Метаморфозы казахстанской демократии

Состояние отечественного политического спектра, доминирование провластной силы, прозябание на обочине политических оппонентов, наводит на определенные размышления. Проблемы, с которыми столкнулась казахстанская оппозиция, в авторском твердом убеждении, порождены в первую очередь их собственными действиями. Выдвинуть собственный анализ, сложившийся за последние годы в казахстанской политике, подвигло обеспокоенность за действия некоторых радикальных сил, облаченных в демократическую оболочку. Данный анализ проходит через собственные жизненные обстоятельства, многие из которых позволили, глубже проникнуть в суть политических процессов. Доминантой данных заметок может служить известное изречение: “революцию задумывают романтики, осуществляют фанаты, а “плодами” пользуются “негодяи”. Если термин “революция” перефразировать на “демократию” то вполне, можно перенести на казахстанскую почву. К слову, в политическом бомонде Казахстана сложилась определенная каста профессиональных оппозиционеров, которые многие годы “занимаются” своего рода политической деятельностью. Себя они называют демократами, общественными деятелями по продвижению гражданского общества. Их деятельность имеет малоконструктивный характер, а общественная деятельность направлена на критику существующего режима.

Автор не склонен весь оппонирующий спектр относить к критиканам, не имеющим организационных и креативных задатков. Часть деятелей оппозиционного лагеря можно отнести к вышеназванной “третьей” группе “борцов” за демократию. К такому результату, подводит вся их “политическая” деятельность, не имеющего общественного и личностного вектора развития. Чтобы не быть голословными, можно привести факт сомнительного поведения части оппозиции на одном грустном мероприятии. Речь идет о похоронах и гражданской панихиде Магжана Кажегельдиновича Орумбаева. Ветеран войны, крупный партийный и хозяйственный деятель советской эпохи Казахстана. Автор с группой общественных деятелей участвовал в поздравлениях аксакала по случаю его 75-летия. Впечатляло его ум и проницательность, мудрость человека, пройденного через сложнейшие этапы истории. На гражданской панихиде ветерана, куда собрались сотни людей, к микрофону продвинулась “видный” деятель оппозиции Бахытбала Туменова. Леди, которая давно перешагнула бальзаковский возраст, без видимых мук совести гражданское мероприятие перевела в ракурс политического митинга. Главным лейтмотивом ее выступления был тезис, что по вине хорошо известных мифических сил, сын покойного не может бросить горсть песка на похоронном обряде. Поэтому единомышленники сына прибыли отдать почести. То же повторилось на асе (поминальном обеде — К.К). Когда слово стали брать соратники, некоторые из которых мало того, что, объяснялись на ломаном казахском, просто занимались политической саморекламой.

Автора поразил интеллектуальный маразм людей, которые считают, что их должно относить к классу элиты. Некоторые из них, вызывают восторг, и умиление части казахстанской интеллигенции. К горькому сожалению, так называемая “политическая” деятельность некоторых оппозиционеров скатилась к низкопробной дезинформации международной и казахстанской общественности. Казахстанская общественность, интересующаяся внутренней “политкухней” не задается вопросом, почему “деятели” оппозиции, позорно проигрывающие все мероприятия, не хотят уходить со сцены? Автор, признает, что в прошлом, также находился в плену иллюзий, что оппозиция проигрывает, чисто из-за фальсификаций выборного процесса. Пока, не пришлось участвовать, в качестве наблюдателя на последних выборах в парламент и маслихаты.

Избирательный процесс в Казахстане, могу утверждать исходя из собственного опыта, продвинулся до критериев стандарта прозрачности. Для анализа одной из оппозиционных групп, позволю остановиться на деятельности так называемой НП “Алга”, профессиональным сотрудником которой был на протяжении пяти месяцев. Спасибо Богу и г-ну Козлову, которые освободили меня от этой обязанности. Ясно понимаю, что семейскую команду “Алги”, разогнали из-за высокого их креатива, попросту из-за страха, подпираемого алгоритмом действий назначенного руководства. НП “Алга” по моему глубокому убеждению, масштабно финансируется из-за нескольких целей. В политической деятельности деньги — один из важнейших критериев построения эффективной организации. При условии финансирования из полидонорских источников и внутреннем демократизме организации. Ничего подобного нет в “Алга”. Для кругов, знакомых с деятельностью названной НП, составляет секрет полишинеля, источник финансирования, который муссируется как крупный банкир, угодивший, в каталажку, за политическую деятельность. Запущенная утка, для маскировки истинных источников.

На преснопамятном политсовете НП, где решался вопрос об объединении с “Нагыз Ак Жолом” г-н Козлов простодушно восклицал: “Спонсор против такого объединения”. Зачем надо ломать копья, когда в ТОО “Алга” 100% уставного капитала в одних руках? Вопрос, есть ли, в Казахстане, олигарх, способный финансировать партию, с бюджетом, по самым скромным подсчетам, в миллион долларов в год? Автор в большом сомнении. В НП “Алга” об истинных источниках финансирования знал узкий круг деятелей: Б.Туменова, занимавшая должность руководителя центрального аппарата, и частично Козлов. А.Кожахметов, судя по тому, как он легко был, выведен из руководящего состава был ограничен в информации. Функционер, распределявший финансы, в нашем случае Туменова — получала карт-бланш на любые кадровые и организационные перетряски. Для НП “Алга” это вылилось в кошмар кадровых и финансовых передряг. Г-жа Туменова, эту информацию могут подтвердить многие, создала в каждом филиале институт стукачества. К кадрам подходила не из принципа креатива, а личной лояльности. Такие деятели как Туменова, по моему глубокому убеждению, дискредитируют оппозиционное движение, в реалиях Казахстана, которое скатилось во многих случаях к голому авторитаризму и отрабатыванию “бабок”. В бытность Б.Туменовой — “серые” схемы по превращению “партийных” денег в “личные”. Механизмы простые — выплаты “мертвым” душам, недоплата сотрудникам, массовые чистки, “сэкономленные” средства распределялись по карманам верхушки. На эти средства г-жа Туменова, скорее всего, приобрела элитное жилье в новой столице. За ней тянется шлейф уголовных дел, в бытность социальным чиновником, но она умело, прикрывается якобы политическим преследованием.

В Семее не секрет, кто владеет частным межучреждением “Жамиля”, по совпадению созвучному с именем родной внучки нашей визави. У г-жи Туменовой много покровителей в политическом инстемблишменте Казахстана. Само функционирование “Алги” определяется интересами “ястребов” казахстанской политики, которые жупелом “Алга” связывают Президента Назарбаева в продвижении развития гражданского общества. Руководство “Алги” исправно выполняют политический заказ своих хозяев, работать против демократизации казахстанского общества, всеми силами создавать имидж недемократического характера казахстанского режима в глазах международной общественности. Но даже деятельность г-жи Туменовой вызвала у спонсоров, стойкую аллергию, что вынудило передвинуть ее на социальный блок в ОФ. Г-жа Туменова неоднократно на активе заявляла, что “Алга” не зарегистрируют, верхушке официальная регистрация невыгодна, придется работать по закону, с налоговыми органами, такому положению покровительствуют высокие чиновники. Откуда же идут средства на финансирование организаций, подобно “Алга”.

Аналогию с верхушкой “Алги” и ее финансовым обеспечением, можно позаимствовать из романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, когда на авансцене появляется гражданин, которого наблюдатели определяют как, “субъекта иностранного происхождения”. Казахстан находится в поле зрения заинтересованных международных сил. Не секрет, что в современном мире до предела обострилась борьба за мировые природные ресурсы. Нынешний режим можно критиковать за авторитаризм, который постепенно демократизируется. За костность и бюрократизм госаппарата, который с трудом поддается реформированию. Но режим нельзя обвинять в распылении государственных интересов. Здесь стойкая позиция. Если к власти в результате каких-либо катаклизмов придут нынешние “прикормленные демократы”, автор не ручается за приоритет казахстанских интересов. Читателям Булгакова хорошо знакомы похождения команды Воланда: Бегемота и Коровьева. Ответственные сотрудники “Алга” М.Сизов и Д.Бектурганов на презентации молодежного крыла “Алга” в Семее прямо призывали молодежных активистов к действиям гражданского неповиновения. Их мечта — превратить молодежь в “пушечное мясо”. У данных деятелей сходство с вышеназванными персонажами не только внешнее, но и внутреннее.

Произошедшая, пертурбация в руководстве “Алги”, не смогла повлиять, на ее сущность. Действия НП “Алга” определяются стратегическими интересами финансовых доноров сомнительного происхождения. Выполняя заказ своих хозяев, партийная верхушка за границей обливает Казахстан грязью на международных форумах; озвучила план “Дорожная карта”, аналогичный сионистским разработкам. Ясно, откуда направляются “доморощенные демократы”. На каком праве г-да Козлов и Сизов позиционируют себя как представители казахстанской демократической общественности? Неужели спектр демократии ограничен этими “деятелями”? Таких господ вправе причислить к субъектам без родины и флага. Судя по биографиям, оба родились в Казахстане, но даже не пытаются обучиться государственному языку. Перед тем как написать данный политанализ, я созвонился с Козловым, т.к. являюсь формально членом НП “Алга”, по его тону почувствовал удовлетворение. Для таких деятелей “черный пиар” предпочтительнее. Истина в том, что Иблис гордится своими делами. К сожалению, для простых партийцев общение с верхушкой, оборачивается подобно бессмертному роману М.Булгакова, когда ссыпающиеся с потолка в варьете червонцы оборачиваются пустышкой. Автор вступил в НП “Алга” согласно своим взглядам. Через несколько месяцев был приглашен на должность пресс-секретаря. Это был период активного партстроительства. Автор, пусть даже формально, вовлек в НП более сотни людей. Людям объясняли, что будут оказывать безвозмездную юридическую, информационную и социальную поддержку. Семейская команда, во главе с ныне покойным Е.Мухамеджановым оказала существенную помощь многим людям. Рядовой член НП является винтиком в сомнительном механизме, поэтому убедившись, в бесполезности нынешнего партийного существования, я официально обращаюсь к сотрудникам департамента регистрации Минюста вывести меня из списков НП “Алга”.

Автор, далек, обвинять весь оппозиционный спектр в деструктивной позиции. Такие силы будут существовать, пока у нас наблюдается политическая монополия. Нужно формировать другую тяжеловесную конструктивную политическую силу. Такая партия в оппонирующем лагере есть. Для ее становления необходим административный ресурс и политическая дальновидность и смелость элиты.

P.S. Убежден, при всей полемичности данных заметок, фигурируемые визави, сделают вид, что не заметили ничего. Это не господин Дуванов, которого дружно по команде можно “обвинять” во всех грехах, а человек, знающий их “политкухню”. Автор не намерен “молчание ягнят” оставлять без внимания, и готов к другим мерам воздействия, вплоть до судебных.

P.P.S. Уважаемый Юрий Михайлович, направляю Вам статью, выдержанную в резком тоне. К сожалению указанные в ней визави заслуживают такой характеристики. Вряд ли, они предъявят судебные иски, но в любом случае автор на сказанное имеет серьезные аргументы. Статья направляется на безгонорарной основе.