациях, увидевших свет в последние дни.

Портал ost-west-contact.de взвешивает важность Центральной Азии для Европы, откликаясь на почти незамеченное европейской прессой принятие Стратегии партнерства ЕС – ЦА. Формально, как отмечено в материале, значение Центральной Азии для Европы невелико. Это подтверждают следующие цифры: доля Казахстана, крупнейшей страны региона, в импорте ЕС за первый квартал 2006 года составила лишь 0,86 процента, а в экспорте – 0,3 процента. Показатели Узбекистана и того меньше, на эту страну приходится 0,06 процента импорта и 0,05 процента европейского экспорта. Более-менее заметна лишь доля Казахстана в качестве поставщика нефти, по этому показателю наша страна занимает пятое место на европейском рынке.

В материале отмечено, что именно эта мнимая незначительность центральноазиатского направления политики Брюсселя привела к тому, что “принятая Стратегия сформулирована так поверхностно, что при всем желании сложно понять, в чем же заключаются стратегические интересы Европы в Центральной Азии”. Общие фразы о поддержке стабильности и безопасности, экономическом развитии и содействии региональному сотрудничеству, по мнению автора, содержат мало конкретики. Поэтому она призывает прямо заявить о том, что регион необходимо объявить одним из приоритетных поставщиков энергетических ресурсов.

Общая центральноазиатская стратегия только тогда обретет смысл для ЕС, когда страны-члены действительно будут уверены в стратегическом значении региона и соответственно это сформулируют”, – резюмирует автор.

Ориентированный на массового западного инвестора сайт ad-hoc-news.de анализирует ситуацию в казахстанской экономике. С одной стороны, обозреватели обращают внимание на авторитарный режим и слабость демократических институтов. Но с другой стороны, продолжающийся бум заставляет говорить о благоприятной ситуации в экономике. Прогнозы также внушают оптимизм. В целом обзор включает своеобразный баланс, в котором на одной чаше весов поданы сильные стороны, а на второй – слабые.

Итак, дебет и кредит выглядит следующим образом, сначала плюсы:

+ рост экономики, составляющий с 1999 года около 10% в год;

+ большие запасы сырья (нефти и металлов);

+ направленная на поддержку экономики политика;

+ крепкий бюджет;

+ мощное сельскохозяйственное производство;

+ высокий рост реальных доходов;

+ уменьшающаяся безработица.

А такими видятся минусы:

— высокая зависимость от нефти;

— дефицит демократии;

— высокая инфляция;

— коррупция (по данным Transparency International, 111 место в мире);

— недостаточные инвестиции в образование.

Различные вызовы, включая коррупцию и низкий уровень квалификации работников, не говоря уже о слабости демократических институтов, также нельзя не учитывать, полагают аналитики. В целом авторы обзора считают, что по степени привлекательности страна набирает 7,0 балла из 10 возможных. Но и это позволяет Казахстану уверенно являться первым номером в Центральной Азии.