Ко дню своего 50-летия известный художник-карикатурист Ибрагим Кубеков издал сборник своих работ, увидевших свет в разные годы и в разных изданиях республиканского, всесоюзного и заграничного значения. Впервые. Еще он издает независимую районную газету. Опять-таки, впервые.
Рисовать Ибрагим начал еще тогда, когда не умел писать, да и толком и не разговаривал. Ему было года три, когда во время тихого часа в детском саду через окно увидел трактор – возникла острая необходимость запечатлеть сие чудо техники, а необходимых средств под рукой не было. Детский ум посоветовал воспользоваться карандашом вместо языка, а в качестве холста (бумаги) была использована белая гладь подушки. К сожалению самого “Борьки” (так его все называли в детстве) и всех почитателей его таланта, рисунок не сохранился, и тогда юный художник решил связать всю свою жизнь с карандашом (пером, красками) и бумагой. Связал. И, вроде бы, не жалеет…
Не было ни дня, чтобы Ибрагим что-нибудь не рисовал. Это были и впечатления от прогулок с друзьями (он жил в то время в районе Первого пивзавода в Алма-Ате), и собственное видение прочитанного в книгах и книжках, и дружественные портреты на близких. Потому никого не удивило, что Кубеков выбрал для дальнейшей учебы художественно-графический факультет КазПИ им.Абая (ныне АГУ). Его трудовая деятельность началась в школе учителем рисования, а потом незаметно перешла в различные издания – Ибрагим Кубеков трудился в редакциях газет, начиная от “Дружных ребят” и заканчивая гиллеровским “Караваном”, иллюстрировал различные произведения и журнальные материалы. Попутно участвовал (и становился призером) в разнообразных всесоюзных и международных конкурсах карикатуры.
В 1999 году, после того, когда “газета №1” сменила хозяина, он стал воплощать в жизнь давнишнюю мечту – выпуск первой и единственной в республике независимого районного издания. Ею стала газета “Иссык”, которая мгновенно обрела популярность среди местного населения (ее стали с любовью называть “наша иссычка”) и явилась неудобной для местной власти. Тогда его вызывали в райакимат и задавали вопросы, типа: “Зачем Вы газету здесь открываете? У нас ведь уже есть газета (акиматовская-авт.)!” Требовали переименовать ее, в соответствии с главенством государственного языка, в “Есiк”, направляли в редакцию различные контролирующие органы, но, в конце концов, смирились с ее существованием (этому в немалой степени способствовала смена руководства Енбекшиказахского района). Приходилось пройти через несколько судебных заседаний по искам обиженных “героев” публикаций, а некоторые иски доходили до абсурда – например, в суд подала одна местная жительница, которая узнала себя в рубрике “Криминальная хроника”, где была упомянута “гражданка Ж”. К слову, отметим, что кое-какую прибыль “Иссык” стал приносить лишь после нескольких лет существования – до этого Ибрагиму Кубекову приходилось подрабатывать в других газетах (например, в “Стране и Мире”, не смотря на то, что был членом дораскольного “Ак жола”), чтобы изыскать дополнительные средства на выплату гонораров своим сотрудникам.
Сегодня Ибрагим Кубеков атакует своих персонажей посредством газеты “Мегаполис”. Из-под его карандаша выходили шаржи практически на всех политиков и общественных деятелей Казахстана, доставалось и зарубежным деятелям. Нурсултан Назарбаев и Серикболсын Абдильдин, Усама Бен Ладен и Володя Путин, Рахат Алиев и Булат Абилов, Загипа Балиева и Саша Коэн, Джордж Буш (оба) и Карим Масимов… Впрочем, легче назвать политиков, которые не пострадали, по словам самого Ибрагима, от его карандаша и гелиевой ручки. А может быть и труднее – по крайней мере, никто на ум не приходит.
Не все его персонажи рады тому, в каком виде их изобразил шаржист Кубеков. Наверное, все карикатуристы знают, что некоторые личности, несмотря на узнаваемые и особенные черты лица, ложатся на бумагу с превеликим трудом, а другие, напротив, выходят легко и красиво. По уверенности самого художника, сделать шарж на определенного человека порой бывает намного труднее, чем нарисовать его портрет – необходимо найти некую внутреннюю сущность героя, обратить внимание на мелкие, на первый взгляд, особенности его внешности и так далее, а потом перенести их на бумагу, да еще и добавить антураж в тему статьи, для которой предназначен шарж.
Здесь не можем не упомянуть и сатирические карикатуры Ибрагима Кубекова. Не в обиду авторам материалов, к которым он создает свои рисунки, но иногда изображения несут больше смысла, чем текст. В принципе, в этом и есть одна из составляющих карикатуры. А вот много говорить (или писать) о карикатурах, шаржах и просто рисунках не имеет смысла – здесь лучше один (или не один) раз увидеть, чем прочитать или услышать.