Данияр Назарбаев через суд Нью-Йорка намерен вернуть 200 тысяч долларов

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Гражданин Казахстана подал иск на американскую компанию

Странная история, произошедшая с нашим юным соотечественником, заставила американскую прессу вспомнить о Борате. Абитуриент из Казахстана подал в суд на консультантов из компании Ivy Success, которые обещали ему помочь в организации поступления в университет, входящий в Лигу плюща – ассоциацию восьми самых престижных американских вузов, среди которых Гарвардский, Йельский и Колумбийский университеты. Консультанты, получив внушительную сумму, заявили молодому человеку, что он не подходит для Лиги плюща, однако деньги возвращать отказались.

В этой истории немало любопытного. Во-первых, умопомрачительной представляется сумма, которую получили консультанты (по-нашему, просто репетиторы). Во-вторых, зовут абитуриента Данияр Назарбаев, американская пресса считает его родственником президента Казахстана. Были публикации, в которых юного Данияра, владельца роскошных апартаментов в Манхэттене, называли даже сыном Нурсултана Назарбаева.

Итак, сайт Lohud сообщает, что в понедельник в суде штата Нью-Йорк в Манхэттене начало расследование по иску, который семья Данияра Назарбаева подала на компанию Ivy Success. На кону 200 тысяч долларов, которые семья перевела на счет компании в гонконгском банке после того, как Роберт Шоу, один из ее сотрудников, пообещал гарантировать Данияру поступление в \»американский университет высшего класса\». Как сообщил адвокат Сэм Израэл, истец “всего лишь хочет вернуть свои деньги”.

Семья связалась с Ivy Success в прошлом году, когда Назарбаев был еще учеником средней школы в Казахстане, в надежде на то, что это позволит ему поступить в один из самых престижных колледжей США. Однако Шоу во время первой встречи с Данияром сообщил, что тот не подходит для Лиги Плюща.

Корреспондентам АР не удалось связаться с компанией Ivy Success. На собственном веб-сайте компания представляется как “фирма по стратегии поступления, в которой работают бывшие сотрудники приемных комиссий различных престижных вузов”.

Борат оказался прав”, – это заголовок газеты New York Post. “Это не поможет проблеме имиджа их страны – два родственника президента славного государства Казахстан говорят, что их надули, заставив заплатить 200 тысяч долларов консультанту по поступлению в колледж ни за что”, – говорится в публикации.

В судебном иске, зарегистрированном в Верховном суде Манхэттена, Мира Назарбаева и ее сын Данияр утверждают, что они выплатили расположенной на Лонг-Айленде компании Ivy Success сумму, поверив в обещанное компанией гарантированное поступление Данияра в \»престижный университет\».

Казахстан стал объектом насмешек во всем мире благодаря комедии “Борат: культурные исследования Америки во благо славного государства Казахстан”. Однако эти двое – родственники президента Казахстана Нурсултана Назарбаева – не хотят, чтобы смеялись над ними”, – пишет газета.

Выясняется, что Мира Назарбаева через представителя семьи в Америке Германа Донненфельда установила контакты с представителем Ivy Success Робертом Шоу. Шоу представился как “личность, признанная в мире учебных заведений Лиги плюща, обладающая широкими личными связями в академических кругах в Соединенных Штатах”. Еще до встречи с Данияром он заверил в том, что поможет ему поступить в престижный университет. По просьбе Шоу Мира перевела на счет компании Meridian Group в гонконгском банке 200 тысяч долларов.

Еще одна деталь. Из этой публикации следует, что краткая встреча Шоу с Данияром в Нью-Йорке состоялась еще прошлой осенью, когда последний приобрел квартиру на Уолл-стрит. Именно тогда Шоу заявил, что Данияр “не подходит для Лиги Плюща”.

Кстати, 6 октября 2006 года та же New York Post писала о том, что Данияр Назарбаев, названный в публикации “сыном президента Казахстана Нурсултана Назарбаева”, купил две квартиры в Нью-Йорке по адресу Уолл-стрит, 55. Первая квартира с двумя спальнями обошлась в 2,9 миллиона долларов, расположенная ниже вторая, в которой одна спальня, – в 2,1 миллиона долларов. Более того, сообщалось, что “президент Назарбаев лично посетил дом, когда он находился в городе на саммите ООН в прошлом месяце, и тогда, по-видимому, одобрил покупку”.

Степень родства Данияра Назарбаева и президента Казахстана попытался прояснить корреспондент ВВС Владимир Козловский:

Адвокат истцов Сэм Израэл… уверенно заявил мне, что Мира и Данияр являются родственниками президента Казахстана, но отказался уточнить степень родства. Из миссии Казахстана при ООН мне не перезвонили, а казахстанский дипломат, с которым я связался, отказался подтвердить или опровергнуть эту версию”.

Что касается огромной суммы, которую семья Назарбаевых выплатила за несостоявшиеся консультационные услуги, то корреспондент ВВС счел ее явно завышенной: “В прошлом году на этом поприще подвизались в США около трех тысяч консультантов, берущих за своих услуги тысячи долларов. Но самая большая сумма, которая мне попадалась, равнялась 36 тысячам. \»И чего ваши подопечные так много заплатили?\» — спросил я у Израэла. \»Я скромный адвокат, — улыбнулся он, — сам такими суммами не оперирую и не знаю, что вам сказать\»”.

Итак, обычно в таких случаях американские консультанты “учат, как писать сочинения, как вести себя на собеседовании, на каких предметах следует сконцентрироваться в старших классах, и советуют, как выделиться из общей массы абитуриентов, которые равны в прочих отношениях”.

Между тем стало известно, что Данияр не останется без высшего американского образования, он уже поступил в Колумбийский университет, входящий в искомую Лигу плюща. В интервью New York Daily News адвокат Сэм Израэл заявляет, что Данияр “способный и симпатичный ребенок, который собственными силами поступил в Колумбийский университет”.

О свободе прессы и религии

Последние публикации о соблюдении гражданских свобод в Казахстане пишутся как бы сквозь призму предстоящего голосования в ОБСЕ по кандидатуре председателя этой организации на 2009 год.

Свой репортаж в немецкой Tages Allgemeine Zeitung Маркус Бенсманн начинает со взгляда на витрины алматинских киосков. Изобилие разных по содержанию газет, среди которых есть и достойные покупки, отличает, по его мнению, Казахстан от соседних Узбекистана и Туркменистана. Принятие нового закона о средствах массовой информации, предоставляющего больше прав журналистам, свидетельствует о желании государства занять пост председателя ОБСЕ.

Одним из проводников идеи председательства Казахстана должен стать министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев, успевший, как напоминает газета, обозвать журналистов “сбродом” и поссориться с некоторыми изданиями.

В определенной степени демократическое голосование на предстоящих 18 августа парламентских выборах и новый закон о средствах массовой информации должны заметно приукрасить демократический имидж страны, – сказано далее. – Назарбаевский министр 26 июля пообещал на встрече ОБСЕ в Вене, что новые законы позволят либерализовать медийный ландшафт. В будущем казахстанские журналисты смогут воспользоваться правом на защиту источников и не будут больше подвергаться уголовному преследованию и абсурдным требованиям возместить ущерб за неугодные статьи. Кроме того, он пообещал облегчить выход новых средств массовой информации”.

Директор НПО “Интерньюс” Олег Кациев поддерживает реформаторские предложения, несмотря на то, что они принимаются из имиджевых соображений. По его словам, если предложения пройдут в парламенте и станут законом, это позволит устранить самые вопиющие нарушения, примеров чему немало. В январе онлайн-журналист Казис Тогузбаев был приговорен к двум годам условно за оскорбление президента. В апреле пропала журналистка Оралгайша Омаршанова, которая вела расследования коррупционных преступлений и писала об организованной преступности для газеты “Закон и правосудие”. А в ежегодном рейтинге свободы слова, составленном организацией “Репортеры без границ”, Казахстан занимает позорное 128 место, расположившись между Свазилендом и Руандой.

Относительное разнообразие средств массовой информации ограничивается в Казахстане только печатными изданиями. Телевидение и радиостанции находятся в руках правительства или верных президенту олигархов. Масштабы монополизации масс-медиа стали очевидными после того, как в мае президентский зять и посол Казахстана в Вене Рахат Алиев впал в немилость, и казахские органы власти потребовали от Вены выдачи бывшего дипломата. После этого стало очевидным, что Алиев и дочь президента Дарига Назарбаева создали медиа-империю, захватив телеканалы, радиостанции и газеты. \»Тем, кто писал об этом раньше, могли предъявить судебное обвинение в клевете\», – говорит Кациев”.

Однако и после скандала оппозиция не смогла получить доступ в эфир: “Телецентры, вопреки закону, отказываются передавать их рекламу к предстоящим в августе выборам. Таким образом, оппозиционные политики до сих пор получают слово только в Интернете или в газетах. \»Власть имущие никогда не выпустят из своих рук контроль над экранами, – говорит Кациев, – ведь с их помощью они управляют страной\»”.

Репрессии в Казахстане”. Под таким громким заголовком Miami Herald печатает письмо председателя американской Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе Элси Л. Хастингса. В письме речь идет о проблемах кришнаитов и других религиозных конфессий, которые протестуют против введения норм об обязательной регистрации властями религиозных объединений в Казахстане. Автор считает, что такая норма может стать одним из препятствий на пути возможного председательства Астаны в ОБСЕ.

Элси Л. Хастингс называет законодательство “репрессивным” и направленным прежде всего против евангельских протестантских общин, представители которых подвергаются штрафам и кратковременным тюремным заключениям.

Вот выдержка из этого письма: “Я написал послу Казахстана в Вашингтоне, чтобы выразить протест против требования регистрации религиозных объединений. Однако требование о регистрации по-прежнему действует. Заранее надеюсь на решительное изменение этой политики с тем, чтобы нам не составило усилий поддержать заявку Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году”.

Перед судом предстали члены “Хизб-ут-Тахрир”

Пакистанская газета Daily Times сообщает о том, что в Караганде перед судом предстали тридцать членов запрещенной в Казахстане организации “Хизб-ут-Тахрир”. Ссылаясь на заявление Комитета национальной безопасности, отмечается, что подсудимые были арестованы в течение последних нескольких месяцев. Они обвиняются в разжигании религиозной вражды и членстве в запрещенной организации. Суд будет проходить в закрытом режиме, и, как ожидается, продлится до трех месяцев.

BBC также информирует о начале судебного процесса над членами “Хизб-ут-Тахрир”, который спецслужбы называют “опасными исламистскими радикалами”. Суду предстоит выслушать показания более 300 свидетелей.

Несмотря на то, что радикальная группировка, штаб-квартира которой расположена в Лондоне, заявляет о своей приверженности мирным средствам достижения ее цели – учреждения исламского государства в Центральной Азии – она является незаконной во всех странах региона”, – напоминает корреспондент.

В то время как ислам все шире распространяется в регионе, невозможно определить, какая его часть является радикальной или опасной: “Власти настойчиво твердят, что угроза весьма реальна, но обозреватели и особенно правозащитники говорят, что она зачастую преувеличена. Они обвиняют местные авторитарные правительства в использовании ярлыка экстремизма для подавления политического инакомыслия и отвлечения внимания народа от широко распространенных социальных проблем”.

Вашингтон сворачивает свои программы в регионе

Комментатор сайта EurasiaNet Стефан Бланк обращает внимание на планы Вашингтона сократить финансовые вложения в Центральной Азии. Речь идет не об экономических инвестициях, а о проектах, направленных на поддержку демократии и гражданского общества. Эту информацию подтверждают и выступления официальных представителей США. Так, на состоявшейся в феврале пресс-конференции в Астане американский посол в Казахстане Джон Ордвей заявил о предстоящем сокращении финансирования проектов в области демократизации в Казахстане и других центральноазиатских странах.

В течение ближайших нескольких лет наши программы помощи в Центральной Азии в целом будут осуществляться в условиях сокращения финансовых ресурсов. Это связано с усложнившейся бюджетной ситуацией в Вашингтоне и наличием большого количества претендентов, в первоочередном порядке нуждающихся в нашей зарубежной помощи, включая Центральную Азию, которая входит в список наших приоритетов”, – подчеркнул Ордвей.

И хотя вслед за этим он говорил о том, что развитие демократических институтов остается одним из приоритетов внешней политики его страны, но поддержка этих целей, очевидно, будет больше моральной. Ресурсы Белого дома, отнятые боевыми действиями в Ираке и Афганистане, почти исчерпаны, поэтому кое-чем приходится жертвовать.

В статье приведено мнение, что сокращение финансирования особенно серьезно скажется на Кыргызстане. Это может обернуться тем, что республика, и без того наиболее зависимая от внешней помощи, может окончательно развернуться в своем внешнеполитическом курсе в сторону Москвы и Пекина.

Что же касается американских инвестиций в энергетический сектор Каспийского бассейна, то они, по мнению автора, не иссякнут и впредь, однако и здесь Вашингтон может оказаться в проигрыше: “односторонняя политика и частные инвестиции никак не могут соперничать с комплексным стратегическим подходом Китая и России к этому региону”. Таким образом, “если администрация Буша действительно намерена урезать свои расходы в Центральной Азии, она неизбежно будет сворачивать и свои планы в отношении этого региона”.

“Астана” в августе не стартует

USA Today сообщает о том, что велогруппа “Астана” намерена взять в августе тайм-аут и отказывается от участия в нескольких ближайших гонках. Члены казахстанской команды не будут заявлены на четырех предстоящих гонках, входящих в “Про-Тур”. Согласно заявлению представителей “Астаны”, пауза позволит руководству, сотрудникам и велогонщикам обдумать будущее команды. После этого будут выработаны новые нормы поведения и этические правила. Среди гонок, которые выпадают из графика, значится авторитетный “Тур Германии”, а также испанская классическая гонка “Сан Себастьян”. Вернутся на трассы гонщики “Астаны” (без Александра Винокурова) 1 сентября, когда начнется испанская “Вуэльта”.

Между тем, как сообщается, официальные чиновники от казахстанского спорта по-прежнему выступают в поддержку Винокурова, несмотря на его увольнение из команды. “Атлет отвергает использование допинга, и министерство спорта Казахстана – полностью на стороне велосипедиста”, – заявляет один из руководителей Федерации велоспорта Казахстана Александр Антышев.

Сайт FOX Sports также пишет о том, что спортивные функционеры Казахстана поддерживают Александра Винокурова. “Я не считаю, что Винокуров виновен в использовании допинга, – заявляет Кайрат Айтекенов, заместитель министра туризма и спорта Казахстана. – Во время гонки он был травмирован и получал лечение. Он не мог сделать это сам. Он находится в шоке. Победить с помощью допинга – это то, что он считает ниже его чести. Это принципиальный спортсмен”.

Об этом же идет речь и на страницах Sueddeutsche Zeitung, где также приводятся слова Айтекенова (которого газета повысила до министра спорта) о невиновности гонщика и о том, что его положительная проба может быть связана с травмой.