Об очередных «полумерах» по борьбе с коррупцией

Средства массовой информации сообщили, что 8 августа 2007 года под председательством Государственного Секретаря Республики Казахстан Каната Саудабаева состоялось заседание Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией.

В целях дальнейшего усиления борьбы с коррупцией Комиссией рекомендовано внедрение обязательной криминологической антикоррупционной экспертизы проектов законов и подзаконных актов.

Первое.

Комиссия – совещательный орган при Президенте.

Раз при Президенте, значит по логике вещей, Комиссия должна вырабатывать “свои рекомендации и (или) советы” именно Президенту.

Президент, в свою очередь, в случае согласия с “рекомендациями и (или) советами” Комиссии в соответствии с полномочиями, установленными Конституцией и конституционными законами, вправе издавать Указы и (или) распоряжения.

Но дело не доходит до логического завершения – до принятия Указов и (или) распоряжений Президента.

Уже на уровне совещательного органа “борьба с коррупцией” завершается путем принятия всего лишь РЕКОМЕНДАЦИЙ, адресованных не к Главе Государства, а к другим органам.

РЕКОМЕНДАЦИЯ не правовой акт Президента, и соответственно, за не выполнение РЕКОМЕНДАЦИЙ нельзя с правовой точки привлечь кого-либо из высокопоставленных должностных лиц привлечь к ответственности за неисполнение РЕКОМЕНДАЦИЙ.

Следовательно, уже на уровне Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией “создаются” условия, которые делают вообще бессмысленным борьбу с коррупцией.

Второе.

Не раз уже было сказано, что у нас нет нормативного правового акта четко и однозначно регулирующего правовое положение Государственного Секретаря Республики Казахстан.

Государственный Секретарь — должностное лицо, чьи полномочия, права и обязанности не урегулированы законом.

И такое должностное лицо возглавляет Комиссию, и одним из его РЕКОМЕНДАЦИЙ от 8 августа 2007 года является следующее — внедрение обязательной криминологической антикоррупционной экспертизы проектов законов и подзаконных актов.

Почему только проектов?

Проект – всего лишь проект, но не действующий нормативный правовой акт, соответственно проект не касается прав и интересов граждан и организаций.

Почему не провести обязательную криминологическую антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов, так как именно они создают условия для коррупции?

Будет нелишним напомнить Государственному Секретарю, что когда он еще находился на должности посла Казахстана за океаном (с декабря 2000 года по май 2007 года), издавалось распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 8 апреля 2005 года № 82-р.

Названным распоряжением в свое время была создана рабочая группа по проведению ревизии действующих подзаконных нормативных правовых актов на предмет наличия в них норм, создающих условия для коррупционных правонарушений.

Чем завершилась ревизия?

Сколько было выявлено подзаконных нормативных правовых актов, в которых были обнаружены нормы, создающие условия для коррупционных правонарушений?

Внесены ли соответствующие изменения в подзаконные нормативные акты?

Каковы итоги работы рабочей группы, в состав которой входило более 30 человек, из них почти 20 юристов?

Итоги работы названной рабочей группы не были опубликованы, и до сих пор не рассматривались на заседании Комиссии по борьбе с коррупцией.

Зачем же тогда вообще создавалась рабочая группа?

На основании изложенного, спрашивается, зачем же Комиссия “вырабатывает” “очередные” РЕКОМЕНДАЦИИ, если их исполнение не обязательно (так как это не требования, вытекающие из актов Президента), и к тому же никто, в том числе и Комиссия, не контролирует их исполнение.

Такими подходами лучше вообще не бороться с коррупцией.