Ударим талонами “по бездорожью”, или Насильное внедрение IT-технологий

15 февраля на сайте Министерства внутренних дел РК (www.iim.kz, mvd.kz) с 11 до 12 по Астане состоялась интернет-конференция, где пользователи казнета пытались получить ответы у председателя дорожной полиции МВД РК Омурзака Тусумова на вопросы касающиеся процедуры выдачи талонов к водительским удостоверениям.

Так, на вопрос о дублирующих электронных возможностях нового удостоверения и талона полицейский ответил: “Талон к водительскому удостоверению может использоваться водителем и как платежная карточка. В случае согласия водителя с предъявляемым ему нарушением, он непосредственно с терминала дорожного полицейского набрав свой PIN код, может произвести оплату штрафа за нарушения ПДД. При этом отметка об исполнении административного взыскания будет занесена в память микропроцессора талона к водительскому удостоверению автоматически – это очень важная функция талона, которая избавляет водителя предоставлять лично в органы дорожной полиции сведения об оплате штрафа через банк, что значительно экономит время. Другой важной дополнительной функцией талона является использование его как собственной электронной цифровой подписи. Современное законодательство Казахстана предусматривает создание электронных документов и подписание их электронной цифровой подписью, что в соответствии с Законом “Об электронном документе и электронной цифровой подписи” приравнивает электронный документ к обычному документу. В электронном носителе водительского удостоверения в отличие от талона содержатся сведения о водителе, зарегистрированных транспортных средствах, адресе места жительства. При этом в отличие от водительского удостоверения, талон ни при каких обстоятельствах не подлежит изъятию у водителя, это позволяет вести непрерывный учет наложенных и исполненных административных взысканий за нарушение ПДД”.

По утверждению г-на Тусумова талоны к водительскому удостоверению выдаются во всех регистрационно-экзаменационных подразделениях УДП. Для его получения необходимо лишь заполнить заявление установленного образца, предоставить удостоверение личности, водительское удостоверение, ИИН, и в течение 30 суток, вы становитесь обладателем вышеупомянутого документа. При этом полицейский подчеркивает, что приобретение талона с уже активированными дополнительными услугами просто необходимо и обязательно, поскольку с 1 июля 2008 года его наличие будет одним из условий допуска к управлению транспортным средством. Вопросов и ответов касающихся новых талонов к водительскому удостоверению набралось более чем на 11 страниц. Понятно, что вопросы часто повторялись. Людей волнует, как возвратить затраченные уже деньги, где будут выдаваться талоны, имеет ли дорожный полицейский право забирать права, если на счету талона отсутствуют средства. Но среди всех были и действительно интересные вопросы, на которые, кстати, г-н Тусумов все же так и не дал полных ответов. Так, отвечая, кто такой Павел Устюгов и откуда взялся “Процессинговый центр”, Тусумов пояснил: “Павел Устюгов является одним из руководителей АО «Процессинговый центр Казахстан». Правами доступа к информации на сервере и на талонах к водительскому удостоверению имеют только сотрудники ОВД, в связи с чем использование вышеуказанной информации другими сторонними лицами в корыстных целях исключено”.

Кстати, как уверяет руководство казахстанской полиции, вопреки ажиотажу с ростом цен на талоны к водительским удостоверениям, их выдача все же будет производиться бесплатно. Пока же, отрабатывая указание министра Бауржана Мухамеджанова, в недрах МВД создается специальная группа, призванная “устранить выявленные недоработки и скорректировать организацию работы по выдаче талонов к водительским удостоверениям”. Более того, полиция обещает вернуть деньги гражданам, которые уже потратились на приобретение талонов. Между тем, с идеей бесплатного распространения талонов возникает другая проблема. В одном из интервью местным изданиям, один из разработчиков проекта, председатель правления АО “Процессинговый центр “Астана” Павел Устюгов пояснял, что талонная пластиковая карточка к водительскому удостоверению, по сути, ни чем не должна отличаться от обычной платежной банковской карточки. Таким образом, талон можно было бы использовать не только как средство для оплаты штрафов, но и медицинских, страховых и прочих видов услуг. Получается, что талон, содержащий электронную подпись владельца автомобиля, может действительно стать незаменимой вещью в век развитых IT-технологий. Однако по утверждению полицейских “в результате коммерциализации процесса выдачи талонов и с возрастанием числа дополнительных функций затерялась главная цель проводимых мероприятий”. Которая, как надеются полицейские, помогла бы выявить злостных нарушителей правил дорожного движения. Ведь только по данным МВД, на сегодняшний день они составляют 15-20% среди 2,5 млн. казахстанских автолюбителей.

Благородная, надо сказать, цель, весьма выигрывающая в свете объявленных президентом 10 сокрушительных ударов по коррупции. Другое дело, как ее осуществляют, и во что в результате могут вылиться попытки ее реализации. Именно об этом шла речь во время встречи представителей общественности в Национальном пресс-клубе. Как выясняется, непонятная ситуация со стоимостью талонов не единственная проблема. Изюминка этого проекта, задуманная предприимчивыми бизнесменами из среды чиновников, лежит вовсе не в каких-то нескольких миллиардах тенге. Кстати, учитывая, что в стране 2,5 млн. автолюбителей, в чьи-то карманы действительно может попасть более 5 млрд. тенге, если цена за талон составит 2050 тенге.

Но это мелочи по сравнению с тем, что в результате может произойти в итоге. “Вы помните, что, согласно закону, действовавшему до 1 января этого года, в случае менее 2 тыс. МРП можно было тендер не проводить. Они так и вышли из этой ситуации, сделав, что МВД не закупает оборудование, а арендует. В год получается порядка 30 млн. тенге. Естественно, это на много больше чем 2 тыс. МРП. Но здесь придумана вторая хитрость. Они взяли и разбили эти 30 млн. на области. Получилось, у каждого из 16-ти субъектов меньше 2 млн. Как будто бы каждая область должна была проводить тендеры, но поскольку сумма меньше 2 млн. тендер проводить не надо. С этим надо разбираться. Ни в коем случае каждая область отдельно не должна была проводить тендер. Представьте себе в каждой области, разные частные компании, с разным оборудованием, разными системами учета… Вообще в Казахстане такой хаос начнется! Вот я, знакомясь со всеми этими документами по механизму осуществления проекта с талонами, обнаружил web-сайт, кажется, “e-kz.com”, может быть и принадлежащий Процессинговому центру. Так вот там написано о Дополнительных услугах. Мне кажется, что весь корень зла именно в этих Дополнительных услугах. Представьте себе, сейчас многие частные структуры делают свои пластиковые карточки: со скидками, банковские карточки и прочие. Естественно, чтобы завоевать клиента, чтобы он приобрел эту пластиковую карточку, затрачен гигантский труд компании. Задействован и авторитет, и дорогостоящая реклама, и всевозможные иные привлекалочки. А тут, на государственном ресурсе, где уже сегодня числится 2,5 млн. водителей, а завтра это число будет расти, какая-то фирма начинает торговать, по сути, вот этими людьми. Получается, что 2,5 млн. человек станут клиентами частных компаний, которые сядут в эти Дополнительные услуги. Вот она махровейшая коррупция! Естественно, что частная структура будет этим торговать. Попробуй, вклинься к ним в сеть. Сразу скажут: “войдешь в нашу сеть, и у тебя сразу появится 2,5 млн. клиентов”. Где-то по белому, где-то в черную будут торговать. Но это торговля, и на будущее это мощнейший задел! Как я понимаю, продажа талонов не такие уж и большие деньги. И от них, в пользу будущих дивидендов, вполне можно отказаться. Зная, что в будущем они на этом могут заработать десятки миллиардов”, — говорит адвокат Сергей Уткин.

Непонятна и ситуация с новыми водительскими правами, где тоже внедрены микрочипы, призванные выполнять те же функции, что и предлагаемые талоны. “Оказывается, права – это официальный государственный документ, и он должен вестись на государственном уровне. А талон сделали частной карточкой. Это документик, который выдает фактически частная структура, она же обслуживает и зарабатывает на этом доход. Между тем, в постановлении вышедшему на конец декабря 2007 года, существует пункт, в котором отмечается, что, согласно бюджету на 2008 год, государство планирует понести расходы на водительские права с электронным чипом, покупку оборудования, программного обеспечения. Получается, что сейчас идет что-то с этими талонами, а правительство, не зная об этом, и дальше спокойненько работает с правами, планирует выделить на это деньги… Что такое происходит?”, — удивляется Сергей Уткин.

Кстати, в нормативных документах регламентирующих механизм выдачи бесплатных талонов отмечается, что каждый человек должен принести справку с административной группы о своих адм.взысканиях. “Представьте себе, 2,5 млн. человек будет ходить по всем этим адм.группам, выстаивать гигантские очереди, мучиться. Потом эту справку нести в РЭО, которые рассматривают вопрос 30 дней, и лишь затем выдадут талон. Это что, такая специальная система выматывания?”, — недоумевает адвокат.

Всерьез решив бороться с вопиющей несправедливостью, представители казахстанской общественности пришли к выводу, что, прежде чем вводить талоны, властям необходимо все тщательно расследовать, а пока не наломано дров, уже сейчас приостановить выдачу этих самых талонов. Пока же комментаторы казахстанской зоны Интернет, адвокаты и просто водители собрались вечерком 13 февраля на улицах Алматы, чтобы обсудить возникшую проблему. Впрочем, несмотря на многочисленные комментарии и желание многих присоединиться к активистам больного для автоводителей вопроса, на самом деле к месту встречи пришло не более 20-30-ти человек. Да и то парадокс заключается в том, что большую часть из них составляли журналисты (часть из которых вообще не имеют ни водительских прав, ни машины), да еще два-три человека из КНБ (которых постоянные участники митингов и подобных встреч уже знают в лицо). Потусовавшись и посмотрев на приобретенные уже некоторыми водителями талоны, проверив их в действии, люди тихо-мирно разошлись. Кстати, вот о чем говорилось на встрече:

— (один из автовладельцев, успевший приобрести талон) Если каждый на эту карточку по 25МРП закинет, и они месяц эту сумму отдержут на депозите, это пять лимонов с воздуха, раз им и упало. И что это не коррупция что ли?! Чистой воды коррупция.

— (другой, не имеющий талона) Тусумов говорил, что до ввода карточки существует еще процедура. Так, что карточку можно и не вводить. А поскольку инспектор ввел карточку в терминал, значит, с него спросят дальнейшие действия. По-тусумовски получается, что коррупция исключается.

— (первый автовладелец) Я не пойму, почему Тусумов такой “доверчивый”? Совбез обманул, президента обманул, правый руль ему с рук сошел. Теперь он карточки вводит, завтра еще что-нибудь придумают. На этой же волне поставили вопрос о семилетке, т.е. теперь на ввоз и эксплуатацию ввести семилетку. Получается, что 80% машин надо выкинуть на свалку. Они не смогут ездить, если введут семилетку.

— (еще один участник встречи) Смагулов жаловался, что из 10 машин в последнее время продается только 1 новая.

— (журналист) Может быть, это делается для того, чтобы снизить количество машин в стране?

— (водители хором) Мы об этом и говорим. Но кого это коснется? Это коснется простых граждан. Сами чиновники накупили дорогих машин. Их машины стоят от 50-60, 100, 200, 300 тысяч зеленных.

— Я не понял, а как с терминалом? Там же код вводится.

— Инспектор должен отвернуться, ты вводишь код, он поворачивается: “А это вы оказывается….”.

— Вот талон, видишь. Бесплатный. Я вот права менял, талончик получил. Сейчас мне его через две недели адаптируют. Пока, если у меня деньги есть, я могу с помощью этого талона оплатить штраф. Но в дальнейшем, они хотят, чтобы я мог оплатить страховку, медицинские услуги.

— (адвокат) Инспектор зафиксировал правонарушение. Водитель ввел в терминал код, инспектор будет туда сразу же забивать это правонарушение. С помощью цифр, шифров и т.д. Дальше он имеет право определить, согласен водитель с правонарушением или не согласен. Конечно, ты можешь возмущаться и говорить, что не согласен, но вырвать талон из рук инспектора ты не можешь. Инспектор нажимает на кнопки и получается, что ты согласен. Еще нажимает, снимает деньги, если они есть. Можешь потом доказывать, что это не так, поезд ушел. Конечно, там говорят, что в случае не согласия по старинке заполняются бумаги. Но! Если у гаишника в терминале уже введен пин-код, он запросто нажимает три клавиши и согласие есть.

— (водители) Да что карточка. Надо как раньше. Отдаешь ему тенге и спокойно едешь дальше.

— (вывод всех) Это не полицейский, который обязан следить за безопасностью на дорогах, это кассир с терминалом, получается!