Предвыборная гонка в Узбекистане и Кыргызстане вышла на финишную прямую

Обзор российской прессы

Независимая газета” пишет, что до президентских выборов (23 декабря) в Узбекистане остаются считанные дни. Кандидаты на главный государственный пост получили регистрационные удостоверения. Из шести выдвиженцев Центризбирком зарегистрировал только четверых. От Народно-демократической партии Узбекистана (бывшие коммунисты) — Аслиддина Рустамова, от Социал-демократической партии \»Адолат\» (\»Справедливость\») — Дилором Ташмухамедову, от инициативной группы избирателей — Акмала Саидова и от Движения предпринимателей и деловых людей — Либерально-демократической партии Узбекистана — Ислама Каримова. Еще две партии — демократическая \»Миллий тикланиш\» (\»Национальное возрождение\») и молодежная \»Фидокорлар\» (\»Самоотверженные\») — не смогли набрать необходимого количества подписей избирателей.

Победа Каримова на предстоящих выборах, по мнению наблюдателей, также ожидается внушительная. По предварительным опросам, Ислам Каримов, несмотря на то, что в выборах участвуют четыре кандидата, должен набрать не менее 80%. Ничего удивительного в этом нет. В более демократическом Казахстане президент Нурсултан Назарбаев в 2005 году получил 91,15% голосов. Эмомали Рахмона в ноябре 2006 года поддержали около 80% избирателей. И даже новый президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов на президентских выборах в феврале 2007-го получил поддержку 89% избирателей”.

Эксперты сходятся во мнении, что начнется перегруппировка кланов. “Будут созданы три-четыре соизмеримые по силе бизнес-политические группы (хлопок, золото, энергоресурсы, цветные и черные металлы), которые и поведут борьбу за власть. В таком случае имя преемника не будет иметь решающего значения. Куда важнее, какая группировка за ним стоит. При этом борьба кланов и регионов в Узбекистане усилится. А в обстановке постоянной межклановой борьбы Исламу Каримову непросто будет найти такой вариант передачи власти, который не спровоцирует открытую борьбу за власть”, — отмечает НГ.

Фергана.Ру” передает, что в досрочных парламентских выборах, назначенных в Киргизии на 16 декабря 2007 года, будут участвовать всего двенадцать партий. Об окончательном списке допущенных к выборам партий Центризбирком республики объявил вчера, 25 ноября.

В списке счастливчиков, допущенных к гонке, наряду с президентской партией \»Ак Жол\» и другими, лояльными к власти партиями, оказались оппозиционные \»Ар-Намыс\» во главе с экс-премьером Феликсом Куловым, \»Асаба\», которую возглавляет экс-депутат Жогорку Кенеша (парламент Киргизии) Азимбек Бекназаров и \»Ата-Мекен\» во главе с экс-спикером и депутатом парламента Омурбеком Текебаевым.

Сегодня, 26 ноября, в стране началась предвыборная агитация партий, допущенных к выборам. О дальнейших действиях партий, не получивших \»зеленый свет\» на предстоящей парламентской гонке пока неизвестно.

Политическая партия, набравшая большинство мест в 90-местном парламенте Кыргызстана, будет иметь право выдвижения кандидатуры премьер-министра и формирования кабинета министров. В том случае, если ни одна из партий не сможет набрать в Жогорку Кенеше простое большинство, то формирование правительства президент поручит одной из партий.

Для прохождения в парламент каждой партии нужно набрать не менее 5% голосов избирателей и 0,5% голосов от общего числа избирателей в каждом из семи регионов и городах центрального подчинения — Бишкеке и Оше”.

Независимая газета” сообщает, что в Бишкеке недавно был избит российский политолог Александр Князев — один из организаторов конференции по проблемам российских соотечественников, проживающих в Центральной Азии.

Сам Князев считает, что нападение связано с его профессиональной деятельностью, поскольку то, что он делает, не устраивает ни власти, ни оппозицию. О трудностях диалога с властями стран постоянного проживания наших соплеменников, о положении потенциальных граждан России за пределами РФ доктор исторических наук, профессор киргизско-российского Славянского университета, член Координационного совета российских соотечественников Киргизии, один из руководителей Центральноазиатского института русской диаспоры Александр Князев рассказал в интервью \»НГ\».

— Александр Алексеевич, вы занимаетесь проблемами русских в Центральной Азии. А сколько их в пяти странах этого региона?

— Больше всего русских в Казахстане — около 4 миллионов человек, это более 26% населения, хотя их численность снижается. В Узбекистане в 1989 году проживало 1 миллион 660 тысяч русских. Сейчас около миллиона, причем почти 600 тысяч из них живут в Ташкенте. В Киргизии около 600 тысяч человек славянского населения, среди них — полмиллиона русских. В Туркмении накануне распада СССР русских было 550 тысяч — почти 15% населения Туркменской ССР. Сейчас там остается от 100 до 120 тысяч наших соотечественников. Меньше всего их сегодня в Таджикистане — не больше 1% всего населения (неполных 70 тысяч человек в 2000 году). Значительную часть русских в Таджикистане составляют люди пенсионного и предпенсионного возраста, которые просто вымирают.

— Отличается ли жизнь русских общин в Казахстане, Киргизии и Узбекистане?

— В любой из стран Центрально-Азиатского региона существует потенциал этнического национализма, самой иррациональной и жестокой формы национализма, этакого коллективного комплекса неполноценности. Это то, что объединяет и подпитывает миграционные настроения. Но различия при этом существенные. В Киргизии положение русскоговорящего и русского населения, пожалуй, наиболее сносное, хотя Киргизия пошла по пути строительства этнократического государства, где титульная нация становится доминирующей во всех сферах жизни. Сейчас русские в Киргизии, как и подавляющее большинство граждан, не относящихся к титульному этносу, исключены из политической, общественной и культурной жизни, из серьезного бизнеса. Чрезвычайно интернациональным городом остается Ташкент. Некоторая неприязнь к русским первых постсоветских лет ушла в прошлое. А вот положение русских в Таджикистане остается крайне тяжелым, де-факто это люди второго сорта. Самая высокая безработица — среди русских. Хуже, может быть, разве что в Туркмении.

Независимая газета” сообщает, что 17-19 ноября в Баку прошел 11-й съезд организации Дружбы, братства и сотрудничества тюркоязычных стран и общин. Выступая на этом съезде, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выдвинул инициативу о создании политического союза тюркоязычных государств для координации усилий на важных внешнеполитических треках. Турция считает, что такими направлениями для союза могут быть Ирак и израильско-палестинская проблема.

Представители стран, участвовавших в конгрессе, приняли предложение Эрдогана институционализировать ежегодно проходящие саммиты глав тюркоязычных государств, создав постоянный секретариат. Предполагается, что на основе этого секретариата, который скорее всего будет находиться в Стамбуле, могут быть созданы будущие полноценные структуры неформального объединения. Официальное открытие секретариата произойдет на саммите глав тюркоязычных государств, который состоится через два месяца”.

Гудок” публикует интервью с Гейдаром Джемалем, председателем Исламского комитета России.

— Гейдар Джахидович, насколько гармоничны отношения мусульман и христиан в современной России?

— Сейчас все мы наблюдаем игру, которую ведут политические элиты страны, то организовывая сближение конфессий, то провоцируя напряжение между ними. Увы, довольно влиятельные силы активно стараются поссорить православных с мусульманами. В этом им помогают различные неформальные националистические организации типа Движения против нелегальной миграции (ДПНИ). Они создают ксенофобскую атмосферу, пытаясь доказать, что именно она и является наиболее точным выражением отношений православных к мусульманам. Причем СМИ зачастую тоже участвуют в этой игре.

— Но экстремисты — всегда в меньшинстве. А как складываются отношения между большинством — обычными российскими гражданами: православными и мусульманами?

— Они совершенно не такие, какими бы их хотелось видеть националистам и ксенофобам всех мастей. Без специально организованных провокаций конфликты не разгораются. Не желают православные и мусульмане вцепляться друг другу в горло! И даже две чеченские войны не смогли уничтожить запас стабильности, существующий в отношениях русских и мусульман.

— А какова роль ислама в международной политике? Джордж Буш открыто сравнивал иракскую кампанию с крестовыми походами. Насколько уместным вам представляется тезис о начале войны между христианской и мусульманской цивилизациями?

— Американскому президенту хотелось бы думать, что такая война началась. Но он выражает мнение небольшого сегмента американского общества — одного из ответвлений баптистов-диспенсиалистов, последователи которого верят, что необходимо развязывание финальной битвы между Добром и Злом, в результате которой христиане будут спасены. По их версии, битву эту надо приближать, чтобы поскорее Господь забрал христиан в рай, а всех прочих низвергнул в преисподнюю. Для президента Буша мировая война — Армагеддон — не абстракции, а реальные политические мотивировки.

***

При составлении обзора использованы материалы дайджеста \»Центральноазиатские новости\» от ИА \»Фергана.Ру\»