Мусульманский ренессанс в странах СНГ принимает противоречивые формы

Обзор российской прессы

Новые известия” пишет, что у киргизских чиновников и депутатов появилась идея фикс, которая на этой неделе может оформиться в виде нового законопроекта. Планируется перевести государственный язык Киргизии с кириллицы на латинский алфавит. Обсуждение этой инициативы обещает быть бурным: в стране немало как сторонников, так и противников подобных перемен.

Среди азиатских стран СНГ к сегодняшнему дню на латинский алфавит переведены языки Азербайджана, Узбекистана и Туркмении. Соседний Казахстан также заявил о намерении латинизировать свой государственный язык. Правда, у Астаны сразу появились проблемы — как сообщают тамошние социологические службы, более половины казахов не владеют в совершенстве родным языком. Кроме того, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в свое время говорил, что слишком торопиться в этом деле не стоит: вопрос надо тщательно исследовать, изучить международный опыт и т.д.

Что касается жителей киргизской столицы Бишкека, то уровень знания родного языка здесь еще ниже, чем в Казахстане. Все познания в этой сфере ограничиваются бытовым уровнем общения. Другое дело регионы Киргизии, особенно отдаленные”.

Фергана.Ру” передает, что гуманитарная помощь, которую оказывает Таджикистану международное сообщество, поступает в страну с опозданием, в связи с чем теряет свою актуальность.

Так, в воскресенье, 2 марта, в аэропорту Душанбе приземлился самолет из Испании, который доставил две с половиной тонны гуманитарного груза, в основном — генераторы и теплые одеяла, сообщает Регнум. Между тем и энергетический кризис, и небывалые холода в Таджикистане уже далеко позади. Средняя дневная температура воздуха в столице республики в эти дни достигает 14 градусов тепла, а лимит подачи электроэнергии, введенный в Душанбе в начале февраля, отменен с 1 марта

Железнодорожный состав с гуманитарной помощью из Казахстана прибыл в пострадавшую от холодов, но уже согревшуюся республику только 3 марта. В трех вагонах находилось около шестидесяти тонн продовольствия и почти тридцать тонн теплой одежды, которая пригодится уязвимым слоям населения, вероятно, уже только на будущий год”.

РБК daily” сообщает, что сегодня президент Украины Виктор Ющенко отправляется в краткое турне по Средней Азии. “В Таджикистане украинцы рассчитывают потеснить российских поставщиков оборудования для ГЭС и \»Рособоронэкспорт\», а в Казахстане — заручиться согласием на поставки нефти для нефтепровода Одесса — Броды — Плоцк, чтобы хоть немного ослабить энергетическую хватку Москвы”.

Формально Ющенко едет в Астану открывать \»год Украины в Казахстане\», однако в контексте визита упоминается вопрос участия Казахстана в наполнении нефтепровода Одесса — Броды. Однако на казахскую нефть во многом рассчитан и российский проект Бургас — Александруполис, потенциальным конкурентом которого является Одесса — Броды. Пока Нурсултан Назарбаев остерегается конфликта с Москвой и настаивает на переговорах с ее участием. Тем не менее, на казахскую нефть рассчитывают и в Киеве, и в Варшаве. \»В конце февраля консорциум \»Сарматия\» по достройке нефтепровода Одесса — Броды до Гданьска объявил тендер на его наполнение, — напомнил РБК daily директор энергетических программ Украинского центра имени Разумкова Владимир Сапрыкин. — В прошлом году представители Казахстана говорили, что свободная нефть у них есть. Возможно, к маю созреют соглашения\»”.

Независимая газета-Религии” отмечает, что мусульманский ренессанс в странах СНГ принимает противоречивые формы.

В январе 2007 года директор службы национальной безопасности США Джон Негропонте выступил с ежегодным докладом, где высказал мнение, что репрессии, политический застой и коррупция в странах Центральной Азии создают благоприятную почву для развития \»радикальных исламских настроений и движений\». Опасность роста экстремизма в этом регионе столь высока, что США следует задуматься о целесообразности партнерства с центрально-азиатскими странами в энергетической сфере и в борьбе с терроризмом, считает глава американского разведывательного ведомства.

Темпы исламизации Центральной Азии и Северного Кавказа действительно впечатляют. В советские годы образ жизни населения Центральной Азии и Северного Кавказа мало отличался от того, как жили остальные граждане СССР. Практически все местные мужчины употребляли алкоголь, а женщины одевались так же свободно, как и в других союзных республиках. Ситуация кардинально изменилась после распада СССР. Можно без преувеличения сказать, что ислам стал моден в Центральной Азии и на Северном Кавказе”.

Однако возрождение ислама в Центральной Азии и на Кавказе приняло достаточно причудливые и разнообразные формы. “В центре южного киргизского города Ош возвышается гора Сулеймана. Мусульмане считают это место святым, и многие из них верят, что если три раза подняться на гору, то это равноценно хаджу — паломничеству в Мекку”.

Наиболее решительными противниками языческих ритуалов в исламе являются так называемые ваххабиты. “Впервые о них в Центральной Азии и на Северном Кавказе заговорили в начале 90-х годов прошлого века, когда жители бывшего Советского Союза получили возможность обучаться за рубежом. Ваххабиты придерживаются распространенного в Саудовской Аравии ханбалитского толка ислама. Таких людей можно назвать \»мусульманскими протестантами\». Они выступают за очищение ислама от поздних нововведений, за возвращение к вере времен Пророка Мухаммада. По их мнению, недопустимо строительство пышных надгробий, поклонение на мазарах (могилах исламских подвижников)”.

Партия \»Хизб ут-Тахрир\», несомненно, из всех радикальных исламских организаций Центральной Азии наиболее популярна. Интересно, что организация практически не имеет своих сторонников на Северном Кавказе, хотя достаточно активна в Татарстане. Главная цель партии — объединение мусульман всего мира в единый халифат. Сторонники организации считают западную демократию неприемлемой для мусульман и называют США, Великобританию и Израиль \»порождением дьявола\». Члены партии, подобно русским радикальным националистам, склонны винить во всех бедах евреев и считают всех своих врагов замаскированными представителями этой нации”.

В Центральной Азии широко распространено мистическое направление ислама суфизм (дословно \»суф\» — шерсть, так как суфии в древности предпочитали грубые шерстяные накидки). Суфии пытаются достичь познания Бога с помощью персонального опыта и медитации, во многом очень схожих с теми, что используют буддисты и йоги.

Наибольшей популярностью здесь пользуются два направления (тариката) суфизма — Накшбандия и Кадарийа. Накшбандию основал в XIV веке в Бухаре местный жестянщик Бахауддин Накшбанди. Потом его последователи появились во всем исламском мире. В XIX веке сопротивление русским войскам на Кавказе оказывали в первую очередь члены этого братства. К этому же тарикату принадлежало и большинство среднеазиатских басмачей”.

Новые известия” сообщают, что в Орловском городском суде начались слушания по беспрецедентному для России уголовному делу. “На скамье подсудимых — трое жителей Орла, которых обвиняют в организации незаконной миграции и использовании рабского труда. По данным следствия, главой группы был неофициальный владелец сети автомоек, записанных на сестру, а по совместительству член Орловской областной комиссии по борьбе с коррупцией Алексей Прыгунов. Он нанимал граждан Узбекистана и, пользуясь их бесправным положением, угрозами заставлял бесплатно на себя работать. По делу проходят 24 потерпевших”.

***

При составлении обзора использованы материалы дайджеста \»Центральноазиатские новости\» от ИА \»Фергана.Ру\»