Ислам Каримов разрешил себя переизбрать

Обзор российской прессы

Коммерсантъ” сообщает, что вчера центризбирком Узбекистана объявил о том, что 23 декабря в республике пройдут президентские выборы. “Их исход предопределен — главой государства будет избран Ислам Каримов”.

Заявление ЦИК Узбекистана о том, что президентские выборы состоятся, воодушевило многих жителей этой страны, а многих удивило. Потому что они давно и серьезно сомневались в том, что в республике в ближайшее время будут хоть какие-то выборы. Потому что, если основываться на конституции Узбекистана, то уже с января эта страна живет без президента — и это никого не смущает”.

Ъ поясняет, дело в том, что согласно последней конституции Узбекистана, срок полномочий президента истекает через семь лет после принятия им присяги. Последняя инаугурация Ислама Каримова состоялась 22 января 2000 года, а значит, 22 января нынешнего года его президентский срок закончился. “Однако в законе "Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти" Республики Узбекистан говорится, что новые президентские выборы должны пройти "в год истечения конституционного срока полномочий — в первое воскресенье третьей декады декабря". То есть в нынешнем году, почти через год после окончания президентского срока. Того, что этот закон противоречит конституции и уже восемь месяцев Ислам Каримов в общем-то не является президентом, никто из представителей властей Узбекистана как бы не замечает”.

Время новостей” добавляет, что таким образом был положен конец дискуссиям, ведущимся с января в неподцензурной узбекской прессе (в основном на интернет-сайтах) и в мировых СМИ, относительно возможных сценариев, по которым первый и бессменный президент Узбекистана Ислам Абдуганиевич Каримов на легитимных основаниях собирается остаться у власти на очередной срок.

Не приходится сомневаться и в том, что Ислам Абдуганиевич Каримов, которому в январе 2008 года исполнится 70 лет, будет избран президентом на следующий семилетний срок”, — пишет ВН.

Коммерсантъ” в другом материале отмечает, так сложилось, что в Узбекистане нет вторых, третьих или четвертых лиц, а есть только первый и единственный президент – Ислам Каримов. “Он работает гарантом конституции независимого Узбекистана уже 16 лет. Все эти годы Ислам Каримов разными способами убеждал узбекский народ в том, что лишь ему по плечу быть главным человеком в стране. Самым сильным аргументом был, пожалуй, Андижан. В итоге народ поверил в исключительность своего властителя. Ислам Каримов тоже. Он поверил в себя настолько, что теперь остался один. В узбекском парламенте заседают аж пять партий, в названиях которых присутствует слово "демократическая", но оппозиции в Узбекистане нет: критики режима распределены по тюрьмам или ударились в бега”.

Далее издание замечает, что узбекский президент заслужил свое одиночество. Однако утешением ему может служить то, что он в своем одиночестве не одинок. “Тем же недугом страдают как минимум двое его соседей: лидеры Таджикистана и Казахстана Эмомали Рахмон и Нурсултан Назарбаев”.

Также “побочным эффектом такого госстроительства непременно становится тотальное недоверие к окружению”, — ставит диагноз Ъ.

Однако когда-нибудь уйти все же придется. И пока в Центральной Азии есть лишь два примера того, как местные правители оставляли свою власть. Первый — это Киргизия, откуда во время революции 2005 года был с позором изгнан прежний президент Аскар Акаев. Второй — Туркмения, чей бессменный лидер Сапармурат Ниязов ушел от одиночества в мир иной. Никакого третьего варианта, похоже, не существует”.

Киргизский президент Курманбек Бакиев сегодня объявил о проведении референдума по принятию новой конституции. В соответствии с президентским указом, голосование назначено на 21 октября.

Независимая газета” по этому поводу пишет, что новый год Киргизия скорее всего встретит с новой Конституцией. “Уже сегодня существует несколько разработанных вариантов Основного закона. Если события будут развиваться по модели, предлагаемой президентом Курманбеком Бакиевым, то Киргизия примет третью за постсоветский период Конституцию (первая — 1993 г., вторая — 2003 г.), не считая серьезных конституционных поправок, принятых в 1994, 1997 и 2001 годах”.

НГ полагает, что на референдум по будущей Конституции может быть вынесен вопрос о роспуске парламента. В Киргизии считают этот вопрос решенным.

В Бишкеке уверены, что в новой Конституции будет зафиксировано, что Жогорку Кенеш должен комплектоваться исключительно по партийным спискам. Об этом НГ сообщил политолог Нур Омаров. “По его словам, уже сейчас видны признаки начинающейся предвыборной кампании, и не исключено, что ближе к выборам киргизское общество получит партию власти, за которой будет стоять президент страны. "Скорее всего, это будет альянс нескольких партий, так называемая "казахская модель", когда ставка делается на одну партию, что в условиях Киргизии вряд ли сработает. Только зарегистрированных партий в Киргизии 96. Парламентские выборы станут репетицией и подготовкой к президентским выборам 2010 года", — полагает Омаров”.

Российская газета” полагает, что Россия способна укрепить свое присутствие в Средней Азии.

По мнению члена комитета по международным делам Госдумы Шамиля Султанова, только консолидация усилий государства и бизнеса обеспечит наращивание экономического влияния России в среднеазиатских республиках. Более подробно об этом он рассказал в интервью корреспонденту "Российской газеты".

 

Шамиль Султанов: — Многие эксперты и политики отводят Средней Азии ведущую роль в формировании будущей глобальной структуры международных отношений. Геостратегическое значение этого региона в ближайшие десятилетия будет только увеличиваться. Уже сейчас Средняя Азия — это, возможно, второй по значимости регион в мире после Ближнего Востока, где подспудно и открыто обостряется жесткая стратегическая конкурентная борьба между главными субъектами мировой политики. Отсюда и возрастающий интерес к среднеазиатским республикам. Китай, например, ищет и находит здесь новые энергоисточники для снабжения своей динамично развивающейся экономики. Экономическое и торговое влияние КНР в этом регионе за последние пять лет увеличилось беспрецедентно. Например, для Киргизии Китай уже превратился в главного внешнеэкономического партнера.

Существенно растет интерес к Средней Азии и со стороны Евросоюза. Об этом свидетельствует и такой небезынтересный факт. Целый ряд специальных правительственных структур ведущих европейских стран занимаются широкомасштабным сбором данных кадрового характера в различных социальных и региональных группах республик Средней Азии. В этом отношении европейцы опередили и американцев, и китайцев, и Россию…

У нас до сих пор нет экономической стратегии в отношении республик Средней Азии, в рамках которой можно было бы внятно сказать, как соотносятся наши экономические цели с политическими интересами России. Это важно не только для внутрироссийских экономических субъектов, но и для потенциальных среднеазиатских партнеров. Почему на этом направлении нас опережает Китай? Потому, что КНР имеет государственный координирующий и управляющий центр, ответственный за весь комплекс мероприятий по эффективной экономической экспансии в Среднюю Азию. Кроме того, пока что государство ориентировано на поддержку в основном крупных российских корпораций на среднеазиатском направлении. Но их интересы часто оказываются переплетены со сложной политической конъюнктурой. В то же время мировая практика показывает, что любое государство, стремящееся к долгосрочному и стабильному взаимодействию с теми или иными партнерами, должно также целенаправленно поддерживать внешнеэкономические интересы своего частного бизнеса, особенно приграничного. Только опираясь на потенциал российского бизнеса, сосредоточенного в таких индустриальных центрах, как Самара, Челябинск, Екатеринбург, Волгоград, Саратов, Пермь и других, Россия будет способна укрепить свое присутствие в Средней Азии и успешно подготовиться к новому раунду жесткой конкурентной борьбы в этом регионе.

***

 

При составлении обзора использованы материалы дайджеста "Центральноазиатские новости" от ИА "Фергана.Ру"